В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Хапушина С.В.: Активные формы обучения как путь формирования профессиональной компетентности специалиста - агрария Назад
Хапушина С.В.: Активные формы обучения как путь формирования профессиональной компетентности специалиста - агрария
Наряду с приоритетными национальными проектами "Образование", "Здравоохранение", "Доступное жилье" в 2005 году Президентом В.Путиным была выдвинута новая инициатива - национальный проект "Развитие АПК", целью которого является улучшение жизни на селе и развитие агропромышленного производства.
В связи с этим, главной задачей агрообразования становится качественная подготовка специалистов, владеющих рыночным инструментарием и современными технологиями агропроизводства, способных подключиться к реализации данного проекта, иными словами, подготовка профессионально компетентного специалиста.
Вопрос о трактовке понятия "компетентность" не является в Российской педагогике до конца решенным. Компетенцию и компетентность трактуют и как способность к определенной деятельности (компетентность) и содержание этой способности, т.е. необходимые для осуществления деятельности знания, умения и опыт (компетенция). Одной из работ, трактующих исследуемые понятия, является статья Э.Ф. Зеера и Э. Сызманюк .Под компетентностью авторы понимают широкую общеобразовательную, политехническую и метакультурную осведомленность, имеющую (в отличие от обобщенных, универсальных знаний) действенный, практико-ориентированный характер. Компетенция -- это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность, это, по мнению Шишова С.Е., общая способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий. [Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования./Стандарты и мониторинг в образовании, No2, 1999, с.41-48.]
Формирование профессиональной компетенции направлено на развитие профессионально важных качеств личности, повышение уровня продуктивности деятельности, освоению предмета профессиональной деятельности, совершенствованию знаний, умений, навыков, освоению новых методик и технологий профессии, формированию основ профессионального мастерства учащихся.
В структуре профессиональной компетентности исследователи (Павлова Л.А., Лейтес Т.) выделяют четыре подструктуры: 1) готовность к учебно-профессиональной деятельности; 2) учебная и профессиональная мотивация; 3) профессиональная направленность; 4) профессиональные интересы.
Готовность к учебно-профессиональной деятельности означает настроенность личности на определенное поведение, желание выполнять учебно-профессиональную деятельность, в соответствие требованиям профессии.
Учебная и профессиональная мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних побуждений личности к активности в учебно-профессиональной деятельности.
Профессиональная направленность - это стремление, нацеленность личности применять свои знания, опыт, способности в избранной профессии.
Профессиональные интересы - динамический комплекс психических свойств, проявляющийся в избирательной познавательной и волевой активности, направленной на предполагаемую профессию.
На наш взгляд, одним из основных путей формирования профессиональной компетентности специалиста, являются активные формы обучения.
Формы обучения, по мнению Новикова А.М., это механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени .
Данный механизм только тогда будет активным, когда роль обучающего и роль обучаемых существенно меняется. Педагог вместо роли информатора выполняет роль менеджера (управленца), а информация для студентов является не целью, а средством для освоения действий и операций профессиональной деятельности.
В педагогической литературе (Б.П. Есипов, М.И. Махмутов И.М. Чередов и др.), представлен комплекс форм организации обучения, который можно разделить на формы организации теоретического (лекции, уроки, семинарские занятия, экскурсии, самостоятельная внеаудидиторная работа) и практического (лабораторные и практические занятия, учебная, технологическая и преддипломная практика, курсовое и дипломное проектирование) обучения.
По нашему мнению, самыми эффективными активными формами обучения являются формы практического обучения, так как на практических занятиях, на основе теоретических знаний, происходит первоначальное овладение профессиональными умениями, а в ходе учебной практики, приближенной к производственным условиям, профессиональные умения совершенствуются. В работе над курсовым и дипломным проектами систематизируются знания и формируются умения.
По дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия" специальности 080110 "Экономика, бухгалтерский учет (по отраслям)" на завершающем этапе изучения предусмотрено выполнение курсовой работы.
Выполнению работы предшествует комплекс практических занятий, где формируются профессиональные и интеллектуальные умения - исследовательские, аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий в работах требует от студента исследования информации, анализа процесса, объекта или явления, проектирование деятельности на основе результатов анализа, определения конкретных путей решения практической задачи.
В содержание практических работ включается:
- изучение нормативной документации, анализ производственной документации;
- анализ производственных ситуаций, решение производственных и экономических задач;
- расчет и анализ показателей плана, учета и отчетности;
- выявление неиспользованных резервов и др.
Методика проведения занятия основана на использовании инструкционно-технологических карт, которые представляют собой в начале четкую инструкцию для самостоятельной работы студента с дальнейшим повышением уровня самостоятельной деятельности обучаемого. Преподаватель же выступает в роли наблюдателя, консультанта, направляет и корректирует действия.
Общеизвестно, что профессиональная деятельность требует интеграции знаний, полученных по разным учебным дисциплинам, объединения их в конкретном труде, поэтому задания, выполняемые студентом, носят междисциплинарный характер. Например, выполнение практической работы по теме "Анализ работы тракторного парка" основано на задании, выполняемом студентами на практическом занятии по дисциплине "Организация и планирование сельскохозяйственного производства", тема "Организация использования МТП", где производятся расчеты показателей работы тракторного парка, а уже на занятиях по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности" устанавливается влияние факторов на объем тракторных работ, способами детерминированного анализа, производятся подсчеты резервов увеличения объема тракторных работ.
К непосредственному выполнению курсовой работы учащиеся приступают после прохождения практики по профилю специальности, в результате которой студенты приобретают первоначальный опыт профессиональной деятельности. В процессе практики студенты выполняют индивидуальные задания, связанные с конкретной деятельностью предприятия и, что очень важно, в производственных условиях.
В содержание программы практики включается:
- анализ технико-организационного уровня производства;
- анализ использования земельных, трудовых и финансовых ресурсов;
- оценка уровня производственных показателей.
Целостное ознакомление с производством в период практики оказывает влияние на более осознанную, углубленную профессиональную мотивацию, профессиональную направленность и интересы.
Выполнение курсовой работы позволяет применить полученные знания и сформированные умения в решении комплексных производственных задач.
При выполнении курсовой работы систематизируются знания и навыки, полученные в результате изучении целого комплекса общепрофессиональных и специальных дисциплин: "Экономика организации (предприятия)", "Статистика", "Маркетинг", "Бухгалтерский учет", "Информационные технологии в профессиональной деятельности" и др.
Курсовая работа выполняется по индивидуальному заданию, которое носит характер учебно-производственной задачи. В задаче отражается конкретное производственное содержание, связанное с процессом производства на предприятии, где студенты проходят практику.
Тематика выполняемых курсовых работ отражает все стороны производственно-финансовой деятельности предприятия и соответствует квалификационным требованиям к специалисту среднего звена. Например, по теме "Анализ производства и реализации продукции животноводства" студенты осваивают методику расчета и анализа показателей, характеризующих состояние отрасли животноводства, выявляют неиспользованные резервы, намечают пути увеличения производства продукции животноводства и снижения ее себестоимости, т.е. на этом этапе формируются главные профессиональные умения, приобретается частичный опыт будущей работы.
Проведенное нами исследование показало, что активные формы обучения, используемые в триаде "Практическое занятие - практика по профилю специальности - курсовая работа" в системе среднего агрообразования эффективно решают целый ряд задач:
- формируют как познавательные, так и профессиональные мотивы и интересы;
- дают целостное представление о профессиональной деятельности;
- учат мыслительной и практической работе, формируют профессионально важные качества специалиста;
- закладывают основы профессиональных компетенций и профессионального мастерства.
Однако использование выше обозначенных активных форм организации обучения будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- постоянный рост самостоятельной работы студентов;
- методическое обеспечение практического обучения по учебным дисциплинам;
- обновление материальной базы и ее соответствие современным технологиям агропроизводства и др.
Таким образом, применение активных форм организации обучения является одним из основных путей формирования профессиональной компетентности специалиста среднего звена.

Хапугина С.В
аспирант ГОУ ВПО "Арзамасский государственный
педагогический институт им. А.П. Гайдара"

2007 г.


Док. 291177
Опублик.: 05.04.07
Число обращений: 1340


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``