В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Загадка Стабфонда Назад
Загадка Стабфонда
К середине 2006 года неиспользуемые средства федерального бюджета, часть которых признается официально в качестве стабилизационного фонда, достигли 2,6 трлн рублей - эквивалента почти 100 млрд долларов. Правда, в конце августа объем Стабфонда ужался до 1200 млрд рублей из-за досрочного погашения долгов Парижскому клубу кредиторов. Однако, с учетом ежемесячных поступлений в сумме 120-140 млрд рублей, он, скорее всего, восстановится за 3-4 месяца.
Загадочное бездействие

Федеральные власти более полугода могут практически не получать никаких доходов - страна, расходуя накопленные деньги, этого не почувствует. С учетом же баснословных золотовалютных резервов можно сказать, что путинская Россия имеет больше денег, чем Советский Союз в лучшие годы своего существования: на них можно построить вторую Россию, значительно лучше и краше сегодняшней.

Почему же государство бездействует?

Почему его представители истерически реагируют при любом намеке на возможность использования средств, заработанных Россией (в том числе и трудом еще советских людей), на благо самой России и ее граждан?

Прежде всего, правящая бюрократия не тратит накопленные деньги на нужды России из-за лени. Зачем что-то делать, как-то напрягаться людям, у которых и так все хорошо? "Жизнь удалась" - и какое им дело до "этой" страны, которой они, правда, старательно провозглашают предписанные официальным патриотическим этикетом здравицы?

Вторая причина - борьба за влияние. Руководители нынешнего экономического блока государства пришли к власти именно за счет "антиинфляционной" политики финансового удушения экономики. Ничего больше они делать не умеют и не хотят, а эта политика дала им власть. Политика модернизации, при которой главная задача общества - созидание, автоматически приведет к переходу власти от "душителей" к созидателям, что в принципе недопустимо для нынешнего руководства.

Третья причина безделья вечна: "разворуем" - и нельзя не верить, глядя в честные глаза "голубых воришек". Но воровство излечимо, что бы ни писал Карамзин два века назад. Как воспаление - антибиотиками, оно гасится политической волей. Все страны мира - и наша тоже - когда возникало желание, решали эту проблему. А люди, органически не способные не воровать, действительно должны сидеть, но отнюдь не в правительстве.

Наконец, официально замораживание денег мотивируется опасностью инфляции. И неважно, что инфляция вызвана не избытком у россиян денег, а произволом монополий, на который бюджетные траты не влияют. Важно, что борьба с инфляцией, в отличие от развития страны, - привычное дело. Им с наслаждением занимались всю середину 90-х, довели страну до дефолта и теперь занимаются опять - по тем же, проверенным рецептам.

Уничтожение населения России вместе с деньгами

Вне страны деньги будут вкладываться куда угодно - в досрочно погашаемые иностранным спекулянтам (но не вкладчикам Сбербанка!) внешние долги, а теперь еще и в иностранные ценные бумаги. Если раньше уплата налогов была бессмысленной (в I квартале 2006 года в бюджете заморожена ПОЛОВИНА налогов - 567,9 из 1146,9 млрд руб.), то теперь она становится формой вредительства самому себе: уплаченное налогоплательщиком будет вложено государством в развитие конкурентов этого налогоплательщика!

Лишь в виде рекламной подачки населению все же подбросят "мелочишку", как подбросили "на национальные проекты" 160 млрд руб. - меньше, чем ежегодно сгорающие от инфляции деньги стабфонда, вдвое меньше, чем получил Абрамович за "Сибнефть"!

Не желая использовать средства на благо страны, государство отказывается от своих неотъемлемых обязанностей - от смысла своего существования.

"Стерилизация" (убийство) денег преступна, когда бездомных детей едва ли не больше, чем после гражданской войны, а население вымирает со скоростью 843 тыс. чел. в год, причем темпы растут: в 2004 году естественная убыль не выдержавших путинского "процветания" составила "всего" 792,9 тыс. чел. За 2003-2005 годы инфляция снижена на 1,1 процентных пункта - с 12,0 до 10,9%, и за это заплачено жизнями: сокращением населения на 2,4 млн чел.!

Кто сказал, что мы живем в мирное время?

16% россиян, по данным центра Левады, не хватает денег на еду, 52% - на одежду, 88% - на простую бытовую технику. Уровень нищеты - 13%, бедности - 88%, а государство спасает не людей, а статистику инфляции, хотя экономика не ощущает разницы между 10,9 и 12%.

Между тем необходимые действия очевидны.

Восстановление социального капитала

Прежде всего, необходимо обеспечить прожиточный минимум - экономическое выражение права человека на жизнь. Он должен включать обязательные услуги систем жизнеобеспечения, здравоохранения, образования, культуры и поддержания общественного порядка. Часть его предполагается в натуральной форме и только при возникновении потребности (например, лечение малоимущих). Прожиточный минимум следует рассчитывать ежеквартально для каждого региона (отдельно - для крупных городов) на основе жизненных потребностей. Его натуральный состав должен устанавливаться законом и различаться по регионам в соответствии с их климатическими и иными условиями.

Для семей с детьми необходим социальный прожиточный минимум, позволяющий воспитать ребенка полноценным членом общества. Рождение ребенка должно быть "пропуском в лучшую жизнь". В социальный минимум регионов с дефицитом населения должна входить увеличивающаяся премия на рождение каждого ребенка начиная со второго. В условиях, когда российская семья в среднем хочет иметь 2,5 ребенка, а имеет лишь 1,5 - главным образом из-за бедности - это сработает.

Гарантирование прожиточного минимума преобразует межбюджетные отношения: финансовая помощь центра будет приближать регионы не к абстрактному среднему уровню, как сейчас, а к прожиточному минимуму. Федеральный центр признает свою ответственность за состояние регионов. Чтобы губернаторы ради увеличения трансфертов не завышали прожиточный минимум, придется ужесточить финансовый контроль, а в высокодотационных регионах даже ввести внешнее бюджетное управление.

Надо обеспечить качественную медицинскую помощь неимущим, составляющим подавляющее большинство населения нашей еще недавно обеспеченной страны. Следует создать систему действительно бесплатного высшего образования для талантливых неимущих. Доступное жилье для бедных (88% населения современной России) - это только бесплатное жилье.

Расходы семьи на коммунальные нужды, включая найм жилья в муниципальном жилом фонде, превышающие 10% ее доходов, должны субсидироваться местным бюджетом, при нехватке в нем средств - бюджетом региона, если и здесь недостаточно средств - федеральным бюджетом. Переходить к полной оплате коммунальных услуг можно только в том случае, если эти субсидии действуют в течение как минимум одного года и отработан механизм их предоставления.

Плохое финансовое положение ЖКХ вызвано неплатежами бюджетов и бюджетных предприятий. Государство должно выплатить долги ЖКХ.

Модернизация производственного капитала

В капиталоемких секторах, в первую очередь инфраструктурных, длительность окупаемости инвестиций в сочетании с их высокими объемами делают политические риски запредельно высокими для частных инвесторов. Единственный способ привлечения средств (только в эти сферы, чтобы не возникло недобросовестной конкуренции с бизнесом) - гарантии, а при их недостаточности - кредиты и даже прямые инвестиции государства с жестким перекрестным контролем за их использованием.

Программа развития и размещения производительных сил (ГОЭЛРО-2) должна определять направления деятельности указанных сфер, в первую очередь инфраструктуры, задавая тем самым приоритеты и условия развития бизнесу.

Источники средств: избыточная для стабильности валютного рынка часть золотовалютных резервов Центробанка (сейчас это более $150 млрд), неиспользуемые остатки средств федерального (более $85 млрд) и региональных (более $3,5 млрд) бюджетов, а также ограничение масштабов воровства, кредиты госбанков, средства модернизированных пенсионной и страховой систем.

Составными элементами этой программы должны стать:

содержательная (в отличие от принятой на период до 2020 года) энергетическая стратегия, нацеленная на максимально эффективное использование энергоресурсов; транспортная стратегия, обеспечивающая запуск транзитных маршрутов при срыве любой ценой и любыми способами проектов организации глобального транзита в обход России; технологическая стратегия, определяющая, какие технологии государство будет развивать, а какие - импортировать, задающая ориентиры политики в сфере высшего и среднего образования. Она должна создать механизм широкомасштабного поиска и внедрения сверхэффективных технологий. Необходимо создание государственного агентства, занимающегося поиском этих технологий, оценкой их эффективности, при необходимости - доработкой, рекламой и распространением, а при отсутствии заинтересованности со стороны субъектов рынка - созданием предприятий, эксплуатирующих их. Следует превратить Сбербанк в банк развития - ключевой инструмент реализации программы реформирования производительных сил. Деньги населения должны финансировать развитие страны, а не идти на погашение внешнего долга или спекуляции с госбумагами.

В основу пенсионной системы необходимо заложить государственные гарантии сохранности пенсионных взносов граждан в реальном выражении. Эти гарантии должны быть основаны на направлении части пенсионных инвестиций в надежные проекты модернизация инфраструктуры (в том числе ЖКХ), не представляющие интереса для частного капитала вследствие высокой капиталоемкости и длительной окупаемости.

Условие выживания России - пересмотр реформирования РАО "ЕЭС России" и остальных естественных монополий. Необходимо обеспечить полную финансовую прозрачность естественных монополий, включая аффилированные структуры, контроль их издержек и тарифов. Цель государства - минимизация тарифов при обеспечении надежности и необходимого для страны предложения услуг естественных монополий. Их технологически обусловленное единство (на уровне вертикальноинтегрированных компаний)надо сохранить или восстановить; понятно, что это может привести к некоторым затратам.

Профессия Директор

19 Октябрь 2006 г.


Док. 289149
Перв. публик.: 19.10.06
Последн. ред.: 30.03.07
Число обращений: 355

  • Делягин Михаил Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``