В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эдуард ПОПОВ: Россия будет прирастать... Средней Азией? Назад
Эдуард ПОПОВ: Россия будет прирастать... Средней Азией?
Минувший 2006 год прошел в России под знаком пристального внимания государства и общества к миграционной проблеме. В последние месяцы она прочно вошла в список наиболее "горячих" тем, что свидетельствует об обострении данного вопроса. Не вызывает сомнений, что в дальнейшем ее актуальность будет лишь обостряться. Второй тезис, не вызывающий сомнений, - "миграционный" вопрос необходимо решать в комплексе с целым блоком иных вопросов. К числу таковых следует отнести: выработку принципов национальной политики РФ; исправление демографической ситуации; совершенствование российского законодательства в соответствие с новыми этнополитическими и социально-экономическими вызовами современной России. Наконец, необходимо учитывать сложную внешнеполитическую ситуацию и состояние взаимоотношений между РФ и другими странами бывшего СССР, а также с клубом ведущих держав Запада, весьма ревниво относящихся к попыткам России проводить более самостоятельную внешнюю и даже внутреннюю политику.

Наличие целого комплекса проблем, тесно взаимосвязанных с проблемой миграции, сильно затрудняет выработку концепции антикризисных мер и ее последующую реализацию. Однако не вызывает сомнений, что данный вопрос необходимо рассматривать лишь в общем контексте различных рисков, некоторые из которых (но далеко не все) были нами обозначены выше. И лучше поздно, чем никогда обратить внимание на проблему номер один - непрекращающееся сокращение людских ресурсов. Стремительное, порядка 700 тыс. человек в год (данные приведены в прошлогоднем Послании Президента России Федеральному собранию) уменьшение численности населения страны не может не вызывать серьезной обеспокоенности. Именно эта проблема стала центральной в прошлогоднем обращении Президента России В. Путина к Федеральному собранию, произведя настоящий фурор в рядах безынициативного чиновничества и столь же безликой партии власти.

Тем, кто следит за событиями в общественной жизни страны, хорошо известно, что эта "новая" инициатива власти уже неоднократно звучала. Демографическую проблему считали главной и Александр Исаевич Солженицын, и представители партийного сообщества. Первой из партий тему демографической катастрофы подняла Российская пария ЖИЗНИ, за ней последовала динамичная оппозиция из партии "Родина". Интеллектуальным штабом РПЖ была разработана Концепция демографической политики России в XXI веке, "Родина" предложила программу "Сбережение нации". Постоянно - и не в унисон с большинством нашей правящей элиты - говорил об этой проблеме и спикер верхней палаты российского парламента С. М. Миронов, председатель Российской партии ЖИЗНИ. Поэтому неудивительно, что сегодня поиском решения данной проблемы в наиболее концептуальном виде занимается созданная на основе "Родины" и РПЖ новая мегапартия - "Справедливая Россия", - самый опасный конкурент "Единой России", имеющий все основания стать второй партией власти.

Миграционная политика имеет самое прямое и непосредственное отношение к демографии. Хотя демографические проблемы далеко не исчерпываются миграционными, в нынешней ситуации значение последних очень велико. Думаем, мы не откроем никакой тайны, указав на существование двух основных подходов к решению миграционных проблем. Условно назовем их либеральным и охранительным (или культурно-историческим). Первый наиболее логично выражен в концепции "народа-кочевника" французского политика-глобалиста Жака Аттали. Он подразумевает свободное перетекание рабочей силы из одной страны в другую. Нация здесь подразумевается как механистичное сообщество атомов-индивидов, легко заменяющих друг друга. Индивид либералов, вечный кочевник, маргинал, "внутренний эмигрант" всегда готов сменить одно отечество на другое, поелику национальная принадлежность определяется его политической "пропиской" или, в более радикальном варианте, его шкурно-меркантильными интересами. О таких понятиях, как национальная культура, традиции и дух страны либеральные утилитаристы даже не помышляют. Им, повторяя слова героя фильма "Цирк", советского бестселлера начала 30-х годов, все равно, какие граждане - хоть белые, хоть черные, хоть зеленые, хоть в крапинку. Не вдаваясь в углубленное исследование "кочевнических" теорий, отметим, что на практике они все чаще дают сбои. И не только в "старой Европе" с ее десятипроцентным мусульманским населением (в Германии и Франции) и перманентными беспорядками в арабских кварталах Парижа. В Мекке мирового либерализма Соединенных Штатах Америки старая "добрая" концепция "плавильного котла" кажется уже окончательно доказала свою утопичность.

Второй подход, условно названный нами охранительным или культурно-историческим, исходит, прежде всего, из нелиберального и антилиберального определения нации как национально-культурной общности людей, объединенных историей, культурой, традицией и стратегическими интересами. Образно говоря, нацию объединяет и Прошлое, и Будущее.

Любому здравомыслящему политику, если перевести разговор в политическую плоскость, совершенно не все равно, какие граждане составляют народонаселение его страны. Что, в свою очередь, расставляет определенные акценты в миграционной политике. Кажется, на этих, оправданных здравым смыслом и историческим опытом позициях стоит сегодня Президент В. Путин. По крайней мере, в цитируемом Послании он подчеркнул, что "переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям".

Подобные программные заявления Президента стали, вероятно, полной неожиданностью для нашей либеральной псевдоэлиты, которая, сама являясь кочевником (сегодня - здесь, завтра - в Лондоне) и рассматривая страну как временное местопребывание и источник для выкачивания средств, заинтересована в постоянном перетекании людских ресурсов. Ведь народ, памятующий свои исторические корни и знающий об исторических перспективах, не будет долго терпеть власть этих политиканов.

Однако политическая действительность вносит свои коррективы. Менее чем через год в России состоятся парламентские выборы, за которыми последуют выборы главы государства. Поэтому власть, ассоциируемая с "Единой Россией", исходя из логики партийной борьбы, не может отдать на откуп своим конкурентам украденный у оппозиции выигрышный лозунг. Согласно опросам общественного мнения, большинство россиян положительно воспринимают идею ужесточения миграционного законодательства. Так, согласно опросу ВЦИОМ, эту идею поддерживают 44 % респондентов (Пресс-выпуск ВЦИОМ No 132). Социологические замеры общественных настроений, проводившиеся за последние годы, подтверждают устойчивость этой тенденции.

Итак, власть занимается политическим плагиатом, по привычке заимствуя оппозиционные лозунги и идеи. Поскольку сама давно и безнадежно страдает идейной импотенцией, которую тщетно пытается компенсировать за счет неограниченных ресурсов. Но главная проблема все же в другом. Кто бы ни был инициатором того или иного мероприятия, власть или оппозиция (которая завтра сама может стать властью), не так уж важно. Как говорится, был бы толк. Но вот эффективность озвученных Президентом мер, поневоле подхваченных многомиллионным российским чиновничеством, вызывает большие сомнения. Секрет полишинеля: российское правительство и думское большинство (фракция "Единой России") еще недавно стояли на прямо противоположных позициях. Как отмечалось в СМИ, министр финансов России Кудрин в свое время похвалялся перед западными коллегами тем, что в России сейчас работает каждый четвертый грузин и каждый третий молдаванин. По его сведениям, в 2004 году нефинансовые организации вывезли из России $12 млрд. (данные на 2006 год пока не озвучены). Большую часть этой суммы составили денежные переводы рабочих-мигрантов. Сумма таких переводов из России в Грузию составляет 25 % ВВП этой страны. У Молдавии этот показатель еще выше - 30 %. По неофициальным (и, скорее всего, сильно заниженным) оценкам, в России нелегально живет примерно 5 млн. иностранцев (по другим, вероятно, более достоверным данным - до 10 млн. человек), больше половины которых приехали из стран СНГ, остальные - из дальнего зарубежья, прежде всего из Юго-Восточной Азии. В этой связи озвученное ФМС решение ввести "потолок" численности трудовой миграции в 6 млн. человек в год выглядит явным издевательством. С поправкой на коррумпированность и неэффективность россиянской бюрократии заявленную цифру можно смело умножить вдвое. В результате мы получим все те же искомые 10 миллионов, если не больше.

Итак, заявленное Президентом направление нельзя не назвать в целом правильным. Однако, главной опасностью остается тот факт, что исполнителями воли главы государства станут все те же - заурядные в лучшем случае, продажные и беспринципные в худшем - чиновники и политиканы. Что делает вопрос, вынесенный в заглавие статьи, отнюдь не праздным.

12 января 2007
http://www.narodru.ru/article5612.html

Док. 285089
Опублик.: 19.03.07
Число обращений: 290

  • Попов Эдуард Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``