В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Молодежная политика с Николаем Тонковым Назад
Молодежная политика с Николаем Тонковым
В Москве в Центральном Доме журналиста в рамках "Сенаторской гостиной" 4 апреля Николай Иванович Тонков, заместитель председателя комитета Совета Федерации по делам молодежи и спорту, встретился с корреспондентами российских СМИ, сообщает информационное агентство "Росбалт".
Государственная молодежная политика становится важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений. По словам Николая Тонкова, в соответствии со стратегией молодежной политики РФ предполагается формирование системы государственных приоритетов и мер, которые создадут условия для успешной самореализации молодежи (в возрасте от 14 до 30 лет) и развития ее потенциала в интересах России. Это важно для социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны.
- В этой сфере основная задача Совета Федерации как законодательного органа - создание условий для системного решения всех значимых вопросов молодежной политики, обеспечение устойчивой законодательной базы, основанной на наиболее удачных примерах региональной и федеральной практики и мировом опыте, - подчеркнул Николай Тонков.
Член Совета Федерации считает, что, несмотря на схожесть проблем молодежи для всей страны и наличие в принципе единого понимания эффективных механизмов по решению задач, усилия власти на федеральном, региональном и местном уровнях и в разных регионах зачастую разрознены и далеко не всегда скоординированы. Принятие нового федерального закона в этой сфере способно упорядочить молодежную политику на всех властных уровнях и повысить эффективность реализуемых программ. Отвечая на вопросы журналистов, сенатор отметил, что во многом будущее России будет зависеть от того, насколько здоровой и спортивной будет сегодняшняя молодежь. Другими приоритетами программы Тонков назвал защиту прав молодежи и создание условий для ее трудовой и деловой реализации, формирование органов молодежного самоуправления (в 53 субъектах РФ действуют такая форма взаимодействия власти и молодежных объединений, как молодежный парламент, еще в 23 субъектах идет работа по их формированию).
- Это эффективная и действенная форма вовлечения молодежи в системную общественную жизнь, успешно конкурирующая с неформальными молодежными группировками, зачастую радикальными или откровенно криминальными, - рассказал Николай Тонков. - В нашем регионе программа "Ярославское молодежное правительство" действует с 1998 года и объединяет самых активных представителей молодежных общественных организаций, которых в регионе больше 140.


Николай Тонков о новой молодежной политике

4 апреля в Москве в Центральном Доме Журналиста в рамках "Сенаторской гостиной" Николай Иванович Тонков, заместитель председателя комитета Совета Федерации по делам молодежи и спорту, встретился с корреспондентами российских СМИ. Журналистов интересовало отношение сенатора к молодежной политике государства, его видение ситуации и возможные пути решения этих проблем. Вот некоторые темы, которые были затронуты на встрече.

По словам Николая Ивановича, молодежная политика - это целый спектр проблем современного российского общества, включающий в себя формирование здорового образа жизни, вопросы образования, подростковой преступности, трудоустройства молодых специалистов, обеспечения молодых семей жильем и многое другое. В России 39,6 миллионов граждан в возрасте 16 - 30 лет, что составляет 27,3% населения страны. Молодежь -стратегический ресурс нашей страны и создание возможности для развития и самореализации молодого поколения определяет будущие позиции России в мире, ее конкурентоспособность.

Каждая из этих проблем в отдельности важна и значима. Каждая из них заслуживает пристального внимания на всех властных уровнях, и могла бы стать предметом для нашей с Вами встречи. Однако основная задача Совета Федерации, как законодательного органа, - создание условий для системного решения всех значимых вопросов молодежной политики, обеспечение устойчивой законодательной базы, основанной на наиболее удачных примерах региональной и федеральной практики, мировом опыте.

Николай Тонков: "Сегодня на уровне субъектов Федерации создана серьезная база нормативных правовых актов в области молодежной политики. Законы о молодежи действуют в том или ином виде в 75 субъектах Федерации. В Ярославской области, которую я представляю, "Закон о молодежной политике" принят в 1997 г. В регионах действуют целевые программы, направленные на расширение возможностей в области образования, обеспечение жильем молодых семей, стимулирование занятий спортом и так далее. Но федерального закона, регламентирующего вопросы молодежной политики не существует. Отсутствует единое понимание комплекса мер, направленных на решение проблем молодежи. От региона к региону отличается даже трактовка понятия "молодежь". Например, если в большинстве региональных законов установлены возрастные границы от 14 до 30 лет, то в Москве верхняя планка ниже и составляет- 27 лет, в Магаданской области и Мордовии поднята нижняя граница - там молодежью называются граждане в возрасте от 18 до 30 лет. В 8 субъектах Федерации молодежная политика, вообще, никак законодательно не регулируется {Калмыкия, Чечня, Эвенкийский АО, Воронежская, Новгородская, Пензенская и Псковские области). Возможно, подобные различия от региона к региону кажутся не столь значимыми, но согласно Конституции все граждане РФ обладают на ее территории равными правами, и молодым людям независимо от региона должны быть предоставлены равные возможности при получении образования, занятиях спортом или решении жилищных проблем".

Действительно: молодежные проблемы для всей страны схожи, и, в общем, присутствует единое понимание эффективных механизмов по решению целого ряда проблем, усилия на разных властных уровнях и в разных регионах зачастую разрознены и далеко не всегда скоординированы. Разработка единого подхода к реализации таких механизмов на всем пространстве РФ способна значительно повысить их эффективность. В 1999 г. была предпринята попытка сформировать единое правовое поле в области молодежной политики. В то время обеими палатами Федерального собрания был рассмотрен и одобрен закон "Об основах государственной молодежной политики". Но в дальнейшем закон был отклонен Президентом ввиду декларативности подавляющего большинства положений закона. И, по мнению Николая Тонкова, федеральный закон должен давать четкие ответы на вопросы о разграничении полномочий и сфер ответственности федерального центра и местных властей, предлагать действенные и реальные механизмы при решении основных проблем молодежи. Проект Закона образца 1999 г. не вполне соответствовал решаемым задачам. В то же время принятие аналогичного законодательного акта федерального уровня способно упорядочить молодежную политику на всех властных уровнях и повысить эффективность реализуемых программ. Кроме того, по мнению сенатора, очень важно установить единый понятийный аппарат (дать определение понятиям "молодежь", "молодая семья").

"Впоследствии", - говорит Николай Тонков, - "на базе федерального законодательства должна быть произведена унификация законодательства регионального, что позволит повысить эффективность как отдельных федеральных программ, так и воплощение всей молодежной политики в целом. Особенно стоит отметить образование. Если для обеспечения равных возможностей по доступу к образованию для молодежи из малообеспеченных семей определенные шаги предпринимаются (ВУЗы принимают студентов на бесплатной основе, действуют льготы для отдельных категорий граждан и т.д.), то качество образовательных услуг вызывает особое беспокойство.

Сегодня до 25% занятых на рынке труда имеют высшее образование, однако Вт значительном числе случаев это сводится к наличию документа об окончании того или иного учебного заведения. Знания, получаемые в учебных заведениях зачастую в работе неприменимы. При подготовке специалистов ВУЗ, например, заинтересован в будущих преподавателях-теоретиках, тогда как потенциальный работодатель - в сотрудниках-практиках. Такой "разрыв" в интересах участников обучающего процесса приводит к тому, что около 40%-выпускников ВУЗов (1995 - 2005 гг.) никогда не работали по специальности. Разработка механизма взаимодействия учебного заведения и работодателя - также одна из значимых задач молодежной политики".    

Тонков также отметил, что формирование у молодежи понимания о необходимости здорового образа жизни - самая сложна из поставленных Президентом задач. Ее решение требует peaлизации фактически всего комплекса молодежной политики, так как проблема алкоголизма и наркомании носит социальный характер и требует не только создания условий для самореализации молодежи, но и значительной работы с общественным мнением, организацией широкомасштабной пропаганды здорового образа жизни, изменений в уголовном законодательстве. И в данном случае, на достижение цели по оздоровлению нации работают как стимулирующие, так и профилактические меры. С одной стороны, Правительством РФ 11 января 2006 г. утверждена федеральная целевая программа "Развитие физической культуры спорта в РФ на 2006-2015 гг", предусматривающая наряду с реконструкцией спортивных объектов и развитием спортивной инфраструктуры по месту жительства проведение разъяснительной работы в молодежной среде С другой стороны, разработаны и вынесены на рассмотрение изменения в федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", увеличивающие возраст, при котором детям будет оказываться медицинская помощь без их согласия, но по просьбе или с согласия родителей с 15 до 16 лет. И это лишь отдельные примеры комплексного подхода к реализации поручений Президента. Сочетание мер по расширению возможностей занятий спортом и ограничена распространения наркомании алкоголизма даст позитивны результат.

Газета "Северный край" 06.04.2006

Док. 283919
Перв. публик.: 16.04.06
Последн. ред.: 14.03.07
Число обращений: 374

  • Тонков Николай Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``