В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, д.э.н: Направления развития национальных проектов Назад
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, д.э.н: Направления развития национальных проектов
    За прошедшие годы термин "национальный проект" прочно вошел в повседневную жизнь россиян, стал неотъемлемой частью государственного управления. Государство демонстрирует способность доработки, совершенствования первоначальных замыслов, исправления совершенных ошибок, - и это позволяет говорить о направлениях необходимого для модернизации страны развития национальных проектов как инструментов управления обществом.
    Основной принцип - от мер по частичному улучшению социального положения занятых в соответствующих сферах надо переходить к работе "на результат", на повышение эффективности достижения общественных целей, объективно стоящих перед данными сферами.

Образование
Национальный проект в области образования должен быть нацелен на кардинальное повышение его качества, воспитание массовой способности к наиболее эффективному и дефицитному в мире творческому, в том числе интеллектуальному труду, восстановление массовой трудовой мотивации, утраченной за годы реформ.
Следует вспомнить прямой смысл этого термина. Система образования должна в первую очередь воспитывать и образовывать поколения, а не только обучать и "натаскивать" их. Она должна быть инструментом созидания, действительно "образования" нации, а не только рациональной подготовки рабочей силы.
Хотя и о задачах более низкого уровня также не стоит забывать. Система образования должна обеспечивать соответствие навыков и умений молодежи реальным требованиям рынка труда, а не готовить миллионы профессиональных социально не адаптированных безработных с завышенной самооценкой. Множатся сигналы - вплоть до конфликта на социологическом факультете МГУ (МГУ! - а не макароносверлильного техникума или Международной Академии маркетинга и философии журналистики!) - о категорической необходимости резкого ослабления коррупции.
Жизненно важно раз и навсегда сломать ситуацию, в которой нормативы ЕГЭ поражают догматизмом и формализмом, провоцируя подмену качественного осмысления изучаемого материала простой зубрежкой. Важной задачей является восстановление школ в малых населенных пунктах, массовое закрытие которых существенно ограничило реальный доступ к начальному и среднему образованию.
Система образования в целом должна быть приведена не только в полное, но и в опережающее соответствие требованиям современных технологий, объективно нуждающихся в массовой способности к творчеству, инициативе, самостоятельному мышлению.
Ни при каких сопутствующих обстоятельствах не допустимо забывать о том, что система образования является одним из важнейших факторов национальной конкурентоспособности и общественной стабильности, так как она не только непосредственно создает главную производительную силу общества - человеческий капитал - но и во многом формирует личность каждого молодого человека, в прямом смысле слова определяя будущее страны.
Текущие интересы бизнеса заведомо недостаточны для решения всех этих стратегических задач. Не забывая о его нуждах и стараясь удовлетворить их наиболее полным образом, система образования должна тем не менее ориентироваться на своего главного, ключевого "заказчика" - все общество и государство, выступающее его "генеральным представителем".
Само собой разумеется, что и государство должно быть достойно этой высокой роли.

Здоровье нации
    От реформы медицинского страхования необходимо перейти к реформе здравоохранения как такового. Ведь общественный смысл медицины заключается не в зарабатывании денег, а именно в укреплении здоровья общества, в созидании его человеческого капитала, - хотя и в более физиологическом смысле, чем это делает система образования.
    Необходимо в полной мере использовать опыт развитых стран, в первую очередь Великобритании, где совместными усилиями государства и медицинской общественности были установлены нормативы снижения смертности и заболеваемости по группам причин, носящих социальный характер. Реализация разработанной для достижения этих нормативов государственной политики позволила существенно укрепить общественное здоровье и не только продлить время человеческой жизни, но и сделать ее более насыщенной и полнокровной.
    Необходимо возрождение системы профилактики заболеваний и эффективной профессиональной педиатрии.
    Важным направлением является развитие современных высоких технологий, в том числе связанных с применением стволовых клеток, которое в ближайшей перспективе даст человечеству эффект, сопоставимый с эффектом от массового применения прививок и антибиотиков. Угроза чудовищных преступлений при получении стволовых клеток требует на капитуляции и отказа от прогресса, но кардинального повышения эффективности государства, в первую очередь его надзорных и правоохранительных органов.
    Не следует забывать о том, что бизнес, разрушающий здоровье, преступен.
Нужны стандарты, обеспечивающие безопасность потребления всех товаров, и действенные механизмы контроля за их соблюдением. Их нарушение должно вести к имущественной и уголовной ответственности. Как можно понять, сегодня это означает закрытие "Макдональдсов" (подозреваемых в порождении специфического "американского" типа ожирения) и всех предприятий общепита, разрушающих здоровье.
    Нужны канадские стандарты предупреждений о вреде курения на сигаретных пачках (тексты "Курение приводит к раку" и "Курение убивает" дополнены изображениями пораженных из-за курения легких и мозга).
    Реклама пива должна быть приравнена к рекламе алкоголя, реклама сигарет - запрещена.
Все товары, при производстве которых используются генетически модифицированные продукты, должны иметь хорошо заметную маркировку.
    Должны быть запрещены производство и импорт автомобилей без катализатора, качественно снижающего токсичность выхлопа. Эксплуатируемые автомобили должны быть оборудованы катализаторами (для малообеспеченных, на худой конец, - за счет бюджета).

Развитие АПК
    Вместо сокращения реального размера финансирования этого проекта надо качественно нарастить их, приведя в соответствие масштабам и механизмам, разрешенным правилами ВТО.
    Это значит в первую очередь массированные инвестиции в инфраструктуру сельского хозяйства, в применение в нем новых технологий и управленческих схем.
    Вместе с тем развитие агропрома объективно требует применения разумного протекционизма, без которого само массовое развитие российского села может оказаться принципиально невозможным.
    Конфликты и споры с нашими зарубежными конкурентами в этом случае представляются практически неизбежными - и необходимыми, так как без этого достойная жизнь останется недоступной для нашего сельского населения так же, как продовольственная безопасность - для всего общества в целом.

Доступное жилье
    Первоочередной мерой решения этой едва ли не наиболее острой проблемы является ликвидация монополизма строительных компаний, в ряде случаев сросшихся с городскими властями до состояния организованной преступности.
    Необходимо массовое применение современных технологий строительства быстровозводимого и дешевого жилья при одновременном создании всей необходимой инфраструктуры.
    Однако массовое тиражирование накопленного позитивного опыта не должно заслонять от нас того печального факта, что в современной России при остающемся недопустимо низким уровне жизни доступное жилье для подавляющего большинства населения объективно является жильем бесплатным.
    Внедрение квазирыночных механизмов для повышения эффективности его использования тем не менее не в силах изменить этой закономерности в ближайшие годы - и государство должно осуществить программу строительства социального жилья в необходимых объемах.
Такая программа, кстати, может стать действенным инструментом освоения и развития слаборазвитых территорий, а также привлечения необходимого населения в регионы Сибири и Дальнего Востока.
Огромные преобразования в рамках этого проекта необходимы и в ЖКХ - иначе галопирующий рост коммунальных тарифов вкупе с перекладыванием на них расходов на капитальный ремонт начнет делать недоступным и уже имеющееся у граждан жилье.
Следует установить, что расходы семьи на коммунальные нужды, включая найм жилья в муниципальном жилом фонде, превышающие 10% ее доходов, должны субсидироваться местным бюджетом, при нехватке в нем средств - бюджетом региона, при нехватке средств и в нем - федеральным бюджетом. Переходить к полной оплате коммунальных услуг можно только после применения этих субсидий в течение не менее чем одного года, при отработке механизмов их предоставления.
    Плохое финансовое положение ЖКХ во многом вызвано неплатежами бюджетов и бюджетных предприятий. Государство должно выплатить свои долги перед ЖКХ.
    Необходима детальная проработка федерального стандарта стоимости услуг ЖКХ (позволяющего учитывать климатические и инфраструктурные особенности регионов) и жесткий контроль за его соблюдением, включая детальный контроль за издержками ЖКХ. Нормативная стоимость услуг должна ежегодно снижаться, стимулируя ЖКХ к энергосбережению. Сверхнормативная экономия должна оставаться в распоряжении ЖКХ.
    Счетчики уплаты коммунальных услуг должны быть установлены везде. Сопротивление коммунальных монополий установке официальному признанию счетчиков должно караться как сознательное вредительство и саботаж государственной политики.
    Государство должно вести учет предоставленных ЖКХ услуг и пересчитывать плату при невыполнении им нормативов.

Недостающие проекты
    По данным социологических исследований, главным событием 2006 года россияне сочли введение "материнского капитала". То, что он не относится ни к одному из четырех "национальных проектов", является серьезнейшим аргументом в пользу дополнения их пятым проектом - по стимулированию рождаемости.
    Поскольку для управления капиталом нужен предприниматель, а предпринимательские качества присущи в среднем лишь 5% человечества, "материнский капитал" должен быть дополнен повышением уровня выплат пособий на ребенка, достаточным для его воспитания полноценным (а не недоразвитым от недоедания или озлобленным на весь свет) членом общества.
Рождение ребенка должно не сталкивать семьи в нищету и безысходность, но, напротив, быть "пропуском в лучшую жизнь". В регионах с дефицитом населения необходима увеличивающаяся премия на рождение каждого ребенка, начиная со второго.
    Если государство признает право своих граждан на жизнь, оно должно гарантировать им экономическое выражение этого права - доход не ниже прожиточного минимума. Искоренение нищеты, то есть гарантирование всем россиянам реального прожиточного минимума, также достойно превращения в национальный проект.
Прожиточный минимум должен рассчитываться ежеквартально для каждого региона (отдельно - для крупных городов) на основе необходимых жизненных потребностей. Его натуральный состав должен устанавливаться законом и различаться по регионам - так, на севере нужно больше света и тепла, одежды и питания.
Источник средств - региональные бюджеты, при нехватке средств в них - неиспользуемые остатки федерального бюджета. По оценкам, годовые расходы на преодоление нищеты не превышают 280 млрд.руб. в год, что примерно соответствует величине дополнительных сезонных расходов, безо всяких негативных последствия для инфляции и экономики в целом осуществляемых из-за неэффективности российского бюджетного управления в декабре каждого года.
    Наконец, исключительно важной стратегической задачей, также достойной отдельного национального проекта, является комплексная модернизация инфраструктуры на основе передовых современных технологий.
    Само начало ее осуществления кардинально оздоровит не только деловой и инвестиционный, но и моральный климат в нашем обществе, предоставив каждому его члену реальную возможность стать сопричастным к общественному успеху и улучшить свое материальное и социальное положение.
Необходима Программа развития производительных сил (ГОЭЛРО-2), определяющая направления развития инфраструктуры, задающая приоритеты и условия развития бизнесу.
Инструменты ее реализации - государственные гарантии и инвестиционные кредиты (в первую очередь на модернизацию ЖКХ) с жестким перекрестным контролем за их использованием. Ведь частный капитал в необходимых масштабах в инфраструктуру не пойдет.
Гарантированная прибыльность значительной части этих инвестиций позволяет направить в них пенсионные взносы россиян, обеспечив не только их сохранность, но и существенную доходность.


07-04-2007
www.nasledie.ru





Док. 292175
Опублик.: 09.04.07
Число обращений: 1184

  • Делягин Михаил Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``