В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Харитонов А.Г.: Основные тенденции, перспективы развития и проблемы сельскохозяйственного страхования Назад
Харитонов А.Г.: Основные тенденции, перспективы развития и проблемы сельскохозяйственного страхования
АГРОЦИФРЫ И ФАКТЫ: ИТОГИ 2006 ГОДА
И ПЕРСПЕКТИВЫ НА 2007 ГОД

Урожай-2006
Урожай зерновых в 2006 году составил более 73 миллионов тонн. Как отметил министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, "у нас достаточно зерна для того, чтобы обеспечить и продовольственные потребности, и фуражные - для животноводства, и сохранить экспортный потенциал примерно на 10 миллионов тонн".
С учетом реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" с начала 2006 года Минсельхоз сосредоточил усилия на том, чтобы увеличить производство высокоэнергетических кормов. Это кукуруза на зерно, рапс, ряд других культур, соя. В 2006 году был побит рекорд советского периода в производстве кукурузы на зерно (руководитель российского АПК расценил это как "своего рода сигнал с рынка фуража, от животноводства, потому что без высокобелковых кормов, каким является кукуруза, нельзя обеспечить рост в этой отрасли"). В 2006 году производство семян подсолнечника было частично замещено производством рапса (хотя урожайность подсолнечника в этом году превысила показатели прошлого года). Рапса произведено почти в два раза больше, чем в 2005 году. Это позволяет сохранить баланс производства растительного масла, а вместе с тем обеспечить дополнительные поставки высокоэнергетической кормовой культуры для животноводства.
Впервые за годы реформ было засеяно порядка 1 миллиона гектаров сахарной свеклы, получен рекордный урожай за все годы РФ, включая и социалистический период. Собрано более 25 миллионов тонн "сладкого корнеплода", в результате за счет собственного производства белого сахара в России будет обеспечено примерно 60% потребности страны в этом продукте.
Ощутимую долю в валовом объеме сельхозпродукции занимает картофель, которого в 2006 г. произведено несколько больше, чем в 2005 году. Объемы производства овощей сохранились на уровне 2005 года. В то же время министр Алексей Гордеев отметил два региона, где резко увеличилось производство овощей, - это Республика Дагестан и Астраханская область. Произошло это благодаря применению новых технологий орошаемых земель.
По оценке А. Гордеева, все климатические и погодные испытания 2006 года показали: в России появились технологии, которые могут противостоять этим воздействиям и обеспечить достаточно высокий урожай.
    Между тем климатические "стрессы" - заморозки, засухи и выпадения многочисленных дождей - коснулись в 2006 году практически всех регионов РФ.

Перспективы системы агрострахования
"Агрострахование надо расширять, и мы по этому пути уже идем", - заявил министр сельского хозяйства. Примерно 6 лет назад сумма поддержки агрострахования в России составляла 300 млн. рублей, а сегодня она уже составляет более 3 млрд. рублей. Но, по словам А. Гордеева, "проблема в том, что в стране слишком много бедных хозяйств". И обеспечить им цивилизованную рыночную систему преодоления риска пока не удается. Выход, с точки зрения руководителя аграрной отрасли России, - в совершенствовании самой системы управления агрострахованием, в плане номинирования страховых компаний в этой области и внедрения перспективного, на многолетней основе, подхода к страхованию в сельском хозяйстве.

Ситуация в животноводческой отрасли
Произошел перелом в производстве мяса, только производства скота и птицы в живой массе на убой в хозяйствах всех категорий увеличилось по сравнению с 2005 годом примерно на 4%. И особенно важно то, что в сельхозпредприятиях (это товарный сектор) рост составил более 8 процентов. Но, как отметил министр А. Гордеев, "надо честно признать, что тему возрождения мясного скотоводства приоритетный национальный проект никак пока не затронул. Связано это с тем, что, принимая нацпроект, мы видели двухлетний горизонт. А когда мы говорим о производстве говядины, то здесь горизонт как минимум пятилетний, а то и семилетний. Мы видим реальность этой проблемы. Есть инициатива целого ряда регионов, в том числе и президента Калмыкии Илюмжинова, о создании так называемого мясного пояса. Работаем сейчас над специальной программой по этому вопросу.
Для потребителей должно быть понятно, что мясо имеет, как минимум, две большие группы. Одна, привычная для России, - это мясо с амортизированной коровы, которая по идее должна быть списана и в качестве сырья направлена на производство консервов, в т.ч для собак и кошек. Вторая - мясо, специальное в специальных условиях именно для потребления, как правило, в охлажденном виде, и оно должно стоить совершенно другие деньги и отвечать совершенно другим стандартам.
В России этого различия исторически не было, потому что мясо всегда было дефицитом. Производство настоящего мяса - это показатель того, если ли в стране средний класс и каково благосостояние общества в целом. Сейчас мы уже приближаемся к тому, что наши граждане охотнее будут готовы платить не за кусок замороженной 3-4 месяца назад бразильской свинины, а за качественной кусок свежего мяса отечественного производства, вырезку в охлажденном виде. Министерство сельского хозяйства (единственное, кстати, из всех других министерств) уже высказалось в том смысле, что в ближайшие три года инструментом государственной программы развития сельского хозяйства нужно сделать тактические комплексные подходы, а не конкретные точечные удары".
По данным Минсельхоза России, сейчас доля импортного мяса на внутреннем рынке составляет 34%. Меньше всего Россия импортирует свинины - 27% от общего объема ее потребления в стране, а больше всего - мяса птицы - 49%. В основном мясо завозится из южноамериканских стран (Бразилии, Аргентины), а также ЕС и США.
В то же время очевидна положительная динамика в производстве отечественного мяса, которое по мнению А. Гордеева, "лучше просто потому, что российские производители могут поставлять мясо охлажденным, а не замороженным с непонятными сроками хранения". Пока же сохраняются высокие темпы роста импорта, поскольку крепкая и стабильная поддержка со стороны собственных государств создает зарубежным производителям и поставщикам определенное, не вполне добросовестное конкурентное преимущество перед российскими.
Что же касается производства молока, здесь результаты скромнее, а именно - фактически приостановлен спад производства молока в хозяйствах всех категорий. Производство молока в хозяйствах всех категорий превысило уровень 2005 года. Средний надой молока на одну корову в сельхозпредприятиях составляет 3500-3600 кг на одну корову. В 2006 году темпы роста продуктивности коров были самыми высокими за последние годы.
Все эти позитивные тенденции, по оценке министра сельского хозяйства, связаны с изменением инвестиционной политики государства в отношении сельского хозяйства, с реализацией приоритетного национального проекта "Развитие АПК".

Итоги реализации национального проекта "Развитие АПК"
Как сказал А. Гордеев, "главное в том, что проект работает, набирает темпы и уже дает положительные результаты. И это несмотря на то, что произошла сдвижка в его реализации примерно на полгода (потребовалось время для создания нормативно-правовой базы и решения других управленческих вопросов)".
Основным механизмом достижения поставленных целей по ускоренному развитию животноводства стало расширение доступности кредитных ресурсов для товаропроизводителей агропромышленного комплекса. Определяя соотношение цифр по кредитам, министр сельского хозяйства отметил: "Если мы говорим о крупных, средних хозяйствах в части, касающейся животноводства - инвестиции здесь по отношению к прошлому году увеличились примерно в 2,5 - 3 раза. Если мы говорим о фермерах, то здесь рост 10-кратный. Если мы говорим о личных подворьях граждан, то здесь рост в сотни раз. Это, конечно, является очень важным, и говорит о том, что мы действуем в правильном направлении".
Около 1400 крупных современных объектов животноводства было принято в 2006 году к кредитованию при поддержке государством.
"Россельхозбанк" и Сбербанк России активно участвуют в кредитовании строительства, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм) и покупки племенного скота. Они заключили кредитные договоры на сумму свыше 78,0 млрд. рублей.
Национальный проект дал заметный толчок развитию малых форм хозяйствования. В сравнении с 2005 годом объемы кредитования выросли на порядок. Объем кредитования превысил 31 млрд. рублей (что превышает плановой показатель 2006 года на 11,5 млрд. рублей), а за весь 2005 год всего 3,4 млрд. рублей. Количество заемщиков в 2006 году превысило 130 тысяч, а в 2005 году составило всего 2,5 тысячи. Особую роль в кредитовании малых форм хозяйствования играет ОАО "Россельхозбанк" как национальная кредитно-финансовая система АПК. Наряду с другими банками он является активным кредитором сельхозпроизводителей. Уже к началу ноября 2006 г. банк имел 70 филиалов и 591 дополнительный офис. В 2006 г. году ОАО "Россельхозбанк" приступил к осуществлению ипотечного кредитования под залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в рамках пилотных проектов. Выдано 46 ипотечных кредитов под залог сельскохозяйственных земель на сумму 1801 млн. рублей.

Доступ производителей продукции к конечному потребителю
Руководитель АПК России заявил, что расширение рынка сбыта сельскохозяйственной продукции является главным звеном в реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Одной из целей ПНП является увеличение объема реализации продукции личными подсобными хозяйствами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на 6 процентов.
Внимание государства к мелкотоварному сектору имеет серьезное основание, так как здесь производится более половины валовой продукции сельского хозяйства, и в этой хозяйственной деятельности участвуют более 30 млн. граждан.
В условиях рыночной экономики крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства испытывают серьезные проблемы сбыта сельхозпродукции собственного производства. Представителю малого и микроагробизнеса трудно получать и анализировать данные о рыночной конъюнктуре. Слабо развиты любые виды инфраструктур, обеспечивающих устойчивое ведение хозяйственной деятельности. Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации позволит решить эти и другие насущные проблемы малого бизнеса на селе.
Проект "Развитие АПК" предусматривает стимулирование интеграции через создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В 2006 году была поставлена задача создать 1600 сельхозкооперативов (всего же ПНП "Развитие АПК" предусматривает за 2006-2007 годы создать и развить 2550 сельскохозяйственных потребительских кооперативов), однако уже в октябре этот целевой показатель был превышен.
На 1 января 2006 года, по данным Росстата, функционировало около 20 тысяч сельскохозяйственных производственных кооперативов и только 911 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (из которых 141 перерабатывающий, 161 снабженческо-сбытовых, 501 кредитный и 108 прочих).
С целью развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации Минсельхоз участвовал в подготовке ряда законопроектов, для методического обеспечения развития системы сельскохозяйственной кооперации в 2006 году министерством были разработаны и направлены в регионы соответствующие документы. Понимая необходимость подготовки квалифицированных кадров для кооперативов, Минсельхоз совместно с ОАО "Россельхозбанк" и при непосредственном участии Фонда развития сельской кредитной кооперации, институтов повышения квалификации ведущих аграрных ВУЗов сформировал 26 зональных групп и начал обучение специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
На основании методик, подготовленных Минсельхозом России, 65 субъектов РФ уже разработали и представили заключение в Минсельхоз России проекты региональных программ (подпрограмм) развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных.
В 6 субъектах РФ уже созданы залоговые фонды. В 19 субъектах РФ предусмотрено предоставление гарантий. Например, в Омской области создан Фонд поддержки сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, а в Амурской - Агентство кредитных гарантий.
В настоящее время основой системы рынков сбыта сельскохозяйственной продукции для малых форм являются так называемые "колхозные рынки". По оперативным данным, действует более 4,7 тысячи таких рынков, в том числе 3,1 тысячи из них находятся в частной собственности и 1,2 тысячи - в муниципальной собственности или собственности субъектов РФ. Для многих из них характерны низкий уровень культуры обслуживания, значительное влияние криминальных структур, недостаточное развитие инфраструктуры, завышенная стоимость услуг, оказываемых рынком продавцу сельскохозяйственной продукции. На основании действующего законодательства регулирование и контроль торговой деятельности на рынках осуществляется на уровне органов власти субъектов РФ. Но специальные законы, регулирующие торговую деятельность, включая торговлю на рынках, приняты всего лишь в 13 регионах страны.
Минсельхоз России предлагает принять постановление правительства РФ, определяющее понятие "сельскохозяйственный рынок", устанавливающее порядок организации торговли и закрытый перечень сельскохозяйственной продукцией, подлежащей реализации на данных рынках. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано передать сельскохозяйственные рынки, находящиеся в муниципальной собственности, в управление на условиях аренды сельскохозяйственным потребительским кооперативам и сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Далее - поскольку вновь созданные кооперативы зачастую не имеют собственной материально-технической базы, которая позволила бы им осуществлять полноценную деятельность, Минсельхоз считает необходимым предусмотреть возможность субсидирования в рамках приоритетного национального проекта в размере 95% ставки рефинансирования Центрального Банка Росси инвестиционных кредитов, полученных сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, не ограничивая сумму получаемых ими инвестиционных кредитов.
Кроме того, остается нерешенным вопрос о порядке исчисления НДС, применяемого при реализации закупленной сельскохозяйственной продукции, - действующий порядок не способствует развитию сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов. Недостаточное внимание, считает А. Гордеев, уделяется пока вопросам формирования залоговых и гарантийных фондов в субъектах федерации, не хватает статистической информации о деятельности кооперативов. Нужно решать и проблему вовлечения в реализацию ПНП потребительских обществ системы Центросоюза России.
В настоящее время в соответствии с поручением правительства РФ Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывается нормативная правовая база по регулированию деятельности розничных рынков, в том числе проект федерального закона "Об организации деятельности розничных рынков". Этот документ сейчас находится на рассмотрении в правительстве.

Направление "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе"

В 2006 году на реализацию мероприятий по этому направлению планировалась направить 6,8 млрд. рублей, в том числе средств федерального бюджета - 2,0 млрд. рублей, предстояло построить (приобрести) 713,4 тыс. кв. м жилья для 16,2 тыс. молодых семей и молодых специалистов на селе.
По данным Минсельхоза, в реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по обеспечению доступным жильём молодых семей и молодых специалистов на селе участвует 82 субъекта РФ. На 1 ноября 2006 г. объем освоения средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по направлению составил 1,4 млрд. рублей, или 72,5% от годовых объемов. При этом в процессе ввода в эксплуатацию находилось более 300 тыс. кв. метров жилья для 4,3 тыс. молодых семей и молодых специалистов на селе. Министр сельского хозяйства отметил: "Мы ожидаем, что общие плановые показатели на 2006 год по данному направлению приоритетного национального проекта будут выполнены".
При этом он указал, что выполнение годовых показателей по вводу жилья и количеству получивших жилье молодых семей и молодых специалистов обеспечил в настоящее время только один субъект РФ - Алтайский край. Минсельхозом рассматривается возможность перераспределения лимита субсидий между субъектами РФ в пользу регионов, готовых увеличивать объемы своего участия в данной программе, с целью их освоения в полном объеме.

Коррективы в планы реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК"
В проект включены дополнительные мероприятия. Они касаются направления "Ускоренное развитие животноводства". Это государственная поддержка племенного животноводства, которая должна привести к увеличению реализации молодняка племенных животных на 15%; государственная поддержка отечественного овцеводства, целевым показателем здесь определено увеличение численности поголовья овец и коз на 3% к уровню 2006 года; государственная поддержка северного оленеводства и табунного коневодства, что должно обеспечить увеличение численности поголовья к уровню 2006 г. оленей - на 2,3%, лошадей - на 2,8%; поддержка развития аквакультуры - увеличение выпуска товарной продукции на 4,0%.

Бюджетные компенсации дополнительных издержек сельхозтоваропроизводителей в связи с ростом цен на ГСМ в 2007 году
А. Гордеев отметил, что в 2006 году бензин подорожал на 20%, чуть меньше - дизельное топливо. Это влияет на расходы сельхозпроизводителей, и понятно, что это в конечном итоге переносится и на стоимость сельхозпродукции.
Министерством был поставлен вопрос о подобной компенсации в 2006 году, и средства были выделены.
"Как показывают наши расчеты, - заявил министр,- на следующий год эта сумма должна составлять не менее 15 миллиардов рублей. Она заявлена как дополнительная в проекте федерального бюджета на 2007 год. Есть и поручение Президента России. Оно содержит в себе не только разовое решение о дополнительных финансовых ресурсах, а является в определенном смысле переломным. Оно подчеркивает, что государство, наконец-то, признает факт существование такого экономического явления, как диспаритет цен в рыночной экономике"

Харитонов А.Г.
Участник объединения молодых ученых МИЭМП



Док. 291164
Опублик.: 05.04.07
Число обращений: 631


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``