В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Все больше, и больше, и больше... Зачем? Назад
Все больше, и больше, и больше... Зачем?
В.Журавель в статье "С маркой "Сделано в Германии"(НВО,No22," 2002) утверждает, что советское руководство пошло на заключение пакта о ненападении с Германией в результате осознания несоответ-ствия экономических возможностей страны потребностям будущей вой-ны.

В частности, говорится, что в авиапромышленности удалось за счет германских технологий существенно повысить технический уро-вень новых самолетов и самого производства. В результате произво-дительность возросла с 20 устаревших по тактико-техническим харак-теристикам машин в сутки в 1939-1940 гг. до 60 боевых самолетов новых конструкций в июле 1941 г.

Не очень понятно, как можно за неполные два года (сентябрь 1939 - июнь 1941 гг.) радикально обновить гигантский военно-промышленный комплекс (да даже и одну авиапромышленность). Отсчет надо бы вести по меньшей мере с 1929 г. Кстати, именно тогда впер-вые попал на стажировку в Германию И.Тевосян и многие другие.

Уже по первому пятилетнему плану намечалось довести количест-во боевых самолетов до размеров, превышающих самолетный парк веро-ятных противников. А второй пятилетний план развития ВВС и вовсе предполагал достижение превосходства над ВВС вероятных противни-ков, вместе взятых, и возможность ведения борьбы в воздухе с любой коалицией капиталистических государств. В итоге за счет напряжен-ных усилий и больших затрат к 1937 г. парк ВВС увеличился в семь раз и составил 8139 боевых самолетов.

Однако этого показалось мало, и в 1939 г. на совещаниях руко-водства страны и Вооруженных сил (состоявшихся в феврале, июне, сентябре) было решено начать строительство новых и реконструкцию действующих предприятий авиапромышленности, чтобы увеличить ее мощности в 1,5-2 раза. Почему именно во столько раз? Возникло мне-ние, что мощности нашей авиапромышленности во столько раз уступают германскому показателю.

А в 1940 г. эти работы еще более форсировали. Достаточно ска-зать, что строилось 9 новых и реконструировалось 9 действующих са-молетостроительных предприятий; строилось 6 новых авиамоторных и реконструировались все действующие. Напряжение было колоссальным. Весь комплекс намеченных предприятий предполагалось завершить до мая - июня 1941 г. При этом ассигнования на развитие авиационной промышленности в 1940 г. достигали 40% всего военного бюджета страны (который составлял во вторую пятилетку 47 млрд. руб., в 1938-1940 гг.-119 млрд. руб.- т.е. на авиацию расходовалось до 25 млрд.руб. в 1940 г). 13 мая 1940 г. нарком обороны С.К.Тимошенко и начальник Генерального штаба РККА Б.И.Шапошников направили письмо в Политбюро ЦК ВКП(б) с обоснованием необходимости перевода авиа-промышленности на положение военного времени, мотивируя это тем, что все вражеские государства в основном отмобилизовали свою авиапромышленность. Основная задача - выпуск возможно большего ко-личества боевых самолетов, чтобы сравняться с уровнем авиастроения Германии. Авиационная промышленность со второй половины 1940 г. фактически работала в условиях, приближенных к военным (и это при ее реконструкции и расширении). В целях проверки мобилизационной готовности гражданских предприятий им поручался выпуск небольших пробных серий самолетов, авиадвигателей и др. В первой половине 1941 г. темпы роста производства самолетов несколько снизились - в среднем в месяц 660 машин против 685 в 1940г (табл.1). Это объяс-няется переходом на новые типы, трудностями реконструкции. Но уже в июле было выпущено 1807 машин, а в сентябре - 2329.

Известно, что в 1935-1939 гг. количественный выпуск боевых самолетов в СССР был выше германского показателя почти в полтора раза. В 1940 г. в Германии было произведено 6470 боевых самолетов, в СССР - 8232. То есть воюющая страна выпускала самолетов меньше, чем мирная. А высшее советское руководство, вспомним, требует еще большего количества, чтобы "сравняться" с уровнем авиастроения Германии. В итоге в 1941 г. в Германии в среднем в месяц произво-дилось 635 боевых самолетов, т.е. почти втрое меньше, чем в июле того же года в СССР.

А что толку? Практически вся авиапромышленность была утеряна в 1941 г. Уже в июле попал в угрожающее положение запорожский за-вод. Вскоре угроза нависла над таганрогским, бомбардировке под-верглись воронежский и саратовский заводы. В октябре началась эва-куация московских заводов. В декабре 1941 г. выпуск боевых самоле-тов упал до самой низкой отметки за войну - 600 машин, т.е. сни-зился почти вчетверо по сравнению с сентябрем.

Парк советских ВВС к началу войны составлял 15990 боевых ма-шин, из которых 9917 (без авиации ПВО) находились на западном стратегическом направлении (7133 - в военных округах,1445 - в дей-ствующих флотах, 1339 - оперативно подчиненные самолеты дальней бомбардировочной авиации). Из них 59% - истребители,31% - бомбар-дировщики,4,5% - штурмовики,5,5% - разведчики.

Германские войска, участвовавшие в нападении, располагали 1820 боевыми самолетами, из них 1160 - бомбардировщики и штурмови-ки. И еще 770 союзных. Общий парк боевых самолетов германских ВВС на 29 марта 1941 г. составлял 3583 машины, а к июню 1941 г.-3836. Из них 1935 - бомбардировщики,1891 - истребители. Следовательно, в противоборствующих группировках (и по общему парку) превосходство по самолетам у советской стороны - 4,5:1. Только самолетов новых типов (1915 истребителей, 1310 легких бомбардировщиков, 450 фрон-товых бомбардировщиков) у нас было больше, чем весь германский парк. В советских ВВС 59% составляли истребители, в германских-45%. Это означает, что у нас усиливали оборонительное воздушное оружие.

За первый день боев было потеряно 1811 самолетов, из них на земле - 1489. ВВС Западного особого округа перед войной насчитыва-ли вместе с дальней бомбардировочной авиацией 1825 самолетов. Дей-ствовавший против них 2 германский воздушный флот - 1570 самоле-тов, из которых 900 боевых. К 1 июля 1941г. ВВС Западного фронта располагали всего 120 исправными самолетами. К 10 июля 1941г. в частях и соединениях фронтовой авиации Действующей армии насчиты-валось 2516 боевых самолетов. Их стало почти втрое меньше, чем к началу войны в западных военных округах. За первое полугодие войны с СССР германские ВВС потеряли 3945 боевых самолетов. Советские - 21300 ед., из которых примерно 12000 - новых типов. К декабрю 1941 г. в Действующей армии имелось 2238 боевых самолетов (1289-новых типов), в резерве Ставки ВГК - 85 (84-новых типов), на дальнево-сточной границе -2951 (185-новых типов). За это же время произве-дено 9777 ед.; 740 самолетов получено из США и Великобритании. Со-отношение убыли советских самолетов с германскими потерями - 5:1. В ходе войны постепенно это соотношение менялось, но наши потери были больше германских, по меньшей мере, вдвое (табл.4). А, кроме того, не будем забывать, что германским ВВС приходилось бороться с громадными силами ВВС США и Великобритании (табл.2,3).

Поэтому можно с полным основанием говорить о том, что предво-енные титанические усилия по развитию авиапромышленности и наращи-ванию парка ВВС оказались бессмысленными, разорительными, вредны-ми. Все преимущество было утеряно сразу и начинать пришлось "на голом месте". Да и в войну господствовал экстенсивный подход, ко-торый был изжит примерно к 1944 г.

Табл.1

Выпуск боевых самолетов в СССР (истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков)

Год 1936 1937 1938 1939 1940 1941-первая половина

Объём, шт. 2798 3432 4033 6460 8233 3950

Табл. 2

Распределение сил ВВС Германии по театрам военных действий.

Театр военных действий 1.1.1943 1.1.1945

Западный фронт

Оборона Рейха 1445 1410

1225

Восточный фронт

Другие ТВД

Незанятые в операциях 1530

855

125 1710

505

735

Всего 3955 5585

Табл. 3

Количество боевых вылетов, произведенных ВВС США в период второй мировой войны

Год Театр военных действий против Германии Театр военных действий против Японии

Боевых вылетов Тоннаж бомб Боевых вылетов Тоннаж бомб

1941

1942

1943

1944

1945 -

9750

234500

1137000

438100 -

612

154120

938950

455270 212

16939

132420

272090

247570 -

408

44680

147026

306960

Табл. 4

Поставки боевых машин ВВС СССР и Германии в 1942 - 1943 гг.

Показатель 1942 1943

Производство в СССР

Поставлено из США и Великобритании

Всего поставлено советским ВВС 19772

2585

22307 28205

6140

34345

Производство в Германии

Потери германских ВВС 11137

9823 18813

17490


Спасибо В.И.
19-11-2002

viperson.ru

Док. 291926
Перв. публик.: 19.11.02
Последн. ред.: 27.10.10
Число обращений: 572

  • Спасибо Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``