В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ: `Правых` ждет жесткий отбор Назад
Максим АРТЕМЬЕВ: `Правых` ждет жесткий отбор
Сообщение о грядущем переименовании партии "Свободная Россия" в "Гражданскую силу" вызвали к жизни новый этап дискуссий о судьбе правых партий в современной России.

То, что они должны быть - сомнений не вызывает. Вспомним избитую метафору Леха Валенсы о том, что общество не может идти, ступая только на одну ногу. В сегодняшней ситуации налицо заполненность левого фланга политического спектра - "Справедливая Россия", КПРФ, ряд других партий. В центре обосновалась "Единая Россия", которая, впрочем, желает загребать голоса со всех сторон, а по программной сути является правой и консервативной, но, тем не менее, так не позиционируется. ЛДПР тоже является на деле центристской партией (и, одновременно, популистской). Судя по всем прогнозам политологов, в Думу проходят четыре партии: две левые - "СР" и КПРФ, и две центристские - "ЕР" и ЛДПР.

Но что же на правом фланге?

До последнего времени основным претендентом на голоса правого электората выступал СПС. Но после своего триумфа в 1999 году, когда правые под руководством Немцова, Кириенко и Хакамады получили более 8 %, Союз правых сил неуклонно терял в своей популярности. Уже на парламентских выборах 2003 года СПС ждал унизительный разгром. После начался и до сих пор не завершился период шатаний и разброда. Вроде бы Чубайс и взял правых на содержание, получил окончательный контроль над партией, и поставив во главе нее своего человека - Никиту Белых. Но, с другой стороны, многие отцы-основатели покинули СПС - та же Хакамада, например. На региональных выборах 2004 года СПС добился некоторого успеха, сумев пройти в заксобрания порядка десяти субъектов Федерации. Но это "победа" (заключавшаяся в самом факте обладания 1-3 депутатскими мандатами) стала возможной только благодаря тому, что подряд на проведение кампаний получил Антон Баков со своими приемами сетевого менеджмента, локальными договоренностями с местной властью, и отчаянного популизма. Риторика СПС в тот момент не имела ничего общего с правой идеологией.

В декабре 2006 года СПС получил второе место на выборах в Перми - опять-таки под руководством Бакова с его излюбленной стратегией и к тому же на родине Никиты Белых. Но этот результат сильно подействовал на вождей СПС, и теперь они стремятся повторить его в масштабах всей страны. Однако прежде посмотрим, добьются ли они хоть каких-либо значимых достижений на мартовских выборах.

СПС давно уже не является партией определенной и ясной идеологии. Его нахождение на содержании РАО "ЕЭС" сильно ограничивает самостоятельность этой партии и делает ее придатком партии власти на правом фланге. Недаром после четырех лет нахождения в Госдуме, когда правительством были приняты самые смелые инициативы правых, наподобие "плоского" подоходного налога, СПС нечего было сказать избирателю, и он с треском провалился. Даже свои несомненные достижения правые не смогли наглядно представить, отказавшись от серьезного оппонированию Кремлю и "Единой России". Чубайс даже называл последнюю "братской партией" - вверх распада идейного, говоря словами Ленина.

Сегодня о том, что СПС преодолеет в декабре семипроцентный барьер всерьез не говорит никто. СПС нужен власти для демонстрации политического плюрализма и для того, чтобы держать либералов под надежным контролем Чубайса.

"Яблоко", которое "правой" парией можно назвать только условно (лучше употреблять термин "демократическая пария"), находится в еще более худшем положении. Явлинский - не Чубайс, и не имеет его финансовых и организационных возможностей. За время, прошедшее после 2003 года, "Яблоко" неуклонно сдавало позиции. Его единственным достижением было прохождение в Мосгордуму в союзе с СПС. И то симбиоз получил лишь третье место, пропустив далеко вперед коммунистов, наглядно опровергнув устойчивое мнение, что Москва, якобы, является цитаделью демократических настроений. "Яблоко" вообще все списали со счетов, и недаром в политтусовке ходят устойчивые слухи о том, что партию вот-вот "продадут" не то Касьянову, не то еще кому-то.

Сторонники Касьянова из "Другой России", в основе своей бывшие вожди СПС - Хакамада, Стариков, Травкин, отлично понимают, что у них еще меньше шансов, чем у СПС или "Яблока". Каспаров или Михаил Михайлович - скорее одиозны, чем популярны. Все достижения правительства Касьянова 2000-2004 годов связываются не с его именем, а с именем Путина. То, что эти деятели страшно далеки от народа, не отрицают даже самые яростные приверженцы "Другой России".

На этом фоне некие политические аналитики уловили существующий запрос у респектабельной публики на нечто прогрессивное и современное, отвечающее запросам среднего класса. СПС, "Яблоко" уже устарели и надоели, "Другая Россия" - опасна и маргинальна, идет против власти, чего в России традиционно не любят, особенно зажиточные слои. В этой ситуации, ситуации неудовлетворенного спроса, и возникает "Гражданская сила". В принципе расчет политтехнологов имеет под собой основания. Так как правый электорат существует, то необходимо ему что-то предложить. Весь вопрос в том, что ему предлагается? Барщевский, войдя в "Свободную Россию", - до того маргинальную структуру, предлагает, по-видимому, нечто вроде партии "известных и интеллигентных людей", некий эрзац "Яблока", без выпячивания на первый план либеральной идеологии. Ее лицом становятся певица Тамара Гвердцители, писатель Леонид Жуховицкий, солист группы "Несчастный случай" Алексей Кортнев, писательницы Мария Арбатова и Татьяна Устинова, режиссер Марк Розовский, телеведущий Валдис Пельш, кинорежиссер, сценарист и продюсер Алла Сурикова. Публика московская, интеллигентская, но не снобистская.

Сам Михаил Барщевский пусть и не телезвезда, но в достаточной степени "раскручен" через всевозможные передачи, а также книги, которые он в последнее время усиленно сочиняет. Этого, конечно, недостаточно для победы, но в качестве первого шага вполне довольно. Дальнейшее зависит от самого Барщевского, его спонсоров и политтехнологов. Априори утверждать, что "Гражданской силе" ничего не светит, мы бы не стали. Пусть даже она пропускает мартовский цикл выборов.

Все зависит от ряда факторов, из которых не все во власти партийного руководства. Основная борьба может развернуться даже не в публичной сфере, а в закулисье. В тех сферах, где решается, какой партии помогать, кого допускать до выборов, кому давать эфир, можно ожидать серьезные столкновения лоббистов и ходоков от СПС и "Гражданской силы". В принципе, обе партии опасности для действующей политической конструкции не представляют. Обе - системные игроки, не революционеры, и прекрасно знают и соблюдают правила, установленные свыше.

Проблема правых в России - проблема культурно-историческая. Под своим истинным именем они выступать не могут ввиду стойкого предубеждения основной массы избирателей. Гайдаровские реформы и чубайсовская приватизация оказались слишком тяжелым шоком, чтобы их можно было так легко забыть. Только как следует замаскировавшись, правые могут на что-то рассчитывать. Удастся ли Барщевскому со товарищи создать привлекательную обертку? Ждать осталось ровно девять месяцев.

http://www.novopol.ru/article16720.html

01 марта 2007

Док. 285083
Опублик.: 19.03.07
Число обращений: 334

  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``