В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Красота на пьедестале Назад
Красота на пьедестале
Если определить одним словом жизненное кредо Александра Васильева, всемирно известного театрального художника, это будет: служить красоте. Потому что чем бы ни занимался этот разносторонне образованный, рафинированно утонченный человек - все это служение красоте.
Эти занятия: оформление спектаклей, балетов и опер, издание альбомов и книг, посвященных моде и знаменитым красавицам, выступления по телевидению, выращивание роз и комплектование невиданно обширной коллекции, посвященной истории моды - все в угоду красоте.
Вы, конечно, могли иногда видеть на телеэкране этого человека, отличающегося лица и костюма "не общим выражением". Обычно его просят прокомментировать показ мод или театральную постановку. При всей своей супер-гламурности Александр Васильев обладает редким качеством: он умеет нестандартно мыслить и быть независимым в суждениях.
В этом мы смогли убедиться на открытии его экспозиции "Пушкин и его эпоха глазами театрального художника" в Выставочном зале картинной галереи на Советской, 54. На ней представлены эскизы театральных костюмов и декораций к операм и балетам по сюжетам Александра Пушкина. Почему был выбран именно Пушкин? Не только к памятной дате - 170-летию смерти поэта. Просто Васильев действительно много занимался пушкинскими постановками. В отличие от отца, театрального художника, любившего оформлять спектакли Островского.
Я не буду рассказывать вам про выставку, которая будет интересна не только любителям изобразительного искусства, но и театралам, и маленьким модницам. Я попробую передать неповторимое обаяние маэстро в экстравагантном кашне, бусах, с крупным перстнем и камеей. Белая рубашка со стоячим воротничком - еще один обязательный атрибут внешности.
- Добрый вечер, дамы и господа! Дам, как всегда, больше. Это так и должно быть: в России население на 60 % состоит из женщин. Мужчин неоткуда брать. Выставка в некотором роде итоговая. Спектакли 80-х, 90-х и 2000-х годов ставились в разных странах. Даже в Южной Америке и Азии. А работать мне приходилось и в Австралии, и в Африке - учить миллионерш оформлять интерьеры особняков... Эта выставка уже демонстрировалась в Москве в литературном музее А.С. Пушкина на Пречистенке. Но зал у вас побольше... Я стал меньше работать для театра. Увлечен писательской деятельностью. Как человек подконтрактный, я обязан выдавать одну книжку в месяц. Когда ты востребован и тебе еще деньги платят - это счастье. Но счастье всегда тяжело: под лежачий камень вода не течет... Сейчас я готовлю балет "Лауренсия" в Национальном балете Грузии. Затем мои работы уведут меня в Южную Америку. В Японии - балет "Ромео и Джульетта" на музыку Прокофьева. Что может быть прекрасней любви в молодости? С возрастом меняются интересы. (Реплика: "Мало водки!") Нет, это не любовь - так, физкультура... Я не первый раз в Твери. 30 лет назад ходил за ручку с мамой (это в 19-то лет? - Е.В.). Город знаю по книгам, по альбомам, которые выпускает ваша галерея. Люди, наверное, смотрят меня по телевизору. Телевизор сейчас - главный мотор... Позавчера еще я был во Франции. Живу в Париже, но половину года в России. Оказалось, что все же меньше половины - налоговое управление это установило... Моя выставка "Красота в изгнании" (посвященная русским красавицам - Е.В.) - больше 100 фотографий - проехала много стран. Бахрушинский театральный музей закупил мои эскизы. Очень рад, что продолжаю дело своего отца, известного театрального художника XX века Александра Васильева. И рад, что нахожу спрос на мою работу в разных странах. Иногда люди и в своей стране работу не находят, не так ли?
Тут директор Тверской областной картинной галереи Татьяна Куюкина зачитывает эсэмэску от Васильева: "Сердечный привет из Лондона, где из-за урагана отменили все поезда во Францию. И я ночую на вокзале с платьями XVIII века".
- Действительно, из-за урагана по имени Кирилл я даже открытие выставки в Твери перенес на сутки. Так и сидел с платьями - камеры хранения были закрыты... Пушкина я считаю великим мировым гением. Особенно для России. В ту пору, когда церкви были закрыты, Пушкин заменил Иисуса Христа. Ему в любой момент можно было ставить свечки. А никому другому - нельзя. Он был единственный дворянин, которого можно было обожествлять. И никто вам за это не скажет, что вы монархист, ретроград. Пушкин - наше всё. На Западе Пушкин до сих пор популярен. И его ставят - и "Бориса Годунова", и "Мазепу", и "Пиковую даму". Я не единственный в мире декоратор, и существует много художников, которым поручали делать Пушкина. Но они не знакомы с нашей историей. И могут поместить действие "Евгения Онегина" на Кавказ, или в эпоху Чехова, Островского. Русский художник никогда такого не сделает. Мы каноничны - и в иконописи, и в живописи, и в архитектуре. Они - свободней. Я не пропагандирую их взгляд на искусство, но говорю, что другой взгляд есть.
- Александр Александрович, в какой из стран мира вам наиболее комфортно?
- Я был в 65 странах, в 30 работал. Мир прекрасен, нет уродливых стран. Нет ни одной. Везде по-своему прекрасна природа. Кто-то влюблен в Анды, кто-то в Байкал. Это вопрос вкуса.
- А женщины самые красивые в России?
- Для русского мужчины русские женщины, правда, самые красивые, а для немца - немки... Что касается стран, то я очень люблю историю и культуру Италии. Это страна-гармония, она сохранила очень много своих традиций. Мы же не бережем даже наш язык - его засоряем. Часто не бережем историю. Сейчас я готовлю книгу "Русские интерьеры". Мы очень плохо сохраняем интерьеры. Русский человек любит сделать капремонт, когда все уже находится в последней стадии. Мы не готовы чинить, чтобы не сломалось. Почему на Западе дворцы так сохранились: их ремонтируют каждый год. Извините, я вам правду говорю. Вам мало кто скажет правду. Это тоже не русская традиция.
- Александр Александрович, у вас необыкновенного диапазона голос. Спойте что-нибудь.
- Возможно, я пел раньше. Даже для заработка в Париже.
- А как вам удается выдерживать напряженный график жизни, что вас поддерживает?
- Не надо курить. Пить, принимать наркотики. Я честно - не принимаю. Я не люблю рано вставать, но ставлю будильник на 7 часов. И встаю без удовольствия. Полтора часа занимает только переписка за компьютером. Ложусь спать около 2 часов. Я вам скажу одну вещь: в гробу мы все отдохнем. А жизнь существует для того, чтобы жить! Кофе не пью - апельсиновый сок каждый день. Много ем шоколада. Витамин "шоколад". От этого поправляются, но он дает вам радость. Еще я садовод. Люблю сажать розы - английские сорта XVIII века и русские - XIX. Простите за мещанскую страстенку. И другие цветы высаживаю, и деревья - у меня два имения - во Франции и в Литве.
- А кто ухаживает за розами в ваше отсутствие?
- Ну, есть же прислуга!
- Как вы начали свою коллекцию исторических костюмов?
- 25 лет назад по совету тетки купил первое платье за 10 рублей. Сейчас в коллекции около 10 тысяч предметов. Много покупаю через интернет. Не люблю ни черного, ни белого цвета - в них скукота. В Лондон ездил за покупками. Там много чего продается. У них же не было революции. Революция - страшная вещь.
- Какое из ваших занятий у вас для души, а какое - заработок?
- Делать дома для миллионерш - заработок. Какая уж тут душа. Но на эти деньги я пополняю коллекцию. А вот собирательство, книги и преподавательская деятельность на 4 языках - полностью удовольствие и радость.
- Правда ли, что российские женщины одеваются более женственно, чем западные?
- Скорее - пышно, красочно. Когда идешь по Елисейским полям, то сразу узнаешь русских женщин. У них самые пышные меха, самые высокие каблуки. На Западе унисекс победил. У нас во взаимоотношениях секс остается.
- А где вы живете (вопрос ребенка - Е.В.)?
- В самолете, деточка. Ну, не расстраивайся: у меня много домиков!


Опубликовано в No 4 "Тверской газеты" от 2 февраля 2006 г.


Док. 297259
Перв. публик.: 02.02.06
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 384

  • Васильчук Елена Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``