В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рокировка по-дагестански Назад
Рокировка по-дагестански
16 февраля 2006 года свершилось долгожданное для многих событие. После встречи с Путиным в Москве за полгода до истечения срока полномочий добровольно подал в отставку бессменный постсоветский руководитель республики, "вечный" Магомед-Али Магомедов ("Дедушка", как зовут его в стране гор). Госсовет на заседании отставку своего председателя, разумеется, принял. Таким образом, президентская административная реформа нашла своё реальное применение в Дагестане. Уже 20 февраля Народное Собрание республики абсолютным большинством голосов (150 - "за" и 1 - "против") утвердило в должности президента Дагестана своего председателя Муху Гимбатовича Алиева, чья кандидатура была предложена Кремлём. Кресло же председателя Народного Собрания, то есть главы законодательной власти, занял Магомед-Салам Магомедалиевич Магомедов - родной сын ушедшего на пенсию 75-летнего "деда".
Образно выражаясь, произошла рокировка во властных структурах. Аварские этнокланы, много лет претендовавшие на верховную власть, в итоге её получили. Муху Алиев - старый КПССный деятель, бывший 1-й секретарь Советского райкома Махачкалы, в 91-м году занимал место 1-го секретаря Дагестанского обкома, потом много лет председательствовал в Народном Собранием. Он имеет репутацию советского человека, его имя никогда не фигурировало в коррупционных скандалах. Прошлым летом Алиев дал нашумевшее интервью "Аргументам и фактам", в котором, среди прочего, сказал, что коррупция в Дагестане абсолютная, и что кресло министра в правительстве стоит пятьсот тысяч долларов.
На фоне остальных претендентов на лидерство со стороны аварских кланов, кандидатура Алиева смотрится гораздо более приемлемой, чем, скажем, такие фигуры как Сайгидпаша Умаханов, или кто-либо другой из "Северного альянса" - открытой аварской этноклановой оппозиции главе Госсовета.
Даргинский же клан Магомедова в обмен на его добровольную отставку получил пост председателя Народного Собрания. Во власти остались те же люди и те же тухумы (кланы). Произошёл лишь обмен креслами.
Надо сказать, что Кремль провёл рокировку своевременно. Назревавшая в Дагестане полномасштабная гражданская война, видимо, пока отодвигается по времени. Этой зимой, незадолго до отставки, по Махачкале ползли слухи о некоем ультиматуме, предъявленном этнической оппозицией Магомедову: либо в течение полугода он уходит с поста руководителя Дагестана и не пытается его передать по наследству или национальной принадлежности, либо летом 2006 года в республике начинается полномасштабная война. Ситуация накалялась стремительно, и к лету могла совершенно выйти из-под контроля. Угроза межэтнической войны за власть была более чем реальной.
Теперь, видимо, произойдёт некоторая разрядка. Противоборствующие стороны займутся новым переделом власти в государственных структурах. Взрывы, громкие убийства политических деятелей и локальные боестолкновения продолжатся, но полномасштабного хаоса удастся избежать.
Вероятно, не менее драматично будет теперь складываться борьба за кресло мэра Махачкалы. Саид Амиров, без сомнения, выиграет приближающиеся выборы. Но вот согласятся ли с этим результатом его соперники? Ведь Махачкала - это дагестанская Москва. Наверняка этническая борьба за верховную власть плавно перерастёт за борьбу за место градоначальника дагестанской столицы. Теперь Амиров (даргинец по национальности), рассматривавшийся не так давно как приемник Магомедова, не будет обладать покровительством главы Дагестана.
Муху Алиев избран президентом сроком на пять лет. Однако вполне возможен и такой вариант, что в будущем его заменит сын Магомедова - Магомед-Салам Магомедов. В частности, слухи о передаче власти по наследству от отца к сыну муссировались давно, но пытаться сделать это в сегодняшней обстановке было смерти подобно. Тем более что "наследником" никто толком не стал. Сейчас же Магомедов-младший войдёт в политику, наберёт политический вес на месте спикера Народного Собрания и превратится в полновесного кандидата.
Можно не сомневаться, что никаких коренных изменений в жизни Дагестана не произойдёт. Начнётся, конечно, наступление на даргинские позиции во власти, и часть мест им придётся уступить. Остальные народы республики вряд ли смогут принять участие в дележе портфелей. Многие из них, надо сказать, ожидали воцарения аварского ставленника со страхом - боялись, и не без оснований, что это может вылиться в этническую диктатуру. Никаких коренных преобразований при новом руководителе не произойдёт. Всё так же будет свирепствовать воровство и взяточничество, всё так же будут происходить вооружённые стычки милиции с ваххабитами, всё так же Дагестан будет гнить и погружаться в средневековую мглу. Проблема республики не в личностях, а в устоявшейся системе. Один мой знакомый лезгин как-то мне сказал в сердцах, что для того, чтобы положить конец воровскому и бандитскому беспределу в стране гор, необходимо ввести туда несколько российских дивизий ВДВ. Однако эта мера вряд ли способна достичь желаемого результата. Коррупционная система Дагестана настолько тесно связана с политическим строем РФ, что в его рамках проблема вообще неразрешима. Поэтому нужна русская революция в Москве, а не пересадка чиновников в махачкалинских креслах.

28.02.06 00:00 Генеральная линия

Док. 297191
Перв. публик.: 28.02.06
Последн. ред.: 24.04.07
Число обращений: 482

  • Алиев Муху Гимбатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``