В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Профи на ринге Назад
Профи на ринге
Законы о науке и образовании будет готовить спецкомиссия

ЗАВТРА в Комитете Госдумы по образованию и науке пройдут парламентские слушания, посвященные инновациям. Чтобы стимулировать их внедрение, необходимо принять пакет нормативно-правовых документов. Учитывая важность и сложность проблемы, профильный комитет внес в свою работу принципиальные изменения. Об этом его председатель Николай Булаев рассказал корреспонденту "РГ".

- Некоторые решения Думы вызвали крайне негативную реакцию среди ученых. Например, предложение лишить организации РАН налоговых льгот на землю. Вы изменяете работу вашего комитета, чтобы избежать подобных неприятных коллизий?

- В том числе и для этого, но проблема шире. Малейшие модернизации в образовании и науке вызывают мощный резонанс в обществе. Эти сферы очень ранимы.

Любые неаккуратные воздействия на них наносят такой вред, что для исправления потребуются годы.

Скажем, научные школы создаются десятилетиями, а разрушить их можно одним росчерком пера.

Словом, здесь, как и в медицине, законодатель обязан исходить из принципа "Не навреди".

Как этого добиться? Позиция комитета: обсуждение всех документов должно быть максимально публичным. Поэтому решено создать специальную комиссию, состав которой уже утвержден. В ней около ста человек. Все высококлассные профессионалы, которые могут иметь полярные точки зрения на проблемы науки и образования. Хотим, чтобы они сошлись на нашей площадке. Это позволит вырабатывать законы профессионально, а не на основе лоббирования интересов узкого круга.

- Нередко в адрес депутатов звучат обвинения, что они штампуют документы, выходящие из стен правительства.

- Давайте конкретно. Возьмем хотя бы принятый недавно Закон # 122, касающийся изменений в законодательстве об образовании.

По сравнению с тем, что первоначально предлагало правительство, окончательный документ отличается радикально. Так, за учреждениями образования сохранено право брать и сдавать в аренду помещения, им разрешено распоряжаться средствами из внебюджетных источников, прежним остался порядок принятия устава учреждений. Всего в закон вошло почти сто поправок к правительственному документу. Поэтому, когда нас обвиняют, что мы во всем соглашаемся с правительством, отвечаю: это оно было вынуждено согласиться с нашими предложениями.

- Зачем же тогда для подготовки документов по науке и образованию собирать "вече" из ста человек и устраивать мощный мозговой штурм?

- С одной стороны, нередко обсуждение важнейших вопросов превращается в политические дебаты, что вредит делу. С другой, мы не можем принимать законы, рассчитанные на десяток ведущих вузов или институтов. Коллективов науки и образования в стране тысячи, и закон должен учитывать интересы и "гигантов", и "карликов". На стадии обсуждения законов им надо дать право высказаться. Опять же приоткрою "кухню" подготовки Закона No122. Здесь, в этом кабинете, три недели до хрипоты, часто до полуночи спорили не политики, а 20 ректоров государственных и негосударственных вузов, преподавателей начального и среднего образования. И хотя сталкивались противоположные мнения, удалось найти приемлемые для всех решения. Потому что прежде всего они профессионалы.

Тогда-то и родилась идея продолжить этот опыт, создать комиссию, о которой я говорил.

Мы открыты для разных мнений. Не только депутат, но и любой ученый, преподаватель может прийти к нам со своей точкой зрения. Тогда законы придут на подготовленную почву, а не будут для общества как снег на голову.


Российская Газета. Москва.

8 Декабря 2004 г.



Док. 284122
Опублик.: 14.03.07
Число обращений: 293

  • Булаев Николай Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``