В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Александр Хлопонин: `Слишком высока цена ошибки``. Назад
`Александр Хлопонин: `Слишком высока цена ошибки``.
Губернатор Таймырского автономного округа Александр Хлопонин с каждым месяцем играет все более серьезную роль не только в региональной, но и федеральной политике. Не случайно, согласно последнему рейтингу влиятельности "Независимой газеты", он занимает высокое четвертое место среди руководителей всех субъектов РФ. Александр Геннадьевич является одной из ключевых фигур в бурно обсуждаемом сегодня процессе объединения Красноярского края и автономных округов в единый субъект РФ. Сегодня губернатор Таймыра отвечает на вопросы "АиФ на Енисее".

Без спешки

- В каком направлении будет двигаться переговорный процесс по объединению округов и края? Как вы относитесь к идее крайкома КПРФ присоединить к этому процессу еще и Хакасию?
- Я сторонник очень осторожного и пошагового движения в вопросе объединения. Я уже неоднократно говорил и повторю: объединение - процесс сложный, длительный и дорогостоящий. Пока нет прецедента создания нового субъекта Российской Федерации, хотя есть пример двух регионов, где объединения хотят все - я имею в виду Иркутскую область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Если не получится у них, то что можно говорить о Красноярском крае, Таймыре и Эвенкии?! А коммунисты еще и Хакасию сюда прибавляют.
- Вы не разделяете мнения, что большое число субъектов Федерации -89! - слишком усложняет процесс управления?
- Теоретически я согласен. И процесс объединения неизбежен. Но такие вопросы не решаются за месяц! Этот процесс при самом благоприятном раскладе растягивается года на три, а если считать реально, то на пять-семь лет. Посмотрите на интеграционные процессы в Западной Европе - они проходят поступательно: начали с выравнивания социально-экономического уровня, с гармонизации стандартов, с приведения в соответствие законов, с внедрения совместных программ в социальной сфере. Прошло больше пятнадцати лет, а они только добрались до прозрачных границ и до введения единой валюты. В принципе, воссоздание Енисейской губернии, в которую исторически кроме Красноярского края входили также Таймыр, Эвенкия, и Хакасия, на первый взгляд кажется логичным. Но нельзя просто так "присоединить Хакасию к этому процессу". Кто такие Александр Хлопонин или Александр Лебедь, чтобы присоединять Хакасию? Вот если инициатива пойдет от "самой республики, тогда другое дело.
- Существует ли опасность, что, в случае если Лебедь, вы и глава администрации Эвенкии не договоритесь, идея укрупнения регионов будет дискредитирована в глазах всей России?
- Мы не можем себе позволить торопиться в таком важном вопросе лишь ради того, чтобы "не дискредитировать идею". Слишком высока цена ошибки. Опрометчивые и непродуманные шаги способны нанести несоизмеримо больший урон, чем "дискредитация идеи". Я не стремлюсь к лаврам первопроходца и ни в коем случае не настаиваю на объединении Красноярского края, Таймыра и Эвенкии во что бы то ни стало. Идея укрупнения витает в воздухе, похожие предложения звучат в разных концах России. Так что она будет реализована если не здесь, то в другом месте.
Под контролем Кремля

- Вам не кажется, что нынешние противоречия между севером и югом, как межбюджетные, так и политические, настолько глубоки, что реально процесс укрупнения регионов может идти только под жестким контролем Кремля?
- Вы очень правильно заметили, что в сегодняшней ситуации спокойно и плавно объединение пройти не может. Но для чего людям потрясения? Я убежден, что нельзя приступать к объединению, пока мы не решим внутренние споры. Мы их не избежим, если просто объединим территории. Мы затолкаем эти проблемы еще глубже. Именно поэтому я настаиваю на том, чтобы заниматься интеграционными процессами последовательно, достигнув сначала согласия в вопросах управления территорией, формирования бюджетов, межбюджетных отношений, приведения к единому знаменателю социальных программ, проведения скоординированной экономической политики. Контроль таких масштабных процессов со стороны федеральных властей в любом случае необходим, и это предусмотрено законодательством. Но заставлять людей объединяться - это не задача Кремля.
- Жители наших территорий как-то почувствуют объединение на своих кошельках?
- Если это сделать сейчас - то да. Не только в Красноярском крае, но и на Таймыре люди перестанут вовремя получать зарплату. К сожалению, если вывести среднюю социально-экономическую ситуацию на территории края, Таймыра и Эвенкии, она будет неблагополучная, несмотря на то, что отдельные регионы - я имею в виду Норильск и Дудинку - чувствуют себя довольно уверенно. В перспективе интеграция должна привести к объединению экономических сил региона, к концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития, что в конечном итоге позволит повысить уровень жизни в целом. Однако жители почувствуют это не раньше, чем заработает экономика края.
- За десятилетие фактической независимости от края чиновники и представители элит округов привыкли к бесконтрольному правлению на своих территориях, а в случае объединения им придется вновь подчиняться Красноярску. Им это наверняка не понравится...
- Действительно, чиновникам вряд ли будет приятно отказываться от насиженных мест. Но на сегодняшний день главными противниками объединения являются простые люди, которые не видят реальной пользы от объединения. Тот факт, что норильчане единодушно высказались за то, чтобы подчиняться Таймыру, а не краю, тому красноречивое подтверждение.

Единый и неделимый Таймыр

- Вы предложили формулу: "Норильск - в Таймыр, Таймыр - в край". Где гарантия того, что после выполнения первой части последует вторая?
- Таймыр уже входит в Красноярский край, это сложноподчиненный субъект Федерации. Вот вам и гарантия. На самом деле никому в крае нет дела до Норильска, просто все очень боятся, что Хлопонин уведет из красноярского бюджета деньги "Норильского никеля". Но я готов гарантировать, что с переподчинением Норильска красноярский бюджет ничего не потеряет. Красноярцы никак не могут поверить, что для меня главный вопрос - управление на территории Таймыра. Таймырцам и норильчанам понятно, что мы единая территория, которая искусственно разделена. Это не столь очевидно жителям края просто потому, что они не видели, чем живет Норильск, как тесно он связан со всей таймырской инфраструктурой. Но нас действительно невозможно разъединить, и те искусственные барьеры, которые сегодня выстроены, мешают эффективному развитию территории.
- Вы выступаете за то, чтобы устранить дублирующие функции различных федеральных ведомств, которые находятся одновременно и в Дудинке, и в Норильске. Все же - кто в таком случае будет реально управлять Норильском: мэр, подчиненный красноярскому губернатору, или таймырский губернатор?
- Норильском должен управлять мэр, подчиненный таймырскому губернатору. В этом случае выстраивается нормальная, стройная и логичная система управления единой территорией. Модель предельно проста и ничем не отличается от модели управления в Красноярском крае. В свою очередь, между Красноярским краем и Таймыром существует договор о межбюджетных отношениях, в соответствии с которым распределяются денежные средства между бюджетами.

Вакуум власти

- О роли личности в истории... Конфликт между Красноярском и Дудинкой совпал по времени с фактическим уходом из команды Лебедя Людмилы Селивановой. Это случайное совпадение?
- Наверное. Во всяком случае, я момент не подбирал. Возможно, Людмила Васильевна могла бы предложить губернатору Лебедю компромиссный вариант, который устроил бы всех, но что сейчас гадать...
- Очень многие в Красноярске считают, что сегодня краем и Таймыром реально управляют крупные ФПГ, в частности, "Норникель" и "Русал". По какой модели бизнес должен участвовать в региональной политике? И должен ли вообще? Не противоречит ли это путинскому принципу "равноудаленности" олигархов?
- Реально краем сейчас не управляет никто. Крупные компании, безусловно, оказывают влияние на региональную политику. Это нормальная практика, когда корпорации продвигают своих людей во властные структуры. В то же время, вы совершенно правы, это влияние не должно быть чрезмерным. Поэтому и родилась идея создания правительства Красноярского края, где должны работать профессионалы в области управления, экономики. Этот орган сможет заполнить нынешний вакуум в сфере управления краем.
- Что вам дал год губернаторства на Таймыре, как личности?
- Новый опыт, новых друзей, новые идеи. Управление таким сложным регионом, как Таймыр, - это еще одна проверка на прочность. Результаты работы уже видны, поэтому я не жалею, а скорее, горжусь тем, что сделал. Но это лишь малая часть задуманного, без работы я не останусь.

"АиФ на Енисее".
А. Чернявский.
24.04.2002 г.


Док. 286051
Опублик.: 20.03.07
Число обращений: 648

  • Хлопонин Александр Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``