В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выход есть: работать! Назад
Выход есть: работать!
Диалог с губернатором Борисом Громовым

- Борис Всеволодович! Осень - пора подведения итогов. Как правило - сельскохозяйственных. Но я бы нарушил подобную традицию: поговорил не о картошке, зерне или помидорах, что, разумеется, тоже важно, а об экономическом фундаменте Московской области - ее научно-промышленном комплексе. Повод существенный: по росту промышленной продукции Московская область вышла на первое место среди субъектов Российской Федерации. Итог звучит, как гимн.

- Гимны поют. А речь - о работе.

- И я - о работе. Ничто не делается лишь потому, что кто-то этого сильно пожелал.

- Да. Желания мало. Даже сильного.

- Из недавнего разговора с первым заместителем председателя правительства Подмосковья А. Пантелеевым я узнал, что своими успехами область обязана, если можно так выразиться, неким особым подходам к решению самых трудных проблем. А суть этих подходов в уникальной программе, разработанной правительством Подмосковья еще три года назад. Что это за программа? Как она реализуется?

- Вопрос масштабный. И требует серьезных разъяснений. Программа сама по себе как чиновничий продукт никогда не была залогом успеха. На памяти старшего поколения не один десяток громоздких и помпезных программ. Достаточно вспомнить хотя бы знаменитую советскую "клюкву" под названием "Продовольственная программа". Немало подобных произведений, только меньшего калибра, создается и сегодня. Создаются и пылятся в перекрашенных кабинетах. Но есть две вещи, которые определяют жизнеспособность и результативность любой из них. Первая - это ответственное, предметное, честное изучение дел в той области экономики, которая нуждается в неотложных мерах. Лишь на таком фундаменте можно планировать и разрабатывать срочные, среднесрочные и долгосрочные меры. Реальность всегда прочнее пафоса или сокрытия истинной глубины кризиса.
Вторым безусловным моментом эффективного выполнения программы является жесткий контроль. Контроль на всех должностных уровнях. Этим мы и руководствуемся в нашей работе. Плюс очень важное дополнение: наша программа целевая. И в этом смысле - прав А. Пантелеев - уникальна. Я, по крайней мере, целевой программы по поддержке научно-промышленного комплекса в том или ином субъекте Российской Федерации не встречал.

- Что значит - поддержка? С трибуны? Через СМИ?

- Упрощу для начала до предела: через банк. Через окошко кассы. 15 миллиардов рублей. Для области - сумма очень значительная. Именно столько мы выделили в свое время, например, на так называемую поддержку промышленности. И, конечно, науки.

- Борис Всеволодович! Но подавляющее большинство подмосковных предприятий, как и научных центров, принадлежат не области. Они не ваши. Предприятия оборонной промышленности - хозяйство федеральных министерств и ведомств. Научные центры, НИИ - в ведении Академии наук России. Какой смысл так перенапрягать свой собственный бюджет? Это решение хозяйственника или политика?

- Считайте, что политика.

- На чем она основана - подобная политика?

- На двух позициях. Первая: нормальная, эффективная работа "не наших" предприятий, о которых идет речь, - остро необходима государству. В Московской области создаются космические аппараты, вагоны метро, вычислительная техника, производится прокат черных и цветных металлов. В области представлены машиностроение - его комплекс объединяет 300 крупных и средних предприятий, нефтехимическая и целлюлозно-бумажная промышленность. В ряде случаев мы являемся единственными в стране производителями тех или иных товаров. К ним относятся пассажирские магистральные тепловозы, швейные машины, уникальные станки и приборы, многое другое.

- А вторая позиция?

- Вторая - в благополучии людей. Ведь не на наших, как вы говорите, предприятиях, как, впрочем, и наших, трудятся наши люди. Люди, которые проживают в Московской области. И таких на сегодняшний день - около 700 000 человек. Как подмосковному рабочему устоять на ногах, если его завод лежит на боку? И какая разница рабочему, чьего этот завод ведомства - федерального или подмосковного? Вот почему мы решили - и это заложено в программе - подпитывать, дополнять федеральную бюджетную зарплату, как и работу самого предприятия, средствами субъекта Федерации. И в этом смысле наше решение, несомненно, политическое. То есть человечное.

- Принцип ясен. Как и ваши подходы.

- Хотел бы еще раз вернуться к программе. Ее значение, помимо всего прочего, в том, что каждый знает, за что он отвечает. Каждый знает, за что с него спросят. Каждому понятны как стратегические, так и тактические цели.

- В вас говорит боевой генерал.

- Невозможно разделить опыт военного человека и опыт человека, приобретенный им на гражданском поприще. Особенно если это связано с ответственной должностью. Скорее всего одно дополняет другое. Такому человеку присущ консолидированный опыт.

- Борис Всеволодович! Сравнение, возможно, и не слишком корректное, но суть одна: подобная "консолидация", а проще - неделимость, слитность, в такой же мере присуща науке и промышленности.

- Так точно. Современная промышленность без современной науки нежизнеспособна.

- Не конкурентоспособна.

- Одно и то же. У рынка свои законы - рыночные. Колоссальное богатство Подмосковья - научный потенциал. Ученые с мировыми именами. Всемирно известные научные центры, к примеру - Дубна. Десятки научно-исследовательских институтов. Лабораторий. Как раз поэтому целевая программа по подъему промышленности создавалась нами в органической связи с возможностями науки. С ее потенциалом. К сожалению, в первые годы перестройки, ломки, административного произвола, а чаще - безделья властей, число ученых в Подмосковье стремительно уменьшалось. Самые крупные уезжали за границу. Молодые таланты уходили в бизнес. Сегодня нам удалось хотя бы частично нормализовать положение дел в научной среде. Остановить негативные процессы. И даже вернуть некоторые прежние позиции. Подходы те же: долевое участие в оплате труда и содержании научной базы. Плюс дополнительные стимулы.

- Например?

- Например, губернаторские гранты. С первых дней своего избрания я довольно часто посещал Дубну. Заходил к директору Объединенного института ядерных исследований, замечательному ученому, академику Кадашевскому. Работы института - синтез новых сверхтяжелых элементов таблицы Д. Менделеева, открытие трансурановых элементов - широко известны мировому научному сообществу. Но ресурсное обеспечение этих работ - нищенское. Заехал в очередной раз, встретились. Сидим напротив друг друга - академик и губернатор. За окнами - 2000 год. Тактичнейший человек, не желающий задеть губернатора, осторожно жалуется: "Вводим очередной элемент таблицы.., но средств по существу нет... Центр лишь обещает..."
По дороге в Москву созревает мысль. Мысль о губернаторском гранте. Обсудили в правительстве области, взвесили возможности, пришли к заключению - гранты необходимы. Первый грант в 10 миллионов рублей первым и получил Объединенный институт Кадашевского. Результат: появление 116-го элемента. Сегодня - уже 118-й. И внесение института в число номинантов на Нобелевскую премию. Причем, насколько мне известно, в первой строке.
В период 2001-2003 гг. совместно с Российским фондом фундаментальных исследований инновационных проектов мы выделили на выполнение 100 текущих работ научными коллективами Пущина, Троицка, Фрязина, Черноголовки 40 миллионов рублей. В Подмосковье два наукограда - Дубна и недавно узаконенный президентским Указом г. Королев. Ожидаем, что официальный статус наукоградов получат скоро Фрязино, Жуковский и Троицк. Разумеется, это повлечет за собой значительное выделение федеральных бюджетных средств. Министерство финансов РФ это прекрасно понимало. И потому очень долго упорствовало в решении вопроса, использовало всяческие предлоги для затягивания, в общем-то, давно созревшего решения. Но выход искать было надо. И мы его нашли. Вместе с Минфином. Выход - в нашем проверенном подходе: Минфин платит 50 процентов. Мы - 50 остальных. Строго говоря, у нас ведь общая задача. Ее поставил Президент России В.В. Путин. А именно: основным двигателем российской экономики должны стать инновационные проекты. Приоритет должны иметь проекты и работы в области высоких технологий. Кто их может осуществлять? Ученые. Их коллективы в тех же наукоградах. А реализовать? Промышленность. Вот в этом единении, в этом сочетании поддержки одного и другого и состоит, повторю еще раз, наш подход. Подход к решению проблем экономики... Кстати, что вы знаете, например, о Черноголовке?

- Ну, знаю.

- Что вы знаете?

- Что есть такая деревня. Что в ней...

- Договаривайте, не смущайтесь, лучшая в Подмосковье вода... Но разве только это может способствовать известности, которую Черноголовка, ставшая уже городом, давно заслужила? В городке - 10 научно-исследовательских организаций Академии наук России. Научные центры выполняют фундаментальные и прикладные - для промышленности Подмосковья и страны - исследования. Исследования в области химии, физики твердого тела, микроэлектроники и т.д. Предприятия Черноголовки работают по важнейшим направлениям: производству программно-технических комплектов для автоматизированного управления технологическими процессами, производству цифрового телекоммуникационного оборудования, оборудования для микро- и наноэлектроники... В принципе научная и инновационная деятельность подмосковных наукоградов и научных центров охватывает весь спектр приоритетных направлений развития науки и технологий страны, которые обозначил в своем Указе Президент Российской Федерации в 2002 году. В этом же контексте мы подержали инициативу министра науки и промышленности Подмосковья В. Козырева - присвоить отдельным предприятиям статус областных технологических центров. Считаю, что это еще один позитивный шаг в нужном направлении, то есть более тесном сотрудничестве науки и производства. В "осовременивании" предприятий.

- Борис Всеволодович! Я слышал о весьма жестокой, трудной борьбе, которая сотрясала другой малоизвестный обывателю уголок Подмосковья - уже не Черноголовку, а Луховцы.

- Да, борьба была жесткой. И победа досталась области трудно. Но вскоре о Луховцах узнает вся страна.

- Благодаря чему?

- Без единого рубля из федерального бюджета здесь создается один из самых крупных в России цехов по сборке пассажирских самолетов Ту-334. Здесь же, кстати, уже создан Ил-103. Он первым из российских самолетов был сертифицирован FAA. И значит, открыл выход на мировой авиационный рынок. Замечу, к слову, и другое: энтузиасты-авиаторы Жуковского сконструировали и своими силами изготовили еще один легкий самолет - "Сигма-4". Рынок для подобных машин и в России, и за границей - обширен. Дело за серийным производством.

- А когда закончатся сертификационные испытания Ту?

- До конца нынешнего года. С 2004 года должно быть налажено серийное производство.

- Как обстоят дела с инвестиционным престижем области?

- Подмосковье вошло в число пяти регионов России, имеющих самый высокий инвестиционный рейтинг.

- Что вы можете сказать о взаимодействии инновационных процессов, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления?

- Это важнейшее начинание. Недавно наше предложение о реализации проекта по отработке механизма этого взаимодействия было одобрено Советом по науке и высоким технологиям при Президенте России. Площадка для отработки - Московская область. Рассматриваем это как доверие. Понимаем, что в сущности - это практический поиск путей и возможностей для главного дела страны: переориентации ее экспортных возможностей с сырьевых на высокотехнологичные.

- Борис Всеволодович! Наш разговор сознательно ограничен четкими рамками науки и промышленности. Не могу, однако, хотя бы вскользь не коснуться такого понятия, как бюджет. Откуда деньги? Как удается сочетать напряженные расходы на местные нужды - ту же социалку, здравоохранение, дороги, образование, и на финансирование, пусть даже долевое, объектов и программ федерального значения?

- Хорошо работает предприятие - пополняется бюджет. Исправно собираются налоги - пополняется бюджет. Увеличивается число рабочих мест - увеличивается число работающих. Пополняется бюджет. Создается привлекательный инвестиционный климат - пополняется бюджет. Больше выпускается и реализуется конкурентоспособной продукции - пополняется бюджет. Существуют, наконец, внебюджетные фонды, спонсорские средства. Между бытовыми нуждами человека и состоянием промышленности - невидимая, но тесная связь. Ибо чем устойчивее работает промышленность - основа экономики, - тем устойчивее и богаче бюджет. А чем наполненнее бюджет, тем лучше живется рядовому гражданину области, лучше и федеральному бюджету, в который отчисляется часть средств субъекта Федерации. Главное - правильно, рачительно распоряжаться бюджетными средствами. Грамотная "верстка" бюджета. В чем, кстати, правительству Подмосковья помогает областная Дума.

- Ну что ж, Борис Всеволодович, хорошо говорить о хорошем. На этом и закончим?

- Думаю, что нет. Потому что, какой бы подъем недавно беспомощной промышленности не произошел, утопающих в долгах и дремучей бесхозяйственности у нас в Подмосковье еще хватает. Немало убыточных, не вписавшихся в рыночную систему заводов. Встречаются те, кто гонит, как и раньше, вслепую, ни к чему не пригодную продукцию; явно недостаточны темпы обновления основных фондов; больно бьет дефицит энергоресурсов; ощущается нехватка кадров рабочих профессий. Рухнул Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения, Коломенский тяжмаш, некоторые другие. Мы анализируем эти провалы. Отрабатываем конкурентоспособные направления. Уверен, что положение выровнять удастся. Как бы трудно ни пришлось. Ведь было куда труднее. Но самый тяжелый период упадка экономики Московской области - позади.

- Тогда - самый последний вопрос: губернатор бывает безоблачно счастлив?

- Однажды. В час избрания.


Геннадий Бочаров

Опубликовано в "Российской газете" (Центральный выпуск) N3297

15 сентября 2003 г.



Док. 292705
Перв. публик.: 15.09.03
Последн. ред.: 11.04.07
Число обращений: 522

  • Громов Борис Всеволодович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``