В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В. Жидких: `Жители области - мои работодатели` Назад
В. Жидких: `Жители области - мои работодатели`
В гостях в редакции "Красного знамени" побывал депутат Государственной Думы РФ В. Жидких. Беседа была долгой и касалась самых разных тем: от кризиса либерализма в России до реформы местного самоуправления, от новшеств фракции "Единая Россия" в воспитании народных избранников до возможного открытия Северска, от привычки ходить в баню по субботам до соседства с коммунистами на рабочих местах. Некоторые фрагменты диалога мы предлагаем нашим читателям.

Чипы для депутатских "корочек".

- Владимир Александрович, при прохождении в Госдуме "курса молодого бойца" что было наиболее сложным?

- У меня никаких особых сложностей не было, если не считать, что первый период приходилось скитаться без кабинета и телефона. Вся эта сумятица, когда депутаты прежнего созыва, не подтвердившие свои полномочия, долго "уходили", долго "прощались" с Думой, серьезно мешала. Сейчас все "устаканилось". Коллег по Думе больше половины знаю - народ очень интересный, испытываю роскошь человеческого общения. Я сижу рядом с представителями фракции КПРФ, рядом с Зюгановым и Тюлькиным. Интересные у нас разговоры происходят. Работа в Думе мне нравится, потому что там больше постоянного контакта, нежели в Совете Федерации.

- Это правда, что "Единая Россия" партийную дисциплину внедрила и в Думе?

- Когда я пришел на первое заседание, депутаты прошлого созыва мне сказали: "Посмотри, первый и последний раз ты видишь СТОЛЬКО депутатов в зале". Они ошиблись. Некоторые новшества, инициированные фракцией "Единая Россия", дисциплинируют жизнь депутата. Например, в депутатское удостоверение вшили специальный чип, чтобы точно фиксировать его рабочее время. Вошел в здание - зарегистрировался, вышел - счетчик выключается. Резко сократили расходы на международную деятельность: с "международным туризмом" за государственный счет будет покончено. А сейчас рассматривается предложение, чтобы бесплатными для депутата были поездки только в СВОЙ округ, а не ЛЮБЫЕ путешествия по нашей Родине, как сейчас, провоцирующие народных избранников слетать на субботу-воскресенье в Сочи и т.п. Мы выступили с инициативой и создали антикоррупционный экспертный совет, через который проходят все законопроекты. Специалисты внимательно изучают документы и могут заметить, когда явно уши торчат, что проект подготовлен в чьих-то интересах.

- А вот насколько едина "Единая Россия"? Все под одну гребенку или все же есть какие-то предметы для споров?

- Безусловно, есть. Не все в партийном строительстве гладко, произошла смена руководящего состава исполнительных органов. Мне нравится, что есть возможность говорить то, что думаешь, и в Думе, и на комитете, и во фракции, и мнение будет услышано. Но, на мой взгляд, рано еще говорить, что мы наконец-то создали условия, при которых политические партии являются основным инструментом формирования и власти, и гражданского общества. В Томской области сегодня, я считаю, осталось только две партии - "Единая Россия" и КПРФ. Больше партий нет прежде всего потому, что на федеральном уровне полный коллапс, все разбежались в разные стороны. Плач по либеральным партиям льется по всей стране. А чего плакать? Создавайте. Попытались создать "Комитет-2008" с перспективой выставить своего кандидата на следующие президентские выборы, но тоже ничего не идет: нет организационного начала. Немцов сбежал в бизнес, Явлинский заперся на думской даче и ждет каких-то предложений по трудоустройству... Даже в развитых странах либерализм является святой идеологией для не более 10 процентов населения. А у нас и того меньше, ведь трудно считать средним классом наших бюджетников с маленькой зарплатой и пособием на ребенка в 90 рублей в Сибири и 70 - в европейской части. Что касается попыток обвинить "Единую Россию" в каком-то монополизме, в том числе на территории Томской области, то мерилом должны являться реальные дела и результаты выборов. Ведь 7 декабря люди своими голосами дали достаточно высокую оценку "Единой России", в том числе и в нашей области. В каждом районе у нас работает общественная приемная, люди идут с жалобами, предложениями. У какой из партий это есть, кто хотя бы одно какое-то конкретное дело сделал? Мы дважды ездили в Чечню с гуманитарной помощью, провели много встреч с общественными организациями, написали программу патриотического воспитания. Мы достаточно молодая структура в области, поэтому говорить о монополизме еще рано. А что касается административного ресурса, то где его больше: у нас или у КПРФ? Это надо посчитать.

Когда откроют Северск?

- Насколько близка к реализации идея укрупнения регионов?

- Эта идея не новая. Вспомним царское время, когда всю Российскую Империю хотели поделить на 12 губерний, в том числе и мощную Сибирскую губернию. И семь федеральных округов у нас - это по той "нарезке", которая существовала еще до революции. Думский комитет по региональной политике, в котором я сейчас работаю, ведет этот вопрос. Так, мы проводили закон о создании Пермского края. Это была внутренняя воля двух регионов - Коми-Пермяцкого округа и Пермской области. Я хочу подчеркнуть главный принцип возможного объединения - принцип добровольности. Какие-то разговоры, споры на эту тему идут, но для нашей области это вопрос не сегодняшнего дня и даже не текущего десятилетия. Организуй сегодня референдум - он будет иметь отрицательный результат: никакой выгоды томичи пока не видят.

- Выглядит ли более реальной перспектива объединения Томска с Томским районом, открытия Северска?

- Открытие Северска произойдет автоматически, как только Федерация закроет свои мандаты поддержки ЗАТО. Это вот-вот может произойти. Данный процесс обусловлен Бюджетным кодексом, и в новом проекте, который в мае поступит на рассмотрение в Госдуму, ЗАТО в принципе нет. Я создал инициативную группу из депутатов регионов, где есть такие города: их 10 у бывшего Минатома, и 33 - у Министерства обороны. Мы предложили ряд поправок и пытаемся найти поддержку в правительстве, в Минфине, в Совете Федерации. Из круга сторонников выпал Минатом, он перешел в разряд федерального агентства, и сейчас там грядет жесткое сокращение. В прошлом году 477 миллионов рублей получено из федерального бюджета в казну Северска. Этого не будет, если не пройдут наши поправки. Не будет средств на финансирование внешнего круга - придется открывать город, заставляя атомщиков создавать новый дополнительный рубеж охраны, замещающий нынешнюю городскую границу... Что касается объединения Томска, Северска и Томского района - это новая геополитическая идея, и я считаю, что она тоже преждевременна. Неимоверными усилиями со своими обязанностями справляются сегодня три человека - Макаров, Кузьменко и Каплунов. Я, честно говоря, не знаю человека, который вместо троих может справиться: нужно быть специалистом и в атомной энергетике, и в науке, и в образовании, и в сельском хозяйстве. Слишком тяжелая ноша.

"Заказов нет".

- Насколько тесен ваш контакт с областными депутатами по продвижению их инициатив?

- Никого не хочу обидеть, но, допустим, последняя инициатива нашей областной Думы - увеличение количества мировых судей. Я прихожу в Москве в судебный департамент, а мне говорят: "Вы знаете, что у вас шесть ставок мировых судей вакантны?" Спрашивается: а зачем меня заряжали? Думаю, что тот потенциал областной Думы, который существует, мог быть более эффективно использован в законодательном процессе РФ. В том же федеральном законе о местном самоуправлении многое не прописано, можно подготовить реальные поправки, опираясь на региональный опыт. Наша Дума могла бы значительно весомее выглядеть на этом поле. Слабо использует наши депутатские возможности и администрация области. Я говорю Наговицыну: "Давайте нам с Губкиным подряд, документально оформленный, аргументированный". Людей не интересует, как мы решаем проблемы - главное, чтобы они решались.

- И что, заказов нет?

- Надеюсь, что будут. Мы договорились с Крессом и Мальцевым. Инструментарий весь в Москве выстроен: есть представительство, есть землячество, есть фракция, три депутата, два сенатора.

- Если вдруг возникнет дилемма: в интересах области необходимо проголосовать так, а фракция рекомендует голосовать иначе, что вы выберете?

- Пожелания фракции приму только как рекомендацию. Я избран населением, жители области - мои работодатели.

- Приходилось уже так поступать?

- А почему нет? Я голосую за все инициативы Томской областной Думы, даже если они не принимаются Государственной Думой. Этот образ солдафонизма в...

-...правящей партии?

-... сильно преувеличен. Да никакая она и не правящая. Это только начало, ведь "Единой России" всего два года.

- Как вы относитесь к идее отмены льгот и компенсации их деньгами?

- Это только концепция, пока не принятая правительством, но уже озвученная. Для чего? Чтобы в обществе началось обсуждение этой темы и прозвучали оценки. Концепция разработана ведомствами Грефа и Кудрина, ее доложили президенту. А он сказал: "Давайте работать дальше". Без принятия соответствующих законов и поправок ее не реализовать. Вот когда этот пакет поступит в Думу, начнется наша работа. Пока это только слова.

- Владимир Александрович, расскажите, как строится ваш день в столице.

- Я живу за Кутузовским проспектом, на Можайском шоссе. Если выехать из дома после восьми, то можно на работу добираться полтора часа, а метро рядом нет. Поэтому я рано встаю и к восьми утра приезжаю в Думу. У меня хорошие отношения с коллегами из Кузбасса, Новосибирска, Алтая, других регионов. Больше удается читать, даже выкраиваю время на художественную литературу и журналы. Так что для моих мозгов смена места работы - большой плюс. Темп жизни в Москве другой. В Томске в течение рабочего дня можно в четыре-пять мест попасть, а в столице в лучшем случае успеешь только в одно-два места. Поэтому мы с Губкиным много ездим на метро - удобнее, чем на "Волге" в пробках стоять. По субботам хожу в Сандуны, у нас подобралась хорошая компания - утром москвичи спят, а мы паримся... Жена летает в Москву со мной, дети учатся, так что все нормально. Внуку - пять месяцев.

- А уже задумывались, что будете делать ПОТОМ?

- Четыре года я рассчитываю плодотворно работать. А что дальше - честно скажу: не знаю. Надо думать. Эта работа - не большой сахар для меня, так как я больше люблю работать с людьми, заниматься конкретными делами.

Вопросы задавали журналисты редакции.


Записал Сергей МАКИЕНКО.


КРАСНОЕ ЗНАМЯ. ТОМСК

14 апреля 2004 г.


Док. 296321
Перв. публик.: 14.04.04
Последн. ред.: 20.04.07
Число обращений: 207

  • Жидких Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``