В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сначала Россия `Что такое хорошо` для нашей страны. Некоторые тезисы Назад
Сначала Россия `Что такое хорошо` для нашей страны. Некоторые тезисы
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
1.1. Содержание модернизации Пока Россия остается относительно слабой, не доминирующей в глобальном масштабе страной, она должна исходить исключительно из своих собственных интересов. Несмотря на безусловное нали-чие общечеловеческих ценностей, гуманитарных принципов и сочувствия к другим странам и народам Россия должна исходить из абсолютного примата национальных интересов, сознавая, что в современ-ном мире сочувствия и жалости заслуживает прежде всего ее собственный народ, а российское государ-ство несет ответственность исключительно перед ним, но ни в коем случае не перед другими народами. Спокойный и конструктивный эгоизм - ключ к будущему. Отличие государства от корпорации принципиально и вызвано не столько наличием у государст-ва значительных социальных обязательств (которые в рамках социального партнерства зачастую при-нимают на себя и корпорации), сколько коренным различием целей. Корпорация объективно стремится к увеличению прибыли, государство - населения. Действительно, единственным объективным призна-ком по-настоящему комфортной жизни, соответствующей глубинным потребностям человека, является его размножение (как и у любого другого биологического вида). Поэтому цель модернизации России - обеспечить ускоренный рост населения: только это является объективным признаком его благополучия. Среда существования современных обществ - все более жесткая глобальная конкуренция. Либеральный проект обеспечивает выживание в ней не всего общества, но лишь его отдельных фрагментов (в основном сырьевых), не встречающих конкуренции в мире и потому вписываемых им в себя автоматически. Выживая отдельно от собственного общества (а то и за счет его уничтожения), эти фрагменты вынужденно переосмысливают себя как часть не его, но развитой части мира - "мирового сообщества", "человеческой цивилизации", "Запада" и т.д.. Модернизационный проект - ответ остального российского общества, лишенного будущего ли-беральным проектом и приговоренного им к деградации и вымиранию. Его основа - возврат к целостному видению России как единого субъекта глобальной конкурен-ции, корпорации особого типа, развивающей не только производство, но и нужный ему человеческий капитал с необходимой тому социальной средой. Основные социальные группы должны рассматривать-ся как равнозначимые; идея общего развития за счет подавления некоторых из них должна отвергаться как не реализуемая и разрушающая общество. Настроение модернизационного проекта - "возвращение к здравому смыслу", излечение Рос-сии под лозунгом "от реформ к нормальности". Обеспечение долгосрочной конкурентоспособности возможно лишь за счет восстановления и наращивания на качественно новой технологической базе всех компонент национального капитала: человеческого, технологического, материального (производственного и природного), финансового.

1.2. Глобальная задача российской модернизации Задача преобразования общества - достижение конкурентоспособности при ужесточении гло-бальной конкуренции. Так как мы не способны развиваться без "сверхзадачи" и, главное, в силу взаи-мопроникновения конкурирующих обществ в условиях глобализации и неминуемого воздействия лю-бых внутренних преобразований такой страны, как Россия, на глобальные тенденции, необходимо четко определить новую позитивную роль России для всего человечества. Это замена предельно эгоистичного и потому разрушительного для мира порядка, установленного Западом, новым, более справедливым по-рядком, обеспечивающим мирное и свободное развитие разных цивилизаций. Глобальные монополии, лишившиеся после краха СССР силы, сдерживающей их алчность, создали мировые правила игры, лишающие две трети человечества возможностей развития и всяких перспектив. В результате краха СССР монополизм стал глобальным и быстро начал загнивать. Выход мировой экономики из кризиса требует резкого снижения степени ее монополизации, которое возможно только за счет смены технологического базиса: распространения качественно новых, высокоэффектив-ных технологий и создания нового, более справедливого мирового порядка на их основе. Такие технологии есть у России - они во многом унаследованы от советского ВПК и сейчас бло-кируются российскими и глобальными монополиями - и модернизация России требует их коммерцио-нализации и широкого распространения в нашей стране. Коммерческая работа в этом направлении ведется, но она будет эффективна и станет инструмен-том позиционирования России в глобальной конкуренции лишь при условии поддержки и направления со стороны государства. Тогда мы сможем, определяя, какие технологии, кому и на каких условиях пе-редавать, не просто определять новый мировой порядок, но и самостоятельно и по своему усмотрению формировать глобальный экономический, - а значит, и политический - ландшафт.

1.3. Синтез ценностей и движущие силы модернизации Модернизационный проект не может быть навязан обществу извне, он может быть лишь порож-дением и творческим выражением самого общества. Сегодня это значит, что он должен опираться на синтез социальных, либеральных и патриотических ценностей, стихийно уже проведенный обществом. Эти ценности прямо подразумевают друг друга. В самом деле: честный либерал не может не видеть, что бедный не может быть свободным, что свобода подразумевает достаток. А это автоматически делает его не только сторонником социальных ценностей, но и патриотом, потому что в глобальной конкуренции не только достаток и собственность, которая является либеральной ценностью, но и свободу приходится защищать на национальной основе. Честный сторонник социальных ценностей понимает, что их надо защищать. Защита от внешних конкурентов делает его патриотом, защита от бюрократии и чрезмерной алчности бизнеса - либералом. Наконец, честный патриот понимает, что ни раб, ни нищий не будут защищать отечество - и по-этому граждане должны быть свободны и богаты, насколько это возможно. А это делает патриота сто-ронником либеральных и социальных ценностей. "Элита", закостеневшая в начале 90-х, не позволяет этому синтезу артикулироваться в конкрет-ных требованиях, политических и медийных структурах, но возможности ее сопротивления российско-му обществу близки к исчерпанию. Для успеха модернизационного проекта он должен опираться на часть общества, которая лиша-ется перспектив либеральным проектом и обладает наибольшими и наиболее разнообразными ресурса-ми. Это бизнес, достигший лидирующих позиций на региональных рынках ("средний бизнес"). Его особенности делают его потенциальным двигателем нового этапа развития российского общества: наличие значительных и разнообразных ресурсов; невозможность реализации этих ресурсов для дальнейшего развития в силу объективных хозяйст-венных (доминирование крупного бизнеса, невозможность развития без административной "кры-ши", границы которой соответствуют границам региона) и политических (централизация принятия решений и в целом политической жизни) ограничений; масштаб деятельности, еще не достаточный для использования возможностей либерального проекта (влияние на государство, выход на международные финансовые рынки), но уже не позволяющий из-бежать потерь от его реализации (в том числе из-за внешней конкуренции); раздробленность, что создает потребность в гибкой координации в национальном масштабе. Он уже аккумулировал ресурсы для прорыва с регионального уровня на общенациональный и, далее, на международный. Этот прорыв высвободит накопленную и подспудно пережигаемую энергию и сможет стать источником и содержанием не просто ускорения прогресса, но комплексной модерниза-ции всей России. Средний бизнес остро нуждается в политическом, интеллектуальном и идеологиче-ском обеспечении этого прорыва. В силу олигархического характера сопротивления среднему бизнесу его прорыв будет носить ха-рактер антиолигархической (направленной против прежде всего силовой олигархии) революции. Либеральные силы (вплоть до "коммерческих" олигархов) страдают от агрессии силовой оли-гархии и потому объективно являются союзниками модернизационного проекта. Вместе с тем по мере оздоровления политической системы России они будут делиться на две группы. Первая будет придерживаться либеральных ценностей и, соответственно, участвовать в модер-низации России, по мере приятия синтеза социальных, патриотических и либеральных ценностях по-степенно растворяясь в созидаемой с ее участием модернизационной элите. Вторая группа будет служить российскому олигархическому и транснациональному бизнесу и потому придерживаться либеральных интересов, отрицая ради них либеральные ценности. Силовая олигархия не устраивает ее не как вредящая обществу олигархия, но как конкурент коммерческой оли-гархии и как элемент государства, ограничивающего свободу бизнеса в каких бы то ни было интересах, даже интересах всего общества. После проведения политической модернизации и превращения силовой олигархии в добросовестную часть государства эта группа либералов сохранит свою враждебность - уже не олигархам, но обществу - и станет противником модернизации. Этот суровый выбор выдержат не все либералы, и им надо помогать, чтобы перетянуть макси-мум из них на сторону России, - в том числе потому, что именно они являются в современном россий-ском обществе основными носителями управленческой эффективности и общей цивилизованности.

2. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ГОСУДАРСТВА Государство - голова и руки общества. Оно должно делать все, что необходимо обществу, но что оно на конкретном этапе своего развития не может сделать само.

2.1. Принятие руководством страны ответственности В России сложилась уникальная система управления: президент определяет стратегию государ-ства и утверждает законы, а ответственность за их реализацию лежит на непосредственно реализующем стратегию правительстве и принимающей законы Госдуме. Эта византийская система снимает с руко-водства страны ответственность, способствуя дезорганизации и деградации государства. Стала нормой не допускающая нормального управления ситуация, при которой премьер не мо-жет требовать от министра выполнения своих указаний, так как последний назначается и снимается не премьером, а президентом, перед которым и несет всю полноту ответственности. Для устранения этого институционального порока следует преодолеть искусственное разделение функций стратегического и тактического управления и совместить посты президента и премьера, ус-тановив, что президент по должности обязан не только формировать, но и непосредственно возглавлять правительство. Соответственно надо объединить администрацию президента с аппаратом правительст-ва, перейдя к некоторому подобию наиболее логичной и внутренне стройной американской системы. * * * Сегодня Госдума бессильна: депутаты не получают даже ответов министров на свои вопросы. Это освобождает правительство и администрацию президента от гражданского контроля и провоцирует их безответственность. Чтобы исправить положение, надо дать Госдуме право парламентского рассле-дования, на котором должны давать показания все граждане России, кроме президента. Лжесвидетель-ствование должно караться, как в суде.

2.2. Интеграция функциональной, отраслевой и региональной систем государственного управления Переход к фактическому назначению губернаторов создал возможность интеграции федеральной и региональной систем госуправления по типу наиболее эффективных коммерческих корпораций. Надо установить, что госуправление объединяет функциональное и отраслевое управление, осу-ществляемое федеральными органами исполнительной власти, с территориальным управлением, осу-ществляемым губернатором. Их функции должны быть разделены по каждому вопросу. Неминуемые конфликты, вызываемые объективно обусловленным различием интересов центрального и территори-ального управления (а также между федеральными ведомствами), должны разрешаться Комиссией по административным спорам - компактным органом в составе аппарата президента, находящимся под контролем президента и специально назначенного Наблюдательного Совета. Контрольные функции должны быть переданы специально выделенным органам с хорошо раз-витой обратной связью. Технологический контроль (включая экологию) должен осуществляться орга-ном в составе правительства, контроль за соблюдением закона - силовыми структурами по ведомствен-ной компетенции и (в части надзора) Генпрокуратурой, политический и управленческий контроль - специальной структурой в составе аппарата президента. Контрольные функции в рамках компетенции федерального центра осуществляются только фе-деральными структурами на всей территории страны. Если губернатор или руководитель обычного ор-гана управления не согласен с предписанием контрольного органа или не подчиняется ему, он обраща-ется в суд (по административным вопросам - в Комиссию по административным спорам, которая реша-ет вопрос в кратчайшие сроки на основе прецедента). Функции контроля и решения споров должны быть разделены, а занимающиеся ими структуры - не связаны друг с другом. Функции оказания госуслуг должны быть отделены от управления и максимально централизова-ны для облегчения контроля (а не как сейчас, когда агентства подведомственны министерствам, причем каждое по-своему, а оказываемые ими услуги в результате децентрализованы). В частности, все значи-мые госзакупки должны вестись через единую Федеральную контрактную корпорацию, находящуюся (как наиболее коррупциогенная структура) под особо жестким многоуровневым контролем. Функции инноваций, сегодня размытые до полного отсутствия, должны быть сконцентрированы: технологические - в Министерстве науки и технологий, управленческие - в аппарате президента. Эти структуры должны организовывать экспертизы и принимать решения о внедрении. Аппарат президент должен объединять все информационные потоки и быть единственной струк-турой, владеющей всей картиной в целом. Региональное управление должно не строиться не по принципу "удельных феодальных кня-жеств", а быть полностью интегрировано в единую систему государственной исполнительной власти. Так, вице-губернаторы и руководители департаментов региональных правительств, курирующие вопросы общенационального значения, должны подчиняться не губернатору, но профильному органу федеральной исполнительной власти и принимать все необходимые решения в соответствующей сфере. Губернатор должен лишь координировать их деятельность, кроме руководителей силовых, кад-ровых и финансовых структур (в том числе определяющих размер оплаты труда сотрудников регио-нальных органов власти). Они должны предоставлять ему информацию о своей деятельности в касаю-щейся его части, но оставаться самостоятельными и не быть объектом даже координации с его стороны. Конфликты между руководителями региональных структур исполнительной власти (или между ними и губернатором) должны решаться Комиссией по административным спорам аппарата президента. Губернатор не должен обладать контрольными функциями в отношении вопросов, имеющих общенациональную значимость. Более того: он не должен иметь возможность принимать решения о финансировании, которые должны находиться в компетенции руководителей соответствующих регио-нальных структур исполнительной власти. Данная концентрация управления становится возможной исключительно за счет перевода его на качественно иную технологическую основу - с бумажного на электронный документооборот.

2.3. Электронный документооборот: "дивный новый мир" Замена бумажного документооборота электронным должна быть полной, касаться не только всех органов госуправления, но и взаимодействующих с ними корпораций. Это позволит экономить не столько бумагу и услуги почты (включая дорогостоящую фельд-связь), сколько время. Любое решение может приниматься мгновенно, причем вся связанная с ним ин-формация сохраняется навсегда и является легкодоступной (а при необходимости - и общедоступной). В частности, любой конфликт между органами власти, не разрешенный ими самими в течение суток, должен автоматически передаваться на рассмотрение Комиссии по административным спорам в аппарате президента, которая, в свою очередь, должна (действуя по прецеденту) принимать решение в течение суток (в крайнем случае двух). Таким образом, любая типичная конфликтная ситуация урегу-лируется в течение двух суток, нетипичная - должна урегулироваться в течение трех суток. При обращении в Комиссию по административным спорам участник спора должен определять ориентировочную "стоимость проблемы", то есть ущерб от ее неправильного решения или отсутствия решения. Если Комиссия соглашается с аргументами, определяющими эту стоимость, признанный ею виновным чиновник (в том числе, возможно, и инициатор обращения) получает соответствующие штрафные очки. Для каждой должности установлен лимит допустимых штрафных очков, которые могут быть набраны в течение года (чем выше должность, тем, в соответствии с масштабами деятельности, выше этот лимит); чиновник, превысивший этот лимит, автоматически понижается в должности или увольняется, так как его ошибки создали угрозу нанесения неприемлемого ущерба. Любой чиновник и, шире, любой гражданин имеет право и возможность обратиться в любой ор-ган госуправления, и ему должны дать содержательный ответ. Система электронного документооборота должна давать руководителям федеральных органов исполнительной власти и губернаторам доступ ко всей деловой электронной переписке своих подчи-ненных, а представителям контрольных структур - ко всей переписке, имеющей отношение к контроли-руемым ми сферам и вопросам. Помимо этого, должна быть создана система конфиденциальной связи, по которой каждый чи-новник (в идеале - и гражданин) может обратиться в контролирующие органы, в Комиссию по админи-стративным спорам или к президенту с жалобой. При этом он должен иметь гарантию, что его имя не будет раскрыто тем, на кого он жалуется, а его жалоба не будет направлена им же на рассмотрение. Любое решение о трате средств федеральными органами исполнительной власти или (при пре-вышении некоторой пороговой суммы) региональными органами исполнительной власти должно реа-лизовываться только после одобрения Федеральным Казначейством, которое может мотивированно ос-тановить любой платеж, но должно принимать решение об этом в течение не более чем одних суток. Качественное ускорение документооборота позволит кардинально, в десятки раз сократить чис-ленность государственного аппарата и снизить расходы на него при непредставимом сегодня повыше-нии его эффективности и оперативности принятия решений.

2.4. Введение коррупции в безопасные рамки Полная прозрачность принимаемых решений, соответствие их жестким процедурам и нормати-вам, наличие большого количества контуров обратной связи, в том числе и конфиденциальной, создаст объективные институциональные и технологические предпосылки для резкого ограничения коррупции. Сначала необходимо создать эти предпосылки: изменить структуру органов госуправления и пе-ревести его на электронный документооборот. Затем следует создать материальные предпосылки: повысить зарплату и социальные гарантии чиновникам (во многом это уже сделано), привязав на формальной основе (в том числе и через число набранных каждым "штрафных очков") уровень их оплаты к эффективности их работы. После этого следует провести масштабную чистку аппарата государственного управления - не для сокращения его численности (она должна быть проведена на первом этапе, в ходе реструктуризации аппарата госуправления), но для того, чтобы убить пронизывающую его сегодня культуру коррупции. Этот этап должен начаться с одномоментного обновления состава судей всех судов (включая ар-битражные), подобного проведенному де Голлем во Франции, и модернизации судебной системы: нарушения со стороны судьи (включая игнорирование существенных материалов и нарушение зако-нов, в том числе установление наказаний "ниже нижнего" или "выше верхнего" предела) должны вести к его увольнению и пожизненному запрету на любую юридическую деятельность; работа всех судов должна быть гласной, если это не грозит разглашением гостайны; при всех апел-ляционных судах должны работать общественные наблюдатели; надо установить связь между квалификацией судьи и тяжестью обвинений. Чем тяжелее обвинение (а в арбитражном суде - чем выше сумма иска), тем выше должна быть квалификация судьи; надо ограничить время рассмотрения одного дела и количество дел, одновременно рассматриваемых одним судьей (иначе перегрузки разрушают их психическое и физическое здоровье, что отражается на всем правосудии); все судьи должны иметь зарплату и социальные гарантии, позволяющие вести достойную жизнь; все участники судебного процесса должны при необходимости получать действенную защиту госу-дарства в том числе до и после суда. Затем целесообразно масштабное и разнообразное провоцирование чиновников на получение взяток (по образцу операции "Шейх", проводимой ФБР в США), а также освобождение бизнесменов-взяточников от ответственности в обмен на сотрудничество со следствием против вымогающих у них взятки чиновников (по образцу итальянской операции "Чистые руки"). Надо четко регламентировать права правоохранительных органов по борьбе с оргпреступностью, включая связанные с внедрением в нее и проведением специальных операций. Активы участников оргпреступности, с помощью которых они могут оказывать влияние на об-щество, в случае их несотрудничества со следствием должны конфисковываться. Официальная оплата труда работников силовых структур должна быть повышена до уровня их реальных доходов. Это единственный способ создать необходимые предпосылки для очищения этих структур от разложившихся и психически неустойчивых элементов. Однако никакой контроль не может быть достаточен. Поэтому даже совершенный по струк-туре аппарат госуправления требует скрепления идеологией, единым патриотическим духом, не допус-кающим коррупцию в недостаточно поддающиеся контролю структуры (суды, контрольные органы, Комиссию по административным спорам и ее Наблюдательный совет), а пассивность - в структуры, созданные для творческих решений. Идеологизированных "пассионариев" требуется относительно не-много, что делает задачу их отбора и привлечения (а со временем и воспитания) вполне решаемой. * * * Проведение административной реформы по описанным принципам создаст в России самый эф-фективный аппарат управления в мире и кардинально повысит ее глобальную конкурентоспособность.

Рациональная структура федеральной исполнительной власти: 1. Президент - глава государства и одновременно правительства. Его аппарат (И) включает Ко-миссию по административным спорам (К), глава которой подчиняется президенту лично. 2. Вице-президент (выполняет представительские функции, остается "на хозяйстве" во время от-сутствия президента). 3. Политический блок (подчиняется только президенту лично): Федеральная служба расследова-ний (К), Минобороны, МВД (включая МЧС), ФСБ (К), СВР, МИД, Минюст (К), Миннац, ФСО (включая управление системами государственной связи) (К), Минфин (включая таможенную службу) (К). 4. Социально-экономический блок (в отсутствие президента управляется вице-президентом): Минэкономики (включая Минрегионразвития и все отраслевые ведомства, кроме Минатома), Минатом, Министерство внешнеэкономических связей, Министерство антимонопольной политики (К), Мин-здрав, Министерство труда и социальной защиты (К), Минкультуры, Минобразования, Министерство науки и технологий (И), Минприроды, Федеральная комиссия по финансовым рынкам (К), Росстан-дарт, Гостехнадзор (К), Росстат, Госкомэкология (К). Курсивом выделены вновь создаваемые ведомства. В скобках указаны функции, перераспределяемые между ведом-ствами. Ведомства, выполняющие, кроме функций управления, контрольные функции, помечены буквой "К", инновацион-ные - "И". Несмотря на необходимость создания 7 новых ведомств, число самостоятельных органов испол-нительной власти сократится более чем на четверть - с 34 (а включая службы и агентства, "подведомст-венные" министерствам, но также являющиеся органами исполнительной власти - с 85) до 25.

3. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

3.1. Обеспечение минимальных социальных гарантий Необходимо обеспечение прожиточного минимума - экономического выражения права человека на жизнь. Он должен включать обязательные услуги систем жизнеобеспечения, здравоохранения, обра-зования, культуры и поддержания общественного порядка. Часть его должна предоставляться в нату-ральной форме и только при возникновении потребности (например, лечение малоимущих). Прожиточ-ный минимум должен рассчитываться ежеквартально для каждого региона (отдельно - для крупных го-родов) на основе жизненных потребностей. Его натуральный состав должен устанавливаться законом и различаться по регионам в соответствии с их климатическими и иными условиями. Для семей с детьми прожиточный минимум должен быть социальным, позволяющим воспитать ребенка полноценным членом общества. Рождение ребенка должно быть "пропуском в лучшую жизнь". В социальный минимум должна входить увеличивающаяся премия на рождение каждого ребенка, начи-ная со второго, в регионах с дефицитом населения. Гарантирование прожиточного минимума преобразует межбюджетные отношения: финансовая помощь центра будет приближать регионы не к абстрактному среднему уровню, как сейчас, а к прожи-точному минимуму. Федеральный центр признает свою ответственность за состояние регионов. Чтобы губернаторы ради увеличения трансфертов не завышали прожиточный минимум, придется ужесточить финансовый контроль, а в высокодотационных и вовсе вводить внешнее бюджетное управление. Следует рационализировать использование средств бюджетов. Недопустимо замораживание в федеральном бюджете (в том числе и в Стабилизационном фонде) более 2,4 трлн.руб. в то время, когда 16% россиян не имеет денег на покупку еды, а число беспризорных сопоставимо со временем после гражданской войны. Борьба с инфляцией замораживанием денег налогоплательщиков в бюджете не просто аморальна; это то самое лекарство, которое страшнее болезни.

3.2. Обеспечение доступности необходимых социальных услуг Надо обеспечить качественную медицинскую помощь неимущим, составляющим подавляющее большинство населения нашей еще недавно обеспеченной страны. Следует создать систему действи-тельно бесплатного высшего образования для талантливых неимущих. Доступное жилье для бедных (то есть 88% населения современной России) - это только бесплатное жилье. Следует приравнять статус воспитателей детских садов, работников образования и здравоохра-нения, занятых на полную ставку в бюджетных организациях, к госслужащим с предоставлением им соответствующих зарплат и социальных гарантий.

3.3. Обеспечение профессиональной ответственности Медицинские и образовательные учреждения должны в полном объеме возмещать убытки, нане-сенные гражданам из-за врачебных ошибок и некачественного образования. Сотрудники правоохранительных органов, преступившие закон, должны навсегда лишаться пра-ва работать в силовых структурах, службах охраны и вести юридическую деятельность. Осужденные за хозяйственные преступления должны лишаться права занимать руководящие должности, в том числе в бизнесе, на срок, вдвое превышающий срок заключения (включая условные сроки), но не менее чем на пять лет. Чиновники, допустившие серьезные профессиональные ошибки, должны лишаться права зани-мать руководящие должности на госслужбе и избираться в депутаты всех уровней. Депутаты всех уровней и члены Совета Федерации должны быть лишены иммунитета по уго-ловным и административным делам. Законодательные органы могут давать своим членам иммунитет, если решат, что их преследуют по политическим мотивам. При утрате доверия избирателей к депутатам всех уровней не позднее чем за год до истечения их полномочий назначаются досрочные выборы, если за это собраны подписи 25% избирателей. Органы власти и СМИ должны под личную ответственность своих руководителей по существу реагировать на все поступающие в них обращения граждан, кроме анонимок, в течение месяца.

3.4. Создание комфортной коммунальной среды Реформу ЖКХ следует развернуть от ограбления людей и лишения их первичных условий суще-ствования к рационализации работы ЖКХ. Это подразумевает введение федеральных экономических, технологических и организационных стандартов, жестокое обеспечение финансовой прозрачности (включая детальный контроль за издержками ЖКХ), принуждение к энергосбережению. Нормативная стоимость услуг должна ежегодно снижаться, стимулируя ЖКХ к энергосбережению. Сверхнорматив-ная экономия должна оставаться в распоряжении ЖКХ. Реформа должна быть сведена к оплате престижного жилья, демонополизации, принуждению местных властей к модернизации коммунального оборудования (дающего высокую и быструю эконо-мию), изъятию сверхприбылей у коммунальных монополий. Следует предоставлять госгарантии на кре-дитование использования энергосберегающих технологий в ЖКХ и восстановление его инфраструкту-ры на основе этих технологий. Реформа должна идти за счет снижения издержек монополий ЖКХ - водоканалов, газовых и электрических распределительных сетей. Если она будет по-прежнему направлена на ограбление насе-ления, она приведет к росту не эффективности этих монополий, но их аппетитов и, напротив, к даль-нейшему снижению их эффективности. Расходы семьи на коммунальные нужды, включая найм жилья в муниципальном жилом фонде, превышающие 10% ее доходов, должны субсидироваться местным бюджетом, при нехватке в нем средств - бюджетом региона, при нехватке средств и в нем - федеральным бюджетом. Переходить к полной оплате коммунальных услуг можно только после применения этих субсидий в течение не менее чем одного года, при отработке механизмов их предоставления. Плохое финансовое положение ЖКХ вызвано неплатежами бюджетов и бюджетных предпри-ятий. Государство должно выплатить долги ЖКХ. Счетчики уплаты коммунальных услуг должны быть установлены везде. Сопротивление комму-нальных монополий установке и использованию счетчиков должно караться как вредительство. Указанные меры позволят сократить расходы населения на оплату жилищно-коммунальных услуг как минимум на треть.

3.5. Восстановление психологического здоровья общества Общество не может развиваться, не будучи уверенным в относительной справедливости и ра-зумности своего устройства и не повышая степень этой справедливости и разумности каждый день. Для восстановления представлений общества о справедливости, искоренения настроений попус-тительства и вседозволенности надо расследовать деятельность высших чиновников и политиков СССР и России в ходе проведения реформ, с апреля 1985 года, выявить, если они имели место, случаи нару-шения интересов СССР и России, совершения должностных преступлений и предать их широкой глас-ности. Установить, что чиновники и политики, нанесшие вред интересам СССР и России, пожизненно лишаются права работать на госслужбе, избираться депутатами и заниматься юридической деятельно-стью. При выявлении преступлений с неистекшим сроком давности (в том числе преступлений против человечества, не имеющих срока давности) материалы должны передаваться в суд. Все чиновники и политики должны либо обосновать источники средств и имущества, приобре-тенного ими и их семьями после 1991 года, либо пожизненно лишиться права занимать государствен-ные должности и избираться в депутаты всех уровней. Надо ввести смертную казнь для наркоторговцев, террористов и других сознательных массовых убийц, а также для серийных насильников. Во избежание судебной ошибки смертный приговор должен приводиться в исполнение не ранее чем через год с его обязательным подтверждением Верховным Су-дом (он должен заново изучить дело, даже если приговоренный не подал апелляцию). Нужна возмож-ность замены смертной казни тюремным заключением при условии активного содействия следствию. Важно смягчить наказания за мелкие правонарушения, облегчить и упорядочить условия содер-жания в СИЗО и местах заключения. Нужна действенная защита от милицейского произвола, очищение правоохранительных и силовых структур от разложившихся и психически неустойчивых элементов. Следует установить, что бизнес, разрушающий здоровье, преступен. Нужны стандарты, обеспечи-вающие безопасность потребления всех товаров, и механизмы контроля за их соблюдением. Их нарушение должно вести к имущественной и уголовной ответственности. В частности, необходимы: канадские стандарты предупреждений о вреде курения на сигаретных пачках (тексты "Курение при-водит к раку" и "Курение убивает" дополнены изображениями пораженных легких и мозга); приравнивание рекламы пива к рекламе алкоголя, запрещение рекламы сигарет; запрещение игорного бизнеса на всей территории России, кроме специально выделенных террито-рий и участков (в прямой связи с численностью населения); все товары, произведенные с использованием генетически модифицированных продуктов, должны иметь хорошо заметную маркировку; производство их в России должно быть запрещено; запрещение производства и импорта автомобилей без катализатора, качественно снижающего ток-сичность выхлопа; эксплуатируемые автомобили должны быть оборудованы катализаторами (для малообеспеченных - в рассрочку или за счет бюджета); запрещение бродяжничества: бездомным должны предоставляться общежития и общественные ра-боты; при уклонении от них они должны направляться на принудительные работы; выбрасывание мусора на улицу или в зеленых насаждениях, включая окурки и обертки, должно ка-раться крупным штрафом или принудительными работами по благоустройству города. Необходимы общественные работы как способ не только борьбы с безработицей, но и сохране-ния (или создания) трудовой мотивации, а также удешевления реконструкции инфраструктуры страны (американские шоссе построены в рамках программ общественных работ). Здоровый или квалифицированный человек должен отрабатывать обществу свое пособие по без-работице. При этом надо стремиться привлекать выпускников ВУЗов и лиц творческих профессий к общественным работам по специальности, как это было в США при Рузвельте. Вал лживой или возбуждающей безосновательные ожидания рекламы не только обманывает лю-дей и наносит им материальный ущерб, но и подрывает доверие в обществе, дезорганизуя его и разру-шая его моральные основы. Надо признать вводящую в заблуждение рекламу разновидностью мошен-ничества и преследовать ее в соответствии с Уголовным кодексом. Платежные документы (коммунальные, пошлина за официальные бланки, налоги и т.д.) должны передаваться гражданам с уже внесенными в них банковскими реквизитами, чтобы люди вписывали в них только информацию о себе, не мучаясь переписыванием бессмысленных аббревиатур и сотен цифр.

3.6. Обязательное изучение английского языка Английский - язык международного общения. Наши дети должны иметь те же возможности получать информацию, искать работу и путешест-вовать, что и их сверстники в развитых странах. Они должны быть конкурентоспособны. Поэтому программа средней школы должна включать изучение английского языка, достаточное для свободного общения. Другие иностранные языки могут изучаться как дополнительные.

3.7. Модернизация армии Инерционные демографические процессы лишат армию призывников уже в 2007-2008 годах. Поэтому жизненно необходимо скорейшее создание профессиональной армии и обеспечение социаль-ного престижа офицерства. Уставы армии, вся система обучения военнослужащих и поддержания обо-роноспособности страны должны быть кардинально обновлены в соответствии с требованиями совре-менно войны - с учетом опыта как локальных войн (в том числе партизанских), так и широкомасштаб-ных агрессий, осуществляемых в последние годы США и их союзниками.

4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КАПИТАЛА

4.1. Компенсационный налог 15 лет национального предательства, разврата и коррупции погрузили Россию в ложь и недове-рие. Большинство россиян не признает право горстки лиц, которых правящие коррупционеры назначи-ли миллиардерами, на недра страны и предприятия, созданные поколениями советских людей. Общество расколото на ограбивших и ограбленных. Переделить или вернуть государству собст-венность (кроме отдельных экспортеров сырья и оборонных предприятий) - значит вызвать хаос. Национальное примирение будет достигнуто согласием общества на сложившуюся структуру собственности в обмен на признание крупным бизнесом своей ответственности, проявляющейся в его участии в реализации национальных приоритетов, инвестировании в Россию и, главное, - в компенса-ции нанесенного приватизацией ущерба в виде компенсационного налога. Он равен сумме, недоплаченной при приватизации в бюджет, индексированной на величину ин-фляции. Выплата компенсационного налога осуществляется в рассрочку в течение не более чем 10 лет. Рассрочка устанавливается в зависимости от состояния предприятий и конъюнктуры рынков. При срыве платежей или подготовки предприятий к преднамеренному банкротству они отчуждаются в собствен-ность государства. Природную ренту экспортеры сырья должны возвращать государству через экспортные пошли-ны и налоги.

4.2. Программа развития и размещения производительных сил В капиталоемких секторах, в первую очередь инфраструктурных, длительность окупаемости ин-вестиций в сочетании с их высокими объемами делают политические риски запретительно высокими для частных инвесторов. Единственный способ привлечения средств (только в эти сферы, чтобы не воз-никло недобросовестной конкуренции с бизнесом) - гарантии, а при их недостаточности - кредиты и даже прямые инвестиции государства с жестким перекрестным контролем за их использованием. Программа развития и размещения производительных сил (ГОЭЛРО-2) должна определять на-правления развития указанных сфер, в первую очередь инфраструктуры, задавая тем самым приоритеты и условия развития бизнесу. Источники средств: избыточная для стабильности валютного рынка часть золотовалютных ре-зервов Центробанка (сейчас это более 150 млрд.долл.), неиспользуемые остатки средств федерального (более 85 млрд.долл.) и региональных (более 3,5 млрд.долл.) бюджетов, ограничение масштабов воров-ства, кредиты госбанков, средства модернизированной пенсионной и страховой систем. Составными элементами этой Программы должны стать: содержательная (в отличие от принятой на период до 2020 года) Энергетическая стратегия, нацелен-ная на обеспечение максимально эффективного использования энергоресурсов; Транспортная стратегия, обеспечивающая запуск транзитных маршрутов при срыве любой ценой и любыми способами проектов организации глобального транзита в обход России; Технологическая стратегия, определяющая, какие технологии государство будет развивать, а какие - импортировать, задающая ориентиры политике в сфере высшего и среднего образования. Она долж-на создать механизм широкомасштабного поиска и внедрения сверхэффективных технологий. Нуж-но создание государственного агентства, занимающегося поиском этих технологий, оценкой их эф-фективности, при необходимости - доработкой, рекламой и распространением, а при отсутствии за-интересованности со стороны субъектов рынка - созданием предприятий, эксплуатирующих их. Следует превратить Сбербанк в банк развития - ключевой инструмент реализации программы развития производительных сил. Деньги населения должны финансировать развитие страны, а не идти на погашение внешнего долга или спекуляции с госбумагами. После достижения суммой госдолга приемлемого уровня (этот уровень уже достигнут) его сни-жение может осуществляться лишь при решенности более приоритетных задач. Средства, являющиеся потенциальным профицитом, должны направляться на восстановление инфраструктуры и государства (то есть проведение административной реформы).

4.3. Пенсионная реформа Пенсионная система должна быть основана на государственных гарантиях сохранности пенси-онных взносов граждан в реальном выражении. Эти гарантии должны быть основаны на направлении части пенсионных инвестиций в надежные проекты модернизация инфраструктуры (в том числе ЖКХ), не представляющие интереса для частного капитала вследствие относительно высокой капиталоемкости и длительной окупаемости.

4.4. Реформа естественных монополий Условие выживания России - полный пересмотр реформирования РАО "ЕЭС России" и осталь-ных естественных монополий. Прежде всего нужны полная финансовая прозрачность естественных мо-нополий, включая аффилированные структуры, контроль за структурой их издержек и обоснованностью тарифов. Цель государства - минимизация тарифов при обеспечении надежности и необходимого для развития страны предложения услуг естественных монополий. Их технологически обусловлен-ное единство (на уровне вертикально-интегрированных компаний) надо сохранить или восстановить. Единый технологический комплекс электроэнергетики должен быть на деле возвращен государ-ству, отключения света без решения суда - запрещены.

4.5. Антимонопольная политика Комплексная антимонопольная политика должна обеспечивать: быстрое и неотвратимое наказание за злоупотребление монопольным положением (особо нетерпи-мая ситуация сложилась на рынке лекарств), включая длительный "профилактический" контроль за их издержками и ценами; реструктуризацию естественных монополий и рост их тарифов (включая тарифы ЖКХ) только при условии обеспечения их финансовой прозрачности (включая аффилированные структуры); восстановления статуса и нормализацию работы фактически бездействующей (под прикрытием от-дельных "громких дел") антимонопольной службы. Следует создать Федеральную инспекцию цен, которая будет вести мониторинг цен наиболее значимых товаров и услуг. При их резком росте государство должно иметь право временно снижать их, расследовать при-чины роста и при необоснованном завышении цен снижать их уже окончательно, возбуждая при этом расследование о злоупотреблении монопольным положением. Этот механизм (действующий, например, в Германии) нужен потому, что антимонопольное расследование может идти годами, в течение которых монополии будут завышать цены.

4.6. Внешнеэкономическая политика Надо отменить неоправданные уступки, сделанные в ходе переговоров о присоединении к ВТО (например, график повышения внутренних цен на газ и передачу российского рынка мяса птицы под управление американских экспортеров), восстановить минимально необходимые протекционистские меры и поставить процесс присоединения к ВТО в зависимость от хода модернизации российской эко-номики и государства. Нужен запрет оплаты бюджетом неуникального импорта (это не противоречит правилам ВТО). Следует всячески стимулировать внешнюю экспансию российского бизнеса в сочетании с пре-кращением стимулирования бегства капитала под видом либерализации валютного регулирования. Должен быть установлен абсолютный приоритет национальных законов перед международными, означающий закрепление естественного приоритета интересов России над интересами ее стратегиче-ских конкурентов. Этот принцип действует и в США (напрямую), и в ЕС (неявно, так как общеевропей-ское законодательство формально международное).

5. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА Удорожание нефти носит фундаментальный, а не конъюнктурный характер и отражает общую нехватку энергоносителей, с которой человечество может столкнуться в ближайшие 10-15 лет при со-хранении современных темпов развития на современном технологическом базисе. Эта угроза не абсолютна; так, США могут в любой момент начать разработку битуминозных песков канадской провинции Альберта, рентабельную уже при цене нефти 30 долл. за баррель, что при-близит мировую цену нефти к этому уровню. Однако США не используют эту возможность, так как до-рогая нефть не только приносит сверхприбыли их нефтяным корпорациям, но и сдерживает их страте-гических конкурентов - Евросоюз, Японию и, главное, Китай (отличие США от них - эмиссия мировой резервной валюты и наличие собственной нефти). Поэтому удорожание энергоносителей носит долгосрочный характер и превращает российские нефть, газ и уголь из коммерческого в стратегический, геополитический ресурс. Это требует коренного переосмысления принципов и механизмов их использования. Выработка и реализация Энергетической доктрины России облегчаются ее самоочевидностью.

5.1. Восстановление энергетического суверенитета Прежде всего, надо отказаться от колониальных соглашений с глобальными монополиями, под-писанных в первой половине 90-х годов и либо прямо нарушающих российские законы (как Каспий-ский трубопроводный консорциум), либо наносящих России неприемлемый ущерб. К последним отно-сятся соглашения о разделе продукции (СРП), по которым иностранные инвесторы получают практиче-ски всю прибыль от добычи российских нефти и газа, а Россия не только полностью компенсирует их завышенные издержки на добычу своих полезных ископаемых, но еще и оказывается им должна! Формальные основания для отмены соответствующих соглашений может дать расследование об-стоятельств заключения данных соглашений. Вскрытие же коррупционных мотивов их подписания рос-сийскими чиновниками (а трудно представить себе иные причины, по которым они могли пойти на на-столько невыгодные для страны соглашения) по нормам международного права - достаточное основа-ние для признания соответствующих сделок ничтожными. СРП должны быть законодательно запрещены как заведомо неприемлемый для России колони-альный способ освоения ее природных ресурсов ее стратегическими конкурентами. При освоении природных ресурсов следует обеспечивать максимальное влияние российского капитала - как частного, так и государственного. У России достаточно денег для самостоятельной реа-лизации проектов любого масштаба; иностранцы должны допускаться лишь как носители отсутствую-щих у нас технологий и, желательно, при условии передачи этих технологий. Следует стремиться к привлечению их на уровне отдельных специалистов и их групп, при невозможности ограничиться этим - на уровне специализированных фирм, решающих те или иные технологические задачи (вплоть до раз-работки инвестиционных проектов). В крайнем случае иностранный капитал может привлекаться в виде управляющих фирм, организующих реализацию инвестиционных проектов. Однако контроль за любым проектом и собственность на добываемые ресурсы при любых об-стоятельствах должны оставаться исключительно национальными. Трубопроводный транспорт в силу своей стратегической значимости должен оставаться в ис-ключительной собственности государства. Доступ к трубопроводам должен быть равным и свободным для всех представителей российского государственного и частного капитала, но иностранный капитал как стратегический конкурент России не должен иметь к ним доступа. Стремление Евросоюза к лише-нию России ее естественного конкурентного преимущества, созданного трудом поколений советских людей, при помощи принуждения к ратификации Договора к Энергетической хартии (обеспечивающего свободный доступ к нашей трубопроводной системе всех желающих), напоминает стремление наиболее оголтелых революционеров столетней давности к обобществлению женщин.

5.2. Гармонизация интересов бизнеса и общества Сверхрентабельная добыча экспортного сырья (в первую очередь энергоносителей) в России должна идти в интересах общества - госкомпаниями или частным капиталом под плотным контролем государства. Сфера реализации коммерческой инициативы и здоровой агрессивности частного бизнеса - окружающий мир, в первую очередь постсоветское пространство, которое по крайней мере в наиболее стратегически важном, энергетическом плане должно полностью принадлежать российскому бизнесу. Каждая тонна нефти, каждый кубометр газа, добытые на постсоветском пространстве (не говоря уже о самой России) любой компанией со значимым участием иностранного капитала (не говоря уже о полностью иностранных) - позор России, оскорбление ее национальных интересов и подрыв ее эконо-мического, а в конечном счете - и политического суверенитета. Надо любой ценой и любыми способами не допустить реализации проекта газопровода из Казах-стана в Турцию в обход России, отсекающий нашу страну от газа Туркмении и Узбекистана. Государство должно организовывать, направлять и всемерно поддерживать внешнюю экс-пансию частного российского бизнеса. Основной принцип - предоставление относительно дешевых российских энергоресурсов в обмен на стратегически значимую собственность. Механизм - созданные на "энергетические деньги" пророссийские лобби, но не бесплодный и шокирующий энергетический шантаж, не говоря уже о разрушительных для России "газовых" и иных войнах. В силу высокого протекционизма развитых стран их освоение российским энергетическим биз-несом должно быть нацелено на качественное повышение доходов за счет увеличения степени перера-ботки экспортируемой продукции и приближения к потребителям. Наиболее актуален прорыв "Газпрома" в распределительные сети стран Евросоюза. Перво-очередными целями, помимо Великобритании и Германии, должны стать Нидерланды (как ключ к Франции), Италия и Греция.

5.3. Структурные преобразования Фундаментальная задача - повышение степени переработки экспортируемой продукции. В 2005 году российский бизнес начал замещение экспорта сырой нефти по железной дороге более эффек-тивным экспортом нефтепродуктов: падение экспорта нефти на 5% сопровождалось ростом экспорта нефтепродуктов на 16%. России необходимо форсированное строительство комплекса нефтеперерабатывающих заводов для полного прекращения экспорта сырой нефти по железной дороге и танкерами с замещением его экспортом нефтепродуктов. Следует всемерное развивать нефте-, газо- и углехимию для максимально полного замещения экспорта сырья качественно более выгодным экспортом продукции его переработки. Интенсификация развития не отменяет необходимости освоения новых месторождений, в пер-вую очередь Ямала, и восстановления масштабов геологоразведки, достаточных для устойчивого разви-тия топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в стратегической перспективе. С учетом оздоровления энергетического баланса страны в результате указанных мер нужен сис-темный анализ экспортных обязательств, взятых на себя Россией и ее компаниями, и при необходи-мости - приведение их в соответствии с возможностями российского ТЭК. Без этого возможна ситуа-ции, при которой экспортные обязательства России будут выполняться за счет сокращения поставок на внутренний рынок с торможением, а то и дестабилизацией национальной экономики. Внутренние цены на энергоносители должны быть привязаны к уровню жизни большинст-ва россиян, а не жителей наиболее развитых стран мира (который отражают мировые цены). Их повы-шение возможно только по мере роста уровня жизни, причем не наиболее обеспеченных 12% населе-ния, как сейчас, а всех россиян и, в первую очередь их беднейшей части. Обязательства по повышению внутренних цен на газ, принятые в ходе переговоров с Евросою-зом о присоединении к ВТО под давлением российского газового лобби, должны быть немедленно от-менены как подрывающие национальную конкурентоспособность. Формальное основание - фактиче-ский отзыв Евросоюзом своего согласия на присоединение России к ВТО и одностороннее выдвижени-ем им новых, ранее не обсуждавшихся в связи с присоединением к ВТО требований бесплатного проле-та самолетов над Сибирью и ратификации Договора к Энергетической хартии. Переход к экспорту энергоносителей, а затем и остального сырья исключительно за рубли не только кардинально повысит значимость нашей страны в мировой экономике, но и трансформирует ми-ровую финансово-экономическую систему в национальных интересах России. Доходы от экспорта сырья должны направляться на комплексную модернизацию страны: на возрождение ее управленческого, человеческого и производственного капитала на качественно но-вой, передовой технологической основе. * * * Обеспечение на этой основе обороноспособности страны и безопасности руководства - необ-ходимое условие реализации описанной Энергетической доктрины, так как вызываемое ею измене-ние баланса глобальных финансовых потоков в пользу России создаст для развитых стран соблазн на-сильственного возвращения к современной, колониальной эксплуатации богатств нашей страны.

6. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ РЕИНТЕГРАЦИЯ

6.1. Общие соображения Представители различных культур в силу объективных различий по-разному реагируют на одни и те же управляющие воздействия. Распространенное в силу демократических предрассудков и агрес-сивной либеральной пропаганды игнорирование этого самоочевидного факта драматически снижает эффективность не только государственного, но и корпоративного управления, подрывая тем самым конкурентоспособность соответствующих обществ. Признание этого объективного факта не имеет отношения к расизму и фашизму, которые исхо-дят из априорно устанавливаемого превосходства одного народа (или культуры) над другими. Любое утверждение, что какой-либо народ, культура или религия "лучше" или "хуже" других, абсолютно не-приемлемо. Всякий допустивший его должен подлежать показательному наказанию, так как подобные заявления раскалывают общество, превращая в его иррациональных, не способных к долгосрочному компромиссу врагов целые группы людей, которые при терпимом отношении и эффективном управле-нии могли бы быть его союзниками, работающими на общее благо. Отторгая от общества потенциальных союзников (или по крайней мере нейтралов) в глобальной конкуренции, расистские и ксенофобские подходы подрывают его конкурентоспособность, кардинально сужая его человеческий и социальный потенциал. По этой причине объединение общества должно ид-ти на основе не этнических и религиозных признаков, которые большинство людей не могут изменить, но на базе универсальных ценностей, наиболее полно выражаемых понятием "образа жизни". В этом случае общество будет отторгать от себя только заведомо асоциальные элементы, принципы и ценности которых заведомо несовместимы с принципами и ценностями данного общества. Отторжение потенциального союзника по формальным критериям становится в этом случае га-рантированно невозможным именно в силу применения исключительно содержательного критерия - готовности и способности человека или социальной группы стать частью соответствующего общества. Формирование общества на основе принципа открытости многократно повышает значимость на-циональной политики, полномасштабного и скрупулезного анализа особенностей национальных, куль-турных и религиозных групп и их полного учета в практике государственного управления. Многонациональная и полифоничная по своей сути русская культура, вбирая в себя и перераба-тывая достижения национальных культур, не ассимилирует, но обогащает их и дает им новые простран-ства для развития - вплоть до выхода на мировую арену. (Наиболее емким выражением этого служит классическая фраза "великий русский художник Левитан родился в бедной еврейской семье".) Во многом в силу этого русская культура является конституирующим, созидающим элементом не только российского общества, но и всей формирующейся новой российской цивилизации. В этом ка-честве она нуждается в особом внимании со стороны государства, в защите ее от опошления и размыва-ния, в поддержке и развитии (но ни в коем случае не в музейной консервации) ее основных элементов. При этом государство не должно пренебрегать эффективно функционирующими в развитых странах механизмами, в том числе применяемыми во Франции и Германии. Наш идеал - конструктивная, позитивно ориентированная терпимость, уважение неантагонисти-ческих и не разрушительных для общества в целом различий ценностей и образа жизни образующих его представителей различных народов и культур, неутомимое и изобретательное использование этих раз-личий для выработки и достижения общих целей.

6.2. Культурная политика Основа общественной самоидентификации, необходимой в условиях глобальной конкуренции, - культура. Нужно не пытаться законсервировать, но сохранять и развивать ее. Разумно введение минимальной обязательной квоты на трансляцию по радио и телевидению пе-сен на русском языке, показ по телевидению и в кино фильмов российского и советского производства. Следует определить идеи и настроения, внедряемые государством, и предоставлять конкурсные госзаказы на производство соответствующих фильмов, телевизионных и радиопрограмм, как это дела-ло, например, американское государство в отношении Голливуда во время Великой депрессии и в 30-е годы ХХ века.

6.3. Политика в области гражданства Специалисты с высшим образованием из любой страны, проработавшие в России два года по специальности, и носители русской культуры, проработавшие в России два года (даже нелегально), при желании должны получать гражданство России автоматически. Любой человек, легально работающий в России, выполняющий наши законы и соблюдающий правила общежития, имеет право жить в России, пока может себя прокормить. Если в течение пяти лет он и члены его семьи не совершали уголовных и административных нарушений и сами зарабатывали себе на жизнь, они должны при желании получать гражданство России на основании заявления.

6.4. Политика внешней реинтеграции После распада СССР и растаскивания национальными бюрократиями по отдельным государст-вам "новой исторической общности - советских людей" большинство бывших советских граждан ока-залось в положении разделенной нации. Точно так же, как немцы через 40 лет кропотливой работы, ко-торая, казалось, не имела шансов на успех, воссоединили свой народ, и так же, как обеспечат его корей-цы, воссоединение наших народов в рамках единой многонациональной культуры, поверх границ и ко-рысти развращенных национальных бюрократий обеспечим и мы - современные русские. Трудности, которые предстоит преодолеть в ходе воссоединения, видны на примере Германии. Жизнь порознь создает не просто взаимную неприязнь, но и глубокие различия, изживать которые при-дется поколениями. Но мы не имеем права забывать, что пример этой же Германии показывает: воссо-единение разделенного народа высвобождает колоссальную позитивную энергию, придающую огром-ный импульс общему развитию и позволяющему изживать самые глубокие и болезненные разногласия. Непосредственный стимул к воссоединению - неспособность оставленных без внимания терри-торий бывшего СССР, в том числе и граничащих с Россией, к самостоятельному развитию. Большинст-во из них не представляет интереса для Запада и не будет им развиваться. В результате они превраща-ются в "генератор неблагополучия", а то и хаоса, который будет давить на нас и дестабилизировать на-ше общество. Обезопасить Россию от этой экспансии хаоса можно лишь возобновлением успешного развития территорий, брошенных нами без какого бы то ни было на это права. Возобновление успешного развития постсоветского пространства возможно только за счет эко-номической и политической экспансии России (в том числе при сохранении политической независимо-сти соответствующих государств) и воссоздания на новой, рыночной основе того единого хозяйствен-ного механизма и экономического пространства, которым была когда-то эффективная часть СССР. Естественно, возвращение к здравому смыслу требует выработки заново всей внешнеполитиче-ской стратегии России. В частности, следует учитывать, что российский рынок даже при условии ра-зумного протекционизма неприемлемо узок для целого ряда российских же производств. Без выхода на внешние рынки целые отрасли - например, гражданское авиастроение и производство оборудования для атомных электростанций - не смогут существовать. А устойчивый контроль за внешними рынками высокотехнологичных товаров требует политического влияния на соответствующие общества.

14.06.2006 г.


Док. 289198
Перв. публик.: 14.06.06
Последн. ред.: 30.03.07
Число обращений: 334

  • Делягин Михаил Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``