В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`От Таймыра до Томска` Назад
`От Таймыра до Томска`
Значение северных территорий для России трудно переоценить. Геополитическая и военно-стратегическая роль Севера, богатейшие запасы минерально-сырьевых, биологических и других природных ресурсов, воды, огромные незаселенные пространства, составляющие территориальный резерв страны, определяют место Севера в современной системе государственных интересов России.
Северяне, которые в советские времена пользовались широкими привилегиями за работу в экстремальных условиях Заполярья, оказались забытыми и заброшенными...
О какой перспективе развития Севера мы говорим, если у нас пока даже нет единого понимания - что же такое Север, какая разница между Сибирью, Севером и Арктикой, нет четко очерченных границ Севера? Сегодня к северным территориям относится почти две трети России: и Абакан, где летом вызревают арбузы, и стоящий на вечной мерзлоте Диксон. Естественно, эти территории очень отличаются друг от друга. Однако утвержденная Правительством РФ "Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера" не учитывает неоднородность климатических условий северных регионов и различия в их социально-экономическом развитии. Слабо проработаны вопросы Арктики в среднесрочных и долгосрочных программах развития России. Не разработаны механизмы реализации Федерального закона "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ" и других федеральных законодательных актов по Арктике.
Немало проблем и в сфере экономики. К примеру, острейшим вопросом является работоспособность атомного ледокольного флота. С развалом СССР единая сбалансированная транспортная система была дезорганизована. Оставшиеся у России суда ледового класса выработали свой ресурс или устарели, а на постройку новых у пароходств не хватает средств. В результате уже через 15 лет Россия может остаться без ледокольного флота, а Север - без основного способа транспортировки грузов.
Нельзя обойти вниманием и специфические трудности в социальной сфере, о которых всем хорошо известно. Все эти проблемы - общие для российской Арктики. Но помимо общих, есть также и трудности присущие отдельным регионам.
Таймырский автономный округ - единственный субъект Российской Федерации, полностью находящийся за Полярным кругом. Зима здесь длится 9 месяцев в году, причем морозы бывают ниже 50 градусов при резком ветре. Природные условия можно охарактеризовать как "абсолютно дискомфортные", о чем свидетельствуют многочисленные исследования ученых и медиков. Экстремальные климатические условия Крайнего Севера накладывают особый отпечаток на все сферы жизнедеятельности - от ассортимента в магазинах до миграционной политики.
Таймыр - второй регион в России по площади, он занимает почти 900 тыс. квадратных километров. Освоение этой территории требует огромных затрат. Но откуда их взять? И нужно ли это именно сейчас, когда перед Севером стоят более неотложные задачи? Поселки округа разбросаны на огромных расстояниях друг от друга: от Дудинки до Хатанги, районного центра, как от Москвы до Санкт-Петербурга, почти 700 километров заснеженной тундры. Проложить асфальтированную трассу на вечной мерзлоте чрезвычайно дорого, зимой ее будет заметать пургой, а летом она просто "поплывет". Поэтому одна из важнейших задач - наладить устойчивую работу малой авиации. Мы уже делаем шаги в этом направлении и надеемся, что по окончании преобразований в области воздушного транспорта эта сфера перестанет быть убыточной.
Округ - фактически изолированная от "материка" территория, лишь несколько точек соединяют нас с внешним миром: морские порты и аэропорты в Дудинке, Хатанге, на Диксоне. Основная масса грузов, в том числе и в рамках северного завоза, идет водным путем, а пассажиры в основном могут пользоваться только самолетами: перевозить их по реке можно лишь с июня до середины сентября. Однако аэропорт "Алыкель", входящий в число крупнейших аэропортов России по пассажиро- и грузообороту, находится в критическом состоянии, и если не предпринять срочных мер по ремонту взлетно-посадочной полосы, то через 2-3 года мы будем практически отрезаны от мира. Полоса является федеральной собственностью, однако федеральным бюджетом на ее ремонт предусматриваются такие мизерные средства, которых недостаточно даже для поддержания взлетно-посадочной полосы в текущем состоянии,
Не менее сложный вопрос и с расчетом потребительской корзины для жителей северных территорий. Сегодня средний доход на Таймыре - около 13 тысяч рублей, и многим кажется, что это очень много. Но если посчитать, сколько тратят люди на питание (естественно, продукты у нас вдвое - втрое дороже, особенно свежие овощи и фрукты, поскольку их завозят самолетами), на теплую одежду, в которой комфортно даже в наши морозы, на транспортные расходы (авиабилет "Норильск - Красноярск - Норильск" стоит больше 7 тысяч рублей, а слетать в Москву и обратно обойдется почти в 12 тысяч), то доходы не выглядят такими уж заоблачными.
Прибавим сюда возрастающие расходы на жилищно-коммунальные услуги (а у нас они исчисляются тысячами рублей в месяц), и получается, что у обычного человека со средним доходом не остается средств, чтобы накопить на покупку жилья в более благоприятных климатических условиях. А ведь общеизвестно, что содержание одного пенсионера на Крайнем Севере обходится государству как минимум в четыре раза дороже, чем на "материке". Поэтому по возможности мы стимулируем пенсионеров выезжать в районы с более мягким климатом, выделяем материальную помощь, организуем программы переселения. Однако из-за несовершенства миграционной политики мы сталкиваемся с обратным процессом: неработающие пенсионеры едут на Север, потому что здесь пенсия выше, чем в средней полосе России, и выплачивают ее без задержек.
К сожалению, проблем сегодня на Севере множество. Они тесно связаны между собой, и существует несколько путей их решения. Какой из них выбрать? Это зависит от общей стратегии государства в отношении Севера. Как уже говорилось, к нему относится больше половины страны. Поэтому фактически северная политика - это внутренняя политика всего государства.
Пока у России нет целостного, комплексного подхода к развитию северных территорий, принимаемые решения носят точечный характер. Однако интерес государства к формированию северной политики чувствуется, о чем свидетельствует ряд программных документов, уже принятых на федеральном уровне, а также обсуждаемых в рабочих группах Госсовета и Госдумы.
Очевидно, что прежняя тотальная опека Севера со стороны государства больше неприемлема. Мы не можем себе позволить распылять средства, фактически закапывать их в вечную мерзлоту. В планах по освоению и развитию Севера государство должно опираться на точки естественного роста, на рентабельные, прибыльные, развивающиеся предприятия. И здесь главная задача - просто не мешать им, дать возможность двигаться вперед. Тогда они станут опорой государственного влияния на огромной территории Севера России.

"Наша власть: дела и лица". No 4. 2002г.

Док. 286050
Опублик.: 20.03.07
Число обращений: 643

  • Хлопонин Александр Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``