В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Бюджет досрочных выборов Назад
Бюджет досрочных выборов
Проявляемое при этом пренебрежение насущными вопросами не только бюджетного контроля, но даже характера и направления использования этих средств (клиническим проявлением чего представляется передача на усмотрение правительства механизмов и направлений использования инвестиционного фонда) исключает гипотезу о внезапном изменении курса государства со стабилизации на модернизацию.
Единственное логичное объяснение демонстративного разворота экономической политики - подготовка к избирательной кампании. Поскольку поддерживать установленные темпы наращивания бюджетных расходов уже в 2007 г. будет по объективным причинам невозможным (а снижение темпов роста обманывает сформировавшиеся ожидания и вызывает политически опасное разочарование), проект бюджета-2006 представляется отражением планов проведения досрочных выборов уже в конце 2006 г.

Дополнительным аргументом в пользу этого служит разработка Минфином документа "Бюджетная политика 2006-2008 годов", носящего несвойственный этому ведомству характер откровенной предвыборной пропаганды, а также абсолютно предвыборное по стилистике выступление Путина 5 сентября 2005 года.

Существенно, что, хотя формально президент говорил о мерах, намеченных на трехлетний период бюджетного планирования, то есть 2006-2008 годы, наиболее значимый и эффектный шаг - повышение зарплат участковых терапевтов, педиатров (отменяемых, кстати, прорабатываемой реформой здравоохранения) и врачей общей практики "в среднем" на 10 тыс.руб., а медсестер "как минимум" на 5 тыс.руб. - намечен уже на начало 2006 г. (По опросу ФОМа, верит в решение этой задачи 14% населения, не верит - 10%, а по заявлению Зурабова, президентское повышение зарплаты коснется лишь 8% врачей).

Весьма характерны и другие поручения, данные нынешним президентом вполне в предвыборном стиле Б.Н.Ельцина:

· провести масштабную газификацию страны, в первую очередь сельских районов - не менее чем на 35 млрд. руб. на 3 года по предложению "Газпрома", что крайне опасно, учитывая предстоящий России дефицит газа (по опросу ФОМа, в это верит 13%, не верит 12% населения);

· оснастить школы Интернетом (+12%, #1515;%; Путин говорил об оснащении "как минимум" 20 тыс. школ за 2006-2007 годы и доведении их числа в 2008 до "более 30 тыс.", чтобы в итоге Интернетом было оснащено более половины школ России; забавно, что основной объем работ в этом направлении и по сей день, насколько можно понять, выполняется за счет благотворительных программ М.Ходорковского, плоды усилий которого Путин изящно занес в свой актив);

· оснастить "новым диагностическим оборудованием... более 10 тысяч муниципальных поликлиник, из них более трети на селе, а также значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов. Это практически все первичное звено здравоохранения. У нас их чуть больше, около 17,5 тысячи, но разница - это ведомственная сеть" (+9, #1519;%);

· обеспечить дешевые кредиты на покупку жилья (+7, #15112;%);

· повысить зарплаты "квалифицированных научных сотрудников" РАН "в среднем" до 30 тыс.руб. (+5, #15110;%);

· построить центры медицинских технологий в российских регионах (+4, #15111;%);

· создать новые университеты в Сибирском и Южном федеральных округах (+4, #1518;%).

Не менее характерны и инициативы президента, степень доверия населения к которым лояльный Кремлю ФОМ выяснять не стал:

· "Обеспечить подготовку более десятка тысяч участковых врачей и врачей общей практики... Обновить автопарк "скорой помощи", включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи".

· "Число граждан, которым за счет федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь, должно вырасти к 2008 году не менее чем в четыре раза".

· "Решить вопрос... об открытии бизнес-школ для подготовки управленческих кадров в Московском регионе и Санкт-Петербурге".

· "Будет учреждено не менее 5 тысяч индивидуальных грантов для школьников, студентов, молодых специалистов".

· "В течение 2006 года надо завершить переход к так называемому нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися".

· "учредить ежегодные поощрения в размере 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших учителей страны".

· "К 2007 году обеспечить значительный рост объемов жилищного строительства. ...К уровню 2004 года не менее чем на треть".

· Комплекс мер по развитию сельского хозяйства.

· "Будет создан совет по реализации приоритетных национальных проектов, деятельность которого буду контролировать лично... В его состав могут войти представители всех уровней власти, местного самоуправления, основных политических сил... экспертные и деловые круги".

В конце 2006 г. могут быть проведены лишь досрочные выборы во вполне ничтожную Госдуму. Повышенное значение, придаваемое им, означает, что Госдуме предстоит сыграть исключительно значимую роль. Единственная правдоподобная сегодня гипотеза - подготовка перехода от всенародного избрания президента к его избранию Госдумой.

Это облегчит сохранение Путина президентом на третий срок, в чем, как представляется, заинтересована преобладающая часть его окружения, устранит противоречие между всенародным избранием президента и "избранием" губернаторов региональными парламентами и явится достойным завершением политической реформы, направленной на искоренение демократических процедур и институтов. (Неявно эта реформа была начата Путиным почти сразу же после прихода к власти, а открыто она была объявлена им 13 сентября 2004 г., под прикрытием бесланского кошмара.)

В то же время не вызывает сомнений, что за предстоящее до конца 2006 и тем более до весны 2008 г. время могут произойти самые разные события, вынуждающие государство отказаться от реализации планов, проявлением которых стал бюджет-2006.

Таблица 1

Функциональная структура расходов федерального бюджета

Наименование

расходов 2005 год 2006 год Изменения

(млн. руб.) утверждено*

(млн. руб.) % расходов % расходов проект

(млн. руб.) Всего расходов 3 396 268,7 4 270 114,7 873 846,0

( + 25,7 %) Общегосударственные вопросы, в т.ч.: 491 327,7 14,5 15,2 647 040,9 155 713,2

(+ 31,6 %) · обслуживание госдолга 244 150,3 8,0 4,7 202 482,2 - 41 668,1

(- 20,6 %) · инвестиц. фонд - - 1,6 69 741,2 впервые Национальн.оборона 549 680,4 16,2 15,7 667 257,4 117 577,0

(+ 21,4 %) Нац. безопасность и правоохран. деят-ть 442 552,3 13,0 12,6 540 248,0 97 695,7

(+ 22,1 %) Национ. экономика 253 507,2 7,5 7,9 338 577,0 85 069,8

(+ 33,6 %) ЖКХ 10 098,2 0,3 0,7 31 627,4 21 529,2

(+ в 3,1 р.) Охрана окружающей среды 4 782,3 0,1 0,1 6 335,2 1 552,9

(+ 32,4 %) Образование, в т.ч.: 162 947,7 4,8 4,8 206 029,0 43 081,3

(+ 26,4 %) · начальное профессиональное 4 267,9 0,1 0,2 6 728,5 2 460,6

(+ 57,7 %) · среднее профессиональное 20 424,4 0,6 0,5 21 840,8 1 416,4

(+ 6,9 %) · переподготовка и повышение квалиф-и 2 360,9 - - 3 912,6 1 551,7

(+65,7 %) · высшее профессиональное 114 699,7 3,8 3,7 158 922,9 44 223,2

(+ 38,5 %) Культура, кинематография, СМИ 46 149,1 1,3 1,2 50 448,1 4 299,0

(+ 9,3 %) Здравоохранение и спорт, в т.ч.: 87 876,4 2,8 3,4 145 845,3 57 968,9

(+ 66,0 %) · здравоохранение 73 811,9 2,2 3,0 127 570,0 53 758,1

(+ 72,8 %) Социальная политика 177 476,0 5,2 4,9 209 559,0 32 083, 0

(+ 18,1 %) Межбюджетные трансферты 1 169 871,2 34,4 33,4 1 427 147,4 257 276,2

(+ 22,0 %)

* с учетом дополнительных ассигнований расходной части на 348 339,4 млн. рублей, утвержденных ФЗ от 5.07.2005 г. No 84-ФЗ

Источник: Госдума РФ

Косвенным подтверждением преимущественно пропагандистского характера изменений в бюджетной политике служит рассмотрение укрупненных групп расходных статей (см.табл.2).

В силу изменения бюджетной классификации с начала 2005 г., существенно снизившего прозрачность бюджета, эти укрупненные группы во многом условны (так, фундаментальная наука включена в раздел "общегосударственных нужд").

Кроме того, в отличие от прошлых лет после мы не можем однозначно трактовать межбюджетные трансферты как расходы социальной направленности, так как их рост в критически значимой степени стал вызываться не усилением социальных приоритетов федеральных властей, но усилением финансового давления на регионы.

Однако в целом картина представляется адекватной и наглядной.

Действительно, в максимальной степени в 2006 г. растут расходы на нужды экономики (на 61,1%) и социальную сферу (32,8%). Но в силу их незначительности основная часть общего прироста расходов по-прежнему приходится на общегосударственные нужды.

Таким образом, несмотря на некоторые структурные улучшения, бюджет-2006 года остается военно-полицейским, а не бюджетом экономической или социальной модернизации.

С учетом инерционности бюджетного процесса структурные изменения значительны. Но в части финансирования силовых структур, например, они всего лишь исправляют чудовищный перекос 2005 г., когда расходы на их нужды ощутимо превысили 30% общего объема расходов.

При этом видимых мер по росту эффективности этих расходов (которые наглядно не ведут к повышению обороноспособности, укреплению безопасности и правопорядка) не предусматривается.

Таблица 2

Реальные приоритеты государства: прирост

непроцентных расходов по укрупненным группам статей

Прирост расходов в 2006 г. к бюджету-2005 Доля в непроцентных расходах Млрд.

руб. %% Доля общего прироста 2005 2006 ВСЕГО НЕПРОЦЕНТНЫЕ РАСХОДЫ +915,5 +29,0% 100,0% 100,0% 100,0% Государство +342,9 +27,7% 37,5% 39,3% 38,9% в т.ч. оборона, безопасность, правопорядок +215,3 +21,7% 23,5% 31,5% 29,7% Экономика +154,8 +61,1% 16,9% 8,0% 10,0% Социальная сфера +160,4 +32,8% 17,5% 15,5% 16,0% Межбюдж. трансферты +257,3 +22,0% 28,1% 37,1% 35,1%

Источник: расчет на основе данных Госдумы РФ.

Некоторое ослабление главных, военно-полицейских приоритетов бюджета пока не позволяет говорить об их замене на те или иные "гражданские" приоритеты, хотя и порождает у людей, по долгу службы или вере в лучшее все еще доверяющих правящей бюрократии, надежду на закрепление наметившихся тенденций в будущем.

Делягин Михаил Геннадиевич, председатель Президиума - научный руководитель Института проблем глобализации.

АПН

26.09.2005 г.


Док. 289217
Перв. публик.: 26.09.05
Последн. ред.: 30.03.07
Число обращений: 375

  • Делягин Михаил Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``