В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Экономические проблемы Российской армии Назад
Экономические проблемы Российской армии
НЕКОТОРЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АРМИИ
Ключевые экономические проблемы:

отсутствие внятной цели армии;

недостаточность финансового контроля;

отсутствие содержательной и финансовой прозрачности.

1. Главная проблема - фиктивность военной доктрины

Ключевая проблема армии - отсутствие военной доктрины. Предполагается, что ее новая редак-ция будет по поручению президента Путина доработана в первой половине 2007 года, но, по логике, она должна быть составной частью концепции национальной безопасности, - а разработка последней, по поводу которой поручение дано еще в 2002 году, закончится неизвестно когда.

Российские военные до сих пор не имеют ответа на главные вопросы любой армии:

1. Кто является потенциальным противником? От кого армии предстоит защищать Родину?

2. Что именно предстоит защищать армии? Кто является ее союзником - в частности, являются ли военными союзниками России Казахстан (и другие государства Средней Азии, входящие в ОДКБ) и Белоруссия? Понятно, что оборона в границах, включающих Белоруссию и Казахстан, а также их ресур-сы, качественно отличается от обороны только в границах и с ресурсами современной России. Эти два варианта требуют разных подходов.

3. К каким военным действиям надо готовиться армии? Армия США, например, в соответствии со старой военной доктриной должна обеспечивать одновременно стратегическое ядерное сдерживание и ведение двух локальных войн. Российская армия таких требований не имеет и потому находится в со-стоянии неопределенности.

4. Какие ресурсы нужны армии? Сейчас огромные средства расходуются на поддержание в за-консервированном состоянии запасов вооружений. Нужны ли нам танки для взятия Берлина? В отсутст-вие внятной военной доктрины эти танки (и другие виды вооружения и снаряжения под подобные же задачи) продолжают храниться (или якобы храниться) и поглощать деньги.

2. Финансирование: бурный рост без целей при недостатке контроля

Бюджетное финансирование национальной обороны выросло со 116,3 млрд.руб. в 1999 году до 822,04 млрд., заложенных в бюджет 2007 года - в 7,1 раза в номинальном и в 2,6 раза в реальном выра-жении. За последние 4 года он вырос почти в 4 раза - до эквивалента 31 млрд.долл..

Военные расходы США почти в 25 раз больше, чем у России. В 2005 году США израсходовали на оборонные программы 505,8 млрд.долл., к которым надо добавить затраты на войну в Ираке и Афга-нистане - 81 млрд. долл.. Даже новый шеф Пентагона Р.Гейтс указал, что от темпов роста военного бюджета "перехватывает дыхание". Действительно, администрация Буша за время нахождения у власти удвоила военные расходы - до 620 млрд.долл. в 2006 году, более 50% военных расходов мира.

Гнаться за этими тратами по их объему бесполезно, - но на фоне остальных военный бюджет России выглядит достойно (2004 год, когда Россия тратила 19,4 мрд.долл.): Великобритания - 47,4 млрд.долл., Франция - 45.2, Япония - 42.4, Германия - 33.9, Саудовская Аравия - 19.3, Индия - 15,1 млрд., Израиль - 10.7 млрд.долл.

Однако, по мнению одного из наиболее авторитетных военных экспертов России Р.Пухова, треть военного бюджета "ушла в песок".

Назначение налоговика Сердюкова Министром обороны можно трактовать единственным обра-зом - Верховный Главнокомандующий не удовлетворен качеством финансового контроля в армии, хотя массовых задержек денежных выплат, как летом 2002 года, уже не случается.

Вооруженный Силы Индии чуть больше российских (1,3 млн.чел. против 1,1 млн. - 0,1% населе-ния против 0,8% у нас), и, имея меньшие расходы, Индия активно развивает армию: формирует страте-гические ядерные силы, сотнями закупает новейшие танки (Т-90С и "Арджун"), десятками - новейшие боевые самолеты (Су-30МК, МиГ-29, "Мираж-2000"). Индия приобрела в России авианосец и лучшие в мире фрегаты проекта 1135.6, сама строит 4 качественных эсминца.

Россия (с бюджетом 19 млрд.долл.) закупила 14 Т-90, модернизировала 5 Су-27 и строила корвет "Стерегущий".

В 2006 году для Вооруженных сил закуплены 6 МБР "Тополь", 6 космических аппаратов и 12 ракет-носителей, 31 танк Т-90 (1 батальон), 125 бронетранспортеров (4 батальона), 3770 автомобилей, 9 самолетов (включая 1 стратегический бомбардировщик Ту-160) и 8 вертолетов. При этом из 20 тыс. танков, которые пришлись на долю России после распада СССР, 9 тыс. полностью вышли из строя, вы-работав ресурс. Динамика их замены выглядит так: в 2000-2004 годы закуплено 15 танков, в 2005 - 17. Такая же ситуация на флоте и в авиации. Корабли, самолеты и вертолеты списываются десятками, но-вые вступают в строй единицами.

Из запланированных 200 "Тополей" на боевом дежурстве только 50. Почти 2/3 образцов вооружения ракетных войсках и артиллерии устарели. Масштабы перевоо-ружения, начавшегося в 2005 году, мизерны: в 2006 году модернизированными 152-миллиметровыми самоходными гаубицами "Мста-С" оснащен один дивизион, модернизированными самоходными гауби-цами "Акация" - два дивизиона, самоходными гаубицами "Гвоздика" - один дивизион. К 2015 году доля современного вооружения в артиллерийском парке составит не менее 20%.

В 2007 году будет закуплено 17 межконтинентальных баллистических ракет, 4 космических ап-паратов и такого же количества ракет-носителей. Новыми образцами оснастят одну эскадрилью дальней авиации, по 6 авиационных и вертолетных эскадрилий, 7 танковых и 13 мотострелковых батальонов.

"Космическую брешь" удастся закрыть лишь к 2015 году. Тогда же намечено перейти на совре-менные (сегодня, а не тогда) средства связи - китайская армия планирует сделать это к 2010 году.

Несмотря на миллиардные приросты гособоронзаказа, обновляется лишь 3% вооружений в год. По подсчетам экспертов, уже к 2013 году до 80% нынешних вооружений, изготовленных еще при со-ветской власти, может почти полностью выйти из строя. Ежегодно гособоронзаказ увеличивается на 25-30%, количество приобретенной техники остается практически прежним и не выходит за пределы все тех же 3%. И так из года в год.

Причина колоссальной разницы в закупках при сходных расходах - не только слабый финансо-вый контроль, но и иная эффективность управления армией в целом.

3. Организация армии

В целом на содержание боеспособной сильной армии в ее нынешнем виде нужно расходы на ее содержание - "бюджет проедания", увеличить минимум в 5 раз. С расходами на поддержание вооруже-ний и военной техники это должно составлять более 85 млрд. долл.. Достигнуть его России никогда не удастся - развалится экономика, как в СССР.

Выход - создание современной армии.

1. Структура армии в принципиальном плане не изменилась со времен Великой Отечественной. В частности, сохраняется громоздкая система разделения на округа и на рода войск. Аналитики настоя-ли на необходимости перейти к современным "командованиям" - когда командир на своем театре воен-ных действий руководит всеми действующими на нем силами.

В августе-сентябре 2006 года на Южном Урале были проведены экспериментальные учения - по реформированию системы военных округов в региональные командования. Общая подготовка оказа-лась "на уровне". Но эксперимент должен был показать пути создания региональной системы командо-вания, когда управление всеми войсками региона сосредоточены в одних руках. Выявилась неготовность командиров Сухопутных войск руководить сложной межвидовой груп-пировкой, в состав которой входят (помимо танков, артиллерии и пехоты) авиация, комплексы ПВО, ракетные войска. Если прибавить к этому потоку информации разведданные от различных источников, включая космические, справиться с таким шквалом информации не под силу.

Материальная причина - плохая связь и низкая компьютеризация. В разных видах и родах войск - разные частоты и аппаратура. Систем передачи данных с компьютерной обработкой и выдачей резуль-татов на дисплеи командования в режиме реального времени не существует. (Это в американской ар-мии, давно отказавшейся от системы военных округов, у каждого сержанта ноутбук с прямым каналом связи и в каждой сухопутной или парашютной дивизии полсотни вертолетов, которыми, равно как и ди-визионом ПВО, управляет комдив.)

Учения показали необходимость создавать новую систему управления войсками, переучивать весь командный состав, ликвидировать технологическое отставание. Так, физически не существует оте-чественной аппаратуры, с которой можно выйти в поле, установить связь, определить местоположение средствами спутниковой навигации и на экране увидеть данные разведки, чтобы одним кликом компь-ютерной мыши дать целеуказание авиации, а другим - артиллерии.

Переход к системе командований не устраивает генералитет, особенно Сухопутных войск, в ко-торых будет сокращено до двух третей штабных должностей.

Коллегия Минобороны еще в мае 2006 года приняла решение сформировать региональные ко-мандования в период между 2010 и 2015 годами (отложив дело "в долгий ящик"). В Генштабе разрабо-тали план реформирования, и опыт показывает: нынешняя армия реформированию не подлежит.

2. Численность армии завышена относительно любых потенциальных задач. После сокращений с 1991 года в 3,5 раза численность армии - 1,131 млн.чел.. Но сокращались в целом ряде случаев именно лучшие, наиболее боеспособные части.

Одно из шокирующих обстоятельств - в армии много лишних солдат. В России сильно меняется численность поколений из-за демографического эха войны. Когда наступал демографический подъем, то в силу механического характера действия закона о всеобщей воинской обязанности призыв разрас-тался.

Нужно было создавать новые части, строить новые казармы, чтобы всех людей принимать. И эти части были номинальными, минимальными по оснащению, не связанными с боевыми задачами. Но, раз эти части созданы, при каждой новой волне демографического спада раздавался вопль: у нас неком-плект личного состава - не относительно боевых задач, а относительно точки демографического макси-мума. Под эти вопли забирали в армию студентов.

Армия разделена на две части: собственно армию и "отстойник" для призывного контингента (в первую очередь стройбаты и мотострелковые части).

3. По данным Совета Европы, в Вооруженных Силах России ежегодно гибнет около 3 тыс.чел., из которых не меньше трети становится непосредственными жертвами неуставных отношений и столь-ко же кончают жизнь самоубийством. По официальной статистике Минобороны из 1064 погибших в 2005 году военнослужащих лишь 16 стали жертвами насилия.

Дедовщина превратила (по крайней мере, в общественном сознании) армию в аналог концлагеря. В сочетании с бессмысленностью существования (нет боевой задачи, непонятно, кого защищать), унич-тожением здравоохранения и разрушением образования это привело к тому, что с 1991 года количество подлежащих призыву юношей сократилось с 55% от их числа до 9,7%.

Единственный способ замены дедовщины в качестве основы, на которой держится армия, - пере-вод младших командиров на контрактную основу, создание на этой основе профессионального сер-жантского корпуса (цена вопроса, по С.Иванову, - лишь 30 млрд.руб.). Без этого сокращение срока службы с 1 января 2008 года до 1 года уничтожит армию, лишив ее стержня, - как в 1917 году уничто-жила ее выборность командиров.

Пока же Минобороны препятствует борьбе с дедовщиной, резко ограничив полномочия военной прокуратуры (допрос солдат теперь ведется только в присутствии командира) и рекомендовав бороться с дедовщиной ее же методами, то есть не искоренять, а усугублять ее.

4. Набор контрактников на малые оклады без предоставления жилья (что означает отсутствие профессионалов и переизбыток маргиналов) производит впечатление подготовки карателей, а не воен-ных.

5. Пока российское общество будет воспринимать собственных чиновников и олигархов как сво-его главного врага, армия будет отторгаться им как потенциальный защитник этого врага.

4. Оснащение армии: ощущение шапкозакидательства Планы велики по расходам, но не по материальному насыщению. Лишь к 2015 году ВВС получат 50 стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95 МС (возможно, в то время они в силу технологического прогресса уже будут не нужны). На боевое дежурство будет по-ставлено несколько десятков шахтных пусковых установок и свыше 50 грунтовых подвижных ракетных комплексов "Тополь-М". Обещано наладить серийное производство стратегических подводных ракето-носцев проекта 955 "Борей" (ракета для него - "Булава" - так и не освоена), которых будет построено более 6, осуществить в основном превращение российского флота в океанский, создать космические системы разведки, связи и ретрансляции. В 2015 году государственная программа вооружения преду-сматривает закупку 12 вертолетов "Черная акула" к трем (по некоторым данным - 5) имеющимся. В армии и на флоте будет заменено 45% имеющейся боевой техники, что обойдется в 5 трлн рублей.

В то же время нет никакого ответа на технологический вызов США:

американская бронетехника может уничтожать наши танки с такого расстояния, с какого они не смогут в американцев даже попасть;

американские самолеты "Стелс", пока не имеющие аналогов в мире, невидимы для радаров;

с помощью дистанционных приборов ночного видения американские солдаты могут в режиме ре-ального времени глубоко в тылу наблюдать за противником и нападать на него, оставаясь при этом незамеченными;

американские подводные лодки могут с помощью высокочувствительных сенсоров могут обнару-жить практически любой корабль в мировом океане, оставаясь при этом в безопасности. Американские ракеты могут поразить любую цель с такой точностью, что, по мнению экспертов, после первого американского удара Россия уже не сможет нанести удар возмездия. Российский флот ракетных подводных лодок сократился до 9. У нас только две базы, на которых размещены эскадрильи стратегических бомбардировщиков, причем при неожиданном нападении они окажутся беззащитными. Мобильные установки "Тополь-М" почти не выводят из ангаров, которые находятся под прицелом аме-риканцев.

1. Средства расходуются нерационально, технологический прогресс отсутствует как таковой (до-делываются наработки конца 80-х). Так, на нужды связи и управления расходуется до 18% военного бюджета. При этом система во-енной связи технически намного отстает от развития единой сети электросвязи России. В войсках еще действуют старые аналоговые комплексы обработки сигнала и линейно-кабельные сооружения. Это - вчерашний день. Почти отсутствуют цифровые способы передачи информации, автоматизированные системы управления на основе телекоммуникационных составляющих, системы спутниковой связи.

2. Отсутствие государственной стратегии делает бюджет беззащитным перед корпоративным лоббированием. В 2006 году на "гособоронзаказ" выделено 253 млрд.руб., что впервые превысило вы-ручку от экспорта оружия (6,1 млрд.долл. в 2005, 8 млрд. - в 2006): он стал привлекателен для раздела. В 2007 году на это направлено 302 млрд.руб..

Пресловутый "самолет 5-го поколения" стал прикрытием сохранения устаревшей структуры авиапрома. МИГ сделал не прототип, а основу самолета - "1.42" был не просто показан, но и летал. Од-нако о нем "забыли", а проект отдали "Сухому", практически начавшему его с ноля. (Самолет С-37 "Беркут" с обратной стреловидностью крыла, позже переименованный в Су-47, совершил первый полет в Жуковском 25 сентября 1997 г., через 18 дней после первого полета F-22. Но американский самолет был уже первой серийной машиной, а российский - лишь прототипом, поэтому реальное отставание от США составило не 2,5 недели, а 7 лет. После этого выяснилось, что человек физиологически не спосо-бен вынести перегрузки, возникающие при маневрировании С-37, и его преимущество невозможно ис-пользовать). В результате отставание от США растет: у них войдет в строй уже второй самолет 5-го по-коления. 27 июля 1997 года на заводе "Янтарь" в Калининграде был заложен головной сторожевой ко-рабль (по западной классификации - фрегат) пр. 12441 "Новик" - первый крупный надводный корабль нового проекта после распада СССР. По своим ТТХ это был лучший в мире корабль в своем классе, вооруженный принципиально новыми ПКР "Оникс", ЗУР "Полимент", ПЛУР "Медведка". Готовность по корпусу в 2006 году - 30%, будет перестроен в учебный и под названием "Бородино" спущен на во-ду в 2008 году. Сначала Калининград проиграл конкуренцию Санкт-Петербургу, затем "концепция по-менялась": для океанского флота лучший корабль мира оказался мал, для прибрежного - велик.

21 декабря 2001 года на Северной верфи в Санкт-Петербурге заложен головной сторожевой ко-рабль (по западной классификации - корвет) пр. 20380 "Стерегущий" (спущен на воду в мае 2006 года). В СМИ именно он был назван первым надводным кораблем нового проекта, заложенным в России по-сле распада СССР. Это было прямой ложью, но зато вписывалось в идеологическую концепцию - жизнь в России началась с 2000 года. Корвет "Стерегущий" вооружен гораздо слабее "Новика".

При этом даже имеющиеся передовые наработки (типа экранопланов) не используются.

3. Отсутствие унификации вооружений. США не только располагают половиной мировых ассиг-нований на оборону, но и распоряжаются ими экономнее. Например, строят только ударные подводные лодки типа "Вирджиния" и продлевают срок службы ракетных лодок типа "Огайо". А в России заложены стратегический ракетоносец проекта "Борей", носитель крылатых ракет типа "Антей", многоцелевая подлодка проекта "Ясень". А последняя, спущенная на воду и пополнив-шая Северный флот, относилась к проекту "Щука-Б". Отсутствие унификации удорожает не только производство, но и обслуживание таких кораблей. Ведь каждому нужен свой причал, тренировочные стенды, вооружения.

4. По-видимому, отсутствует независимая система контроля и приема военной техники, велика политизированность принятия решений. Нельзя оправдать отсутствие предварительных стендовых ис-пытаний (при наличии стендов, вопреки заявлению Министра обороны) пресловутой "Булавы" (3 по-следние испытания закончены неудачей, распространение любой информации о ней запрещено).

5. Развиваются заведомо устаревшие технологии. Так, кого интересуют маневрирующие боего-ловки "Тополя-М", когда их перехват будет осуществляться американцами из космоса, на баллистиче-ском участке орбиты?

Отсутствуют даже в идее структуры, стимулирующие технологический прогресс, аналогичные Департаменту перспективных исследований Пентагона (пресловутый DARPA).

6. Отсутствие унифицированной базы гражданского и военного производства (когда военные производят все для себя на отдельных предприятиях) чудовищно повышает себестоимость. В сочетании с отсутствием контроля за ценами это ведет к раздуванию расходов.

7. 75% производственного оборудования устарело. Треть российских военных предприятий - "фактически банкроты". Немудрено: российский ОПК загружен заказами на 20-40%, и это официально считается "соответствующим мировому уровню".

5. Социальная сфера: реклама и разочаровывающий обман

1. Повышение денежного довольствия проводится, - а офицеры его не чувствуют. В начале 2006 года Кудрин торжественно заявил: зарплата офицера в 7.8-8.5 тыс.руб. (доход офицера после повыше-ния на 15%) может уже быть привлекательной. В январе 2007 года она выросла еще на 10%, в декабре 2007 года - к выборам - подрастет еще раз, но в оклад по званию будет включена стоимость продпайка.

2. В начале 2006 года, по данным Минобороны, не имело жилья более 130 тыс. семей военно-служащих и порядка 31 тыс. нуждалось в улучшении жилищных условий (при общем фонде служебно-го жилья в 200 тыс.квартир).

Еще в 2005 году в жилищные сертификаты закладывалась цена в 11 тыс.руб. за кв.м. при средне-российской цене в 29 тыс.руб.. Соответственно, как признал президент, жилье предоставлялось "в Тьмутаракани", а кто отказывался от него, вычеркивался из программы. В 2005 году в пяти самых доро-гих российских регионах было выделено дополнительно 30 млрд. руб. (60% - на сертификаты, 40% - на покупку), но недостаточность этого очевидна. По программе ипотеки для молодых военнослужащих через 3 года денег на счету должно было хватить на первый взнос, через 20 лет службы - на покупку квартиры в 54 кв.м, а через 30 лет - в 96 кв.м. В 2005 году к ипотечной системе подключились более 20 тыс. офицеров. Но ориентировочные цены на жилье были изначально занижены. Предполагалось, что сумма поступлений на накопительный счет будет ежегодно индексироваться в соответствии с инфляцией, но цены на жилье росли гораздо бы-стрее. В 2005 году, когда программа ипотеки заработала, по ней ежегодно им перечислялось по 37 тыс. руб., что позволяет им за год приобретать три метра жилья по среднероссийским (не московским) це-нам. В 2006 году стоимость жилья сильно выросла, военнослужащие стали колебаться, вступать ли им в эту программу. Выход характерен - Минобороны предложило проиндексировать выплаты, но не увели-чивая общих бюджетных отчислений, до 65-70 тыс.руб, то есть сократив число потенциальных уча-стников. Минобороны солидаризировалось с Минфином и стало стремиться к сокращению расходов бюджета, а не к обеспечению офицеров квартирами.

3. Ситуация с военными пенсиями, как в капле воды, отразилась в истории бывшего командира дивизии атомных подводных лодок, участник первых советских морских ядерных испытаний, 79-летний контр-адмирал Иван Николаевич Паргамон. Первоначальные сообщения о его смерти оказались не точны.

Он действительно в последний день своей жизни отстоял километровую очередь в военкомате в Санкт-Петербурге, в который в последнее время ходил, как на работу. Он должен был получить офици-альный отказ в получении компенсации к военной пенсии за период 1995-1998 года - 30 тысяч рублей, чтобы потом получить его через суд. Он умер, получив отказ и выйдя из военкомата, не успев обратить-ся в суд.

Ситуация проста: контр-адмирал (!!) официально должен подать в суд на собственное Министер-ство обороны, чтобы получить причитающиеся ему деньги. Не подаст, не пройдет через судебные мы-тарства, - не получит. Глядя на это, кого будут защищать современные офицеры?

Вывод

Современная российская армия, к сожалению, боеспособна еще менее и отстала от потенциаль-ных противников еще сильнее, чем стрелецкие полки в начале XVIII века. Она не подлежит реформиро-ванию в силу окостенения институтов и формирования специфической (в том числе коррупционной) культуры руководства.

Надо параллельно создавать "с нуля" боеспособную армию, используя боеспособные компонен-ты Вооруженных Сил, и формировать в ней новую военную культуру, а сегодняшнюю армию посте-пенно закрывать, превращая ее в "хоспис для генералов".


28.02.2007 г.


Док. 289113
Перв. публик.: 28.02.07
Последн. ред.: 30.03.07
Число обращений: 872

  • Делягин Михаил Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``