В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Некоторые оценки ливанской войны и перспективы нанесения США удара по Ирану Назад
Некоторые оценки ливанской войны и перспективы нанесения США удара по Ирану
1. ИТОГИ ЛИВАНСКОЙ ВОЙНЫ
1. Военный аспект Нападение Израиля на Ливан было вызвано необходимостью разрушения инфраструктуры "Хизбаллах" в преддверии нападения США на Иран в целях максимального ослабления ответного удара на данном направлении. Данная цель войны не была выполнена: "Хизбаллах" сохрани-ла руководящее ядро и инфраструктуру (вероятно, даже нарастив ее), повысила свою популярность, обрела ореол победителя в войне с Израилем и, более того, создала свой собственный "пояс безопас-ности" в лице миротворцев ООН, через головы которых будет в слу-чае нового обострения ситуации наносить удары по Израилю. Главная причина неэффективности Израиля - "смена по-колений" в руководстве армией и спецслужбами: на смену выход-цам из Восточной Европы, Северной Африки и СССР, хорошо по-нимающих логику выживания, пришли относительно молодые лю-ди, не только получившие образование на Западе, но и воспитанные в рамках современной западной цивилизации. В результате работа спецслужб резко ухудшилась. Так, изра-ильская разведка умудрилась "прозевать" вооружение "Хизбаллах" старыми гранатометами, пробивающими активную броню израиль-ских танков, и укрепрайон менее чем в километре от границы. Наибольшие негативные последствия "смена поколений" в ру-ководстве имела для армии. Несмотря на многочисленные жертвы среди мирного ливанского населения и душераздирающие телевизи-онные репортажи, впервые с момента своего возникновения Израиль пытался вести "гуманную" войну по западным стандартам, по воз-можности щадя чужое мирное население. Кроме того, армия оказалась совершенно не готова к новым по сравнению с прошлыми войнами на Ближнем Востоке (но безнадеж-но устаревшим с точки зрения глобальной военной практики и даже военной теории) реалиям: гибкой и маневренной тактике "Хизбаллах" ("ударь и убеги"), требующей передачи функций принятия решений непосредст-венно командиру подразделений и групп, что оказалось неприем-лемо для бюрократизированной израильской армии; глубокой интеграции "Хизбаллах" в общество; скрытому характеру подготовки к боевым действиям ("гаражная" тактика нанесения ударов); нанесению ракетных ударов с близкого расстояния: ПВО Израиля могут перехватывать ракеты при их запуске минимум с 400 км.; на деле же они запускались с расстояния 50-100 км.; объективной потребности ведения закулисных переговоров и осуществления спецопераций, не предназначенных для огласки: копирующая развитые демократии процедура деятельности изра-ильского правительства не позволяет совершать непубличных действий, что делает его беспомощным. Поразительна нехватка личного состава израильского спецна-за, вызванная длительной экономией денег правительством: он ори-ентировался на разовые антитеррористические операции, а от него потребовалось решение по сути дела войсковых задач. Так, "запереть" "Хибаллах" в Южном Ливане не удалось именно из-за недостатка численности соответствующих подразделе-ний, которых физически не хватило на то, чтобы "оседлать" все до-роги. Должных выводов из того бесспорного факта, что война на Ближнем Востоке больше никогда не будет классической войной армий (к которой готовился Израиль), по-видимому, еще не сделано. Теперь войны будут вестись с партизанскими сетевыми структура-ми, глубоко интегрированными в общества, что является "войнами спецслужб" и исключает традиционные для Запада демократические процедуры принятия решений.

2. Внутриполитический аспект Ливанская война рассматривается израильскими аналитиками и, что более важно, все большей частью элиты, как провал, и ощу-щение поражения нарастает. Доля выступающих за отставку Оль-мерта израильтян только за прошлую неделю выросла с 41 до 63%. Ставшие поводом для нападения захваченные в плен израиль-ские военнослужащие не возвращены и не погибли в ходе операции по освобождению. Израильская армия считает, что ее подставили - она впервые по указаниям политиков старалась вести "гуманную" войну, а гло-бальные СМИ представили ее сборищем мясников, как во время резни в Сабре и Шатиле (когда было убито, по мнению израильских аналитиков, около 10 тыс.чел., большинство из которых было безо-ружными беженцами). Один из основополагающих мифов израильского общества - миф о непобедимости армии -начал развеиваться. Более того: в Из-раиле начал возникать вопрос о том, а нужна ли была вообще эта война, закончившаяся ничем. А ведь подобные вопросы исподволь подтачивают общества, в которых они возникают. Самое же серьезное в том, что израильское общество начало разочаровываться в самом себе. Важно, что эта война впервые за последние годы консолиди-ровала израильское общество: 80% населения было согласно с про-должением войны, но Ольмерт согласился остановить ведение воен-ных действий, не достигнув целей войны. В связи с этим отмечается неизбежность следующей войны с окопавшимся в Ливане движени-ем "Хизбаллах", более кровавой и сопровождающейся значительно большими трудностями для Израиля (в частности, международная поддержка будет намного слабее; США и Саудовская Аравия одно-временно уже вряд ли будут рассматривать Израиль как страну, де-лающую за них их грязную работу). Разочарование общества на фоне его консолидации, наглядная недееспособность псевдодемократических процедур в формально-западном стиле и их несовместимость с потребностями предстоящих конфликтов создает высокую вероятность возврата Израиля к тра-диционной для него и адекватной условиям его существования мо-дели "государства-спецслужбы", в котором демократические проце-дуры играют исключительно формальную, декоративную роль. Однако отсутствие идеологизированных кадров, необходимых для такого государства, способно превратить его в коррумпирован-ную диктатуру, а в перспективе - и привести его к краху.

3. Внешнеполитический аспект Война стала серьезным внешнеполитическим поражением Из-раиля. Торжество "Хизбаллах" и ХАМАС, справедливо рассматривающих эту войну как поражение Израиля (он не смог достичь своих целей, а они смогли - сохранили инфраструктуру, усилили международную поддержку, колоссально расширили круг своих приверженцев в арабском мире в целом и в Ливане в частности), опасно для Израиля, так как ослабляет страх перед ним, что само по себе делает его более уязвимым. Неудачный удар по "Хизбаллах" интегрировал это движение уже не только в Южный Ливан, но и во всю страну. Теперь ракетные удары по Израилю будут наноситься из недостижимых для войск Израиля пригородов Бейрута и даже северный районов Ливана. США и Саудовская Аравия, надеявшиеся на успех Израиля (первые - для ослабления потенциального ответного удара Ирана, вторая - для подрыва его позиций в конкуренции за исламский мир) и помогавшие ему с риском для собственной репутации и междуна-родных позиций, испытывают жгучее разочарование. В глобальной стратегической игре Израиль показал себя не-эффективным партнером. Кроме того, он частично дискредитирован на Западе бессмыс-ленными убийствами мирного населения, которые вытесняют из сознания западных обществ представления о еврейском народе как народе-жертве. В результате Холокост перестает быть бессрочной коллективной индульгенцией, что грозит ограничением поддержки Израиля Западом в предстоящих конфликтах.

2. ПЕРСПЕКТИВЫ УДАРА США ПО ИРАНУ

1. Необходимость ограниченного ракетно-бомбового удара, уничтожающего атомную программу Ирана, вызвана следующими факторами: необходимостью провоцирования волны патриотизма в США, без которой республиканцы проиграют довыборы ноября 2006 года, являющиеся стартом президентской гонки, и утратят власть в 2008 году, что приведет к опасному снижению их эффективности как во внешней, так и во внутренней политике; необходимостью напомнить, "кто в мире хозяин"; необходимостью не допустить возникновения у исламской улицы идейного лидера, обладающего государственными ресурсами и легитимностью (в частности, не допустить конкуренции с Сау-довской Аравией, являющейся стратегическим партнером США); недопустимостью сохранения идеологического вызова - возник-новения за пределами США государства, действующего на осно-вании ценностей (при этом расходящихся с американскими и доступных для всех), а не корыстных материальных соображе-ний; действительным страхом перед угрозой появления второй ислам-ской, но первой антиамериканской атомной бомбы и историче-ским неврозом американского общества в отношении Ирана; необходимостью сдерживать Китай, единственным инструментом чего (даже с учетом его соглашения с Венесуэлой) является удо-рожание нефти (попутно приносящее сверхприбыли американ-ским нефтяным компаниям, связанным с республиканской парти-ей, и сдерживающее других стратегических конкурентов США - Евросоюз и Японию).

2. 31 августа 2006 года истекает срок ультиматума Ирану. Од-нако Совбез ООН не сможет ввести против него значимых торговых санкций, так как они нанесут неприемлемый ущерб Китаю, который не получит от них никакой выгоды. США не смогут нанести удар по Ирану на основании решения ООН. Кроме того, даже при отказе России и Китая от применения права вето ооновские процедуры слишком длительны, а американ-цам позарез надо нанести удар так, чтобы он успел поддержать рес-публиканцев на довыборах в ноябре 2006 года, которые станут и стартом президентской кампании. Однако развитые страны склонны поддерживать их в нападе-нии на Иран значительно больше, чем в случае нападения на Ирак. Таким образом, этот удар для поддержки республиканской партии по-прежнему остается в повестке дня. Негативное влияние вызванного им удорожания нефти на ми-ровых рынках на американскую экономику будет незначительным, а военные риски - приемлемыми.

3. Несмотря на вероятную незначительность краткосрочных, тактических последствий нанесения США ограниченного удара по Ирану, он завершит изменение мирового порядка и правил глобаль-ной конкуренции, начатое нападением США и их сателлитами из НАТО на Югославию в 1999 году. Международное право будет де-факто окончательно заменено правом силы (в том числе пропагандистской). Помимо желания развитых стран, это будет означать коллек-тивный отказ Запада от морального лидерства в незападных странах, окончательный переход в отношениях с ними к политике обмана и принуждения и, соответственно, резкому обострению ци-вилизационной конкуренции. Радикализация ислама, создав проблемы для Запада, в целом, хотя и не сразу, компенсирует для Китая потери, вызванные удоро-жанием нефти (особенно с учетом сегментации ее рынков).

4. Конфликт из-за Ирана с США и Западом в целом будет для России весьма серьезным, хотя и не выйдет за дипломатические рамки. Вероятно, отказ от допуска России в ВТО на санкт-петербургском саммите "большой восьмерки" 2006 года был вызван в первую очередь именно наличием не подающихся разрешению противоречий между США и Россией по Ирану. Однако эта напряженность предельно облегчит решение "проблемы-2008". Освободив президента от необходимости следовать неадекватным для России стандартам Запада, в том числе и в сфере соблюдения формально демократических норм, она создаст возмож-ность "прямого и явного" сохранения власти на третий и последующие срока по образцу ряда регионов России и стран ближнего зарубежья.

08.09.2006 г.


Док. 289193
Перв. публик.: 08.09.06
Последн. ред.: 30.03.07
Число обращений: 354

  • Делягин Михаил Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``