В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Губернатора области А.Г.Тулеева на совещании по социально-экономическому развитию Сибири в г.Томск. Назад
Выступление Губернатора области А.Г.Тулеева на совещании по социально-экономическому развитию Сибири в г.Томск.
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Анатолий Васильевич! Уважаемые члены Правительства! Уважаемые коллеги!

Сегодняшнее совещание особенно актуально накануне предстоящего мирового саммита стран "восьмерки", посвященного вопросам мировой энергетической безопасности, который будет проходить в Санкт-Петербурге.

Сибирь располагает колоссальными запасами трёх главных энергоносителей современной экономики - газа, угля и нефти. Например, уже разведанных и экономически доступных запасов сибирского угля хватит не менее чем на 300 лет интенсивной добычи. Это очень важно для дальнейшего развития Сибири. Сегодня в мировой энергетике происходят серьезные изменения, и спрос на угольное топливо растет более быстрыми темпами, чем на другие энергоносители. К примеру, спрос на уголь в мире за последние три года вырос на 25%, на газ же всего на 9%, на нефть - на 6%.

Значение угля для энергетической безопасности признано во всём мире. В отличие от России, где доля угля в топливном балансе уменьшается и составляет всего 17%, в мире на угле вырабатывается 39% всей электроэнергии. В частности, в Германии доля угля в электрогенерации составляет 51%. За последние пять лет там введены в строй более 3 тысяч 500 мегаватт новых мощностей угольной генерации, и это не предел. В Китае и Индии, которые развиваются фантастически быстрыми темпами, уголь составляет 70-80% в производстве электроэнергии. Причём, Китай, например, до 2012 года планирует построить 562 новые угольные станции. И даже в Японии, которая не имеет ни тонны собственного угля, вырабатывается более 27% электроэнергии на угле.

Уважаемые коллеги! Крупнейшая мировая консалтинговая компания "Прайсвотерхаускуперс" (PriceWaterhouseCoopers) в апреле этого года провела опрос 116 руководителей крупных энергетических компаний всего мира. Подавляющее большинство ответили, что уже в следующие пять лет по объёму поставок уголь займёт первое место среди востребованных видов топлива и внесет самый большой вклад в удовлетворение спроса на энергию.

Почему это происходит? Уголь возвращается в мировую экономику благодаря инновациям, которые делают угольные мощности одновременно и относительно дешевыми, и экологически чистыми. Современные технологии сжигания угля, развитая система логистики и обогащения привели к тому, что киловатт, который вырабатывается на угле, стоит дешевле, чем тот, который получают на нефтегазовом топливе - даже с учетом всех дополнительных экологических затрат.

Кроме того, мир научился строить хорошие угольные станции дешевле и быстрее, чем мы. Если у нас стоимость строительства обычной угольной станции оценивается в 1100-1400 долларов за киловатт установленной мощности, то, например, в Китае она составляет 500-600 долларов.

Новые технологии уже скоро заставят мир забыть о том, что уголь - это грязное топливо. Например, технологии, основанные на газификации угля, демонстрируют превосходные показатели эффективности и сокращения выбросов в атмосферу. Проекты новой генерации на угле осуществляются энергетическими компаниями при очень активной поддержке государства.

Почему правительства других стран уделяют столь большое внимание строительству угольных станций с современными технологиями сжигания? Дело в том, что в мире новая энергетика создается не на 5-10 лет, а на многие десятилетия. И она должна обеспечивать потребности в энергии тогда, когда запасы нефти и газа будут уже иссякать, когда нестабильность на этих рынках ещё сильнее возрастёт. И вот, с учетом новых технологий, именно уголь, как самый надежный энергоноситель, позволит обеспечить и эффективность производства электроэнергии, и энергетическую безопасность стран, и высокие экологические характеристики. Вот поэтому в большинстве стран правительства активно участвуют в стимулировании, финансировании и организации строительства новых угольных станций.

Что означают для России и для Сибири происходящие в мире изменения с точки зрения энергетической безопасности?

Первое. Россия имеет объективные возможности для того, чтобы играть ведущую роль на мировом угольном рынке. Кроме огромных запасов, сибирский, и особенно кузбасский уголь имеет такое преимущество, как хорошие экологические характеристики. Он ценится на мировом рынке за низкое содержание серы и других примесей. Всего за 2 года российские угольные компании увеличили объём экспортных поставок (в основном из Кузбасса) в два раза. И мы сейчас занимаем на мировом рынке угля долю в 12%, а на рынке Европы - порядка 35 %. Тем самым обеспечили России третье-четвертое место среди крупнейших экспортеров угля.

Таким образом, Россия вновь стала мировой угольной державой. Именно доходы от экспорта позволили ведущим угольным компаниям России и Кузбасса запустить инвестиционные программы, погасить старые долги перед бюджетами, повышать заработную плату темпами выше темпов инфляции. И, кстати, благодаря угольщикам уже сегодня в рамках национальной программы "Жилье" мы планируем увеличить строительство новых домов в 2006 году на 15-20%.

В целом угольная отрасль вышла на рентабельный уровень работы. Однако без последовательной государственной политики удержать и ещё более укрепить эти позиции нам не удастся. Речь идёт, прежде всего, о гибкой тарифной политике в сфере железнодорожных перевозок, о привязке изменения тарифа к динамике мировых цен. Ведь мы находимся в очень невыгодном географическом положении: из Сибири надо везти уголь за 4-5 тыс. км и на Запад, и на Восток.

Кроме того, экспортные возможности сибирских угольщиков существенно сдерживает неразвитая экспортная инфраструктура.

Что мы делаем сами? Вы уже видели, уважаемый Владимир Владимирович, угольный терминал в Усть-Луге, в строительство которого угольная компания "Кузбассразрезуголь" вложила почти 3 млрд. рублей. Также ведем строительство угольных терминалов еще в 7 морских портах. На очереди строительство нового угольного терминала на западном побережье Кольского залива (Лавны) проектной мощностью 15 миллионов тонн угля в год, который будут строить две наши угольные компании.

Все это позволит уже в ближайшие 3 года увеличить экспорт российского угля еще на 30 миллионов тонн в год. Поэтому вопросы расширения рынков сбыта имеют для нас первоочередное значение.

Как я уже говорил, 12% мирового рынка экспорта угля мы захватили. Но этого недостаточно. Считаю, возможности для расширения рынка есть. Например, Индия очень мощно строит металлургические заводы, которые нуждаются в нашем угле. В ближайшие 5 лет общая потребность в коксующемся угле возрастёт на 40 миллионов тонн. Кто их поставит? Если не мы, то Австралия!

Прошу Вас, Владимир Владимирович, поручить нашим представителям в рамках российско-индийской комиссии пролоббировать интересы угольщиков по поставкам российского угля в Индию.

Второе. Потребление энергоресурсов в мире растёт быстрыми темпами. Высказываются опасения, что их может просто не хватать для удовлетворения быстрорастущего спроса. Кроме того, половина руководителей энергетических компаний в Европе считает, что в ближайшие пять лет возрастет число энергоаварий и перебоев с электроэнергией.

Чтобы не создать проблем с энергоснабжением внутри страны, считаю, нам нужно по образцу других стран как можно быстрее развивать свою угольную генерацию. Конечно, эффективную и экологически чистую.

Сильные морозы прошедшей зимой уже показали, что изменения в топливном балансе России назрели и являются экстренным вопросом энергетической безопасности. "Газпром" был вынужден посылать уведомления большинству электростанций РАО "ЕЭС России" об ограничении поставок газа до 50%. Резервное же топливо, которым по традиции во многих регионах является мазут, тоже не добавляет уверенности. Прошедшей зимой цена на него буквально за несколько дней вырастала в два-четыре раза.

В то же время эти риски можно существенно уменьшить, если доля угля в производстве электроэнергии будет значительно выше сегодняшних 17-ти процентов в топливно-энергетическом балансе страны.

По моему мнению, за короткое время должна быть выработана и запущена новая инвестиционная волна в энергетике, которая будет учитывать и экспортную стратегию "Газпрома", и возможности угольщиков, и потребности РАО ЕЭС. А сейчас в РАО ЕЭС на стадии реализации нет ни одного проекта строительства угольной станции. Почти нет и планов разработки проектов современных угольных станций. А в Китае, напоминаю, к 2012 году их будет построено 562.

Что мы предлагаем? В качестве первоочередной меры перевести полностью на уголь 27 газо-угольных станций (РАО ЕЭС), которые сейчас работают на газе. На этих станциях сохранилась инфраструктура для приёмки и сжигания угля. Для того, чтобы перевести их на уголь, не нужно много времени. Нужны просто эффективные действия Правительства. Кстати, эффект от перевода даст высвобождение свыше 27 млрд. м3 газа. Это - прибавка в бюджет "Газпрома", а фактически - государства - до 6 миллиардов долларов.

Одновременно это увеличит рынок внутреннего потребления угля почти на 30 млн. тонн, обеспечит дальнейшее развитие угольной отрасли.

К сожалению, зачастую звучат аргументы, которые отвечают, в основном, ведомственным интересам: на техническую реконструкцию этих 27 станций необходимо почти 30 миллиардов рублей.

Я ответственно заявляю: нам ничего не надо из бюджета страны. Наши угольщики готовы обеспечить финансирование этих программ. Кстати, это будет прекрасный пример сотрудничества бизнеса и государства. И это - наша общая позиция с ОАО "Газпром". Совместное с Алексеем Борисовичем Миллером обращение по этому вопросу уже третий месяц находится в Правительстве.

Также у себя в Кузбассе мы наметили строительство двух угольных станций с применением современных технологий сжигания чистых кузнецких углей. Станции мы планируем ввести в 2008 году.

Уважаемые коллеги! Сегодня стало очевидным, что и для экспорта, и для удовлетворения возможного внутреннего спроса угольная отрасль России нуждается в коренной модернизации. Более десяти лет тяжелого кризиса не прошли даром. Производительность труда среднего угольного предприятия в России в 5-10 раз ниже, чем у ведущих мировых компаний. Сильное отставание наблюдается и по обеспечению безопасности труда шахтеров.

Конечно, угольная отрасль в России не стоит на месте. Кардинальное улучшение ситуации произошло после выездного заседания Президиума Госсовета в августе 2002 года в городе Междуреченске. В результате принятых решений за период с 2002 по 2005 годы только в угольную отрасль Кузбасса было инвестировано 75 миллиардов рублей. Это позволило ввести 20 новых угледобывающих предприятий (11 шахт и 9 разрезов) современного мирового уровня. В результате, в 2005 году мы добыли свыше 167 млн. тонн угля. Это - впервые за 100-летнюю историю угледобычи в Кузбассе.

Вместе с тем, инвестиции в угольную отрасль нуждаются в некоторых мерах государственной поддержки. Предлагаем обсудить введение нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых для угольных предприятий. (сегодня это 4 % от реализации угля).

Недавно на совещании в Правительстве было признано, что для нефтяной отрасли, которая находится в сложном состоянии, необходимо введение существенных послаблений по НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Но если в таком "сложном" состоянии у нас находится нефтяная отрасль, цены в которой бьют рекорд за рекордом, то как тогда назвать положение угольной промышленности, где мировые цены в конце 2005 года упали на 30% по сравнению с 2004 годом, поставив угольщиков на самую грань рентабельности?! Ведь здесь степень изношенности оборудования достигает 70-80%!

Экономия средств на НДПИ может стать мощным источником для инвестиционных вложений наших угольщиков.

Угольная отрасль - это также возможный хороший пример того, что настало время вернуть инвестиционную льготу по налогу на прибыль. У конкурентов в других странах инвестиционная льгота есть, а у российских угольщиков нет даже этого стимула.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Правительства! Уважаемые участники совещания! Несомненно, уголь - топливо 21 века. И я просил бы рассмотреть в топливно-энергетическом балансе на ближайшие годы уголь как одну из ведущих составляющих.

Я поддерживаю идею Алексея Леонидовича Кудрина: давайте хоть раз посчитаем доходы бюджета - без нефти. Я уверен, тогда мы все поймём ИСТИННУЮ ЦЕНУ УГЛЯ и его ЗНАЧЕНИЕ для России.

Считаю, в целом все поднятые вопросы нашего Совещания будут способствовать ускоренному развитию сибирских регионов. А самое главное - повышению качества жизни наших людей.

www.mediakuzbass.ru/tuleev/news/index.php?id=716

viperson.ru

Док. 293868
Перв. публик.: 26.04.06
Последн. ред.: 16.03.12
Число обращений: 451

  • Тулеев Аман-Гельды Молдагазыевич (Аман Гумирович)
  • Выступление Губернатора области А.Г.Тулеева на совещании по социально-экономическому развитию Сибири в г.Томск.

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``