В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сын бога Великий Киреметь Назад
Сын бога Великий Киреметь
Киреметь - один из великих богов древнечувашской религии. Он - старший сын владыки вселенной верховного бога Тангара (Тенгера) и его жены златоволосой богини Пюлехсе. С юных лет Киреметь любил резвиться и скакать на белом аргамаке по небу. И не было во вселенной такого коня, который мог бы сравниться по красоте с аргамаком первенца Тангара. Владыка вселенной дал ему светлую судьбу - дарить людям счастье и оберегать их от разных невзгод и бедствий.

И вот вырос Киреметь и стал готовиться спуститься на землю. Но Шуйтан, владыка злых демонов узалов, решил помешать доброму делу. И, когда Киреметь, погрузив сундук со счастьем людей, выехал из изумрудных дворцов своего отца на блестящем экипаже, он стал подбивать людей на злодейство:

- Отнимите у Киреметя белого аргамака и только тогда найдете свое счастье! - учил он. - На белом аргамаке вы тогда сможете подняться на небо, станете равными бессмертным богам! Вы тогда не будете подчиняться ни Тангару, ни другим богам!..

В такое время и появился юный бог Киреметь на земле, среди людей, Он был совсем-совсем похож на человека. Высокий, стройный, красивый. Только борода и усы у него белые. И волосы белые. А глаза горели, как два огонька. Несся он по земле быстрее ветра на своем экипаже, запряженном в белого аргамака. Правой рукой держал вожжи, а левой - огромный сундук-арча, в котором было много счастья. Его хватило бы для всех, для каждого смертного. Люди, собравшись в широком поле, ждали бога Киреметя. Среди них находился и Шуйтан.

- Смотрите, не упустите случая. Сразу же, как только он остановит своего аргамака, схватите его и убейте! Тогда завладеете вы его конем и волшебным сундуком. - шептал он людям.

И люди поверили узалу. Они здесь, в поле, коварно напали на первенца великого Тангара и убили его. А коня так и не смогли поймать. Он протяжно и обиженно заржал, ударил людей копытами и взлетел на своих крыльях прямо на небо.

Тогда люди бросились к сундуку, который нес Киреметь. Они хотели схватить его, открыть и забрать счастье. Они уже успели схватить сундук, но он вдруг вырвался из рук и тоже взмыл вверх.

- Упустили! - закричали люди. Некоторые бросились к тому месту, где стоял узал.

- Шуйтан, Шуйтан! Помоги нам! Достань сундук! - кричали они. Но узала и след простыл, не было нигде Шуйтана. И только тогда люда поняли, что они жестоко обмануты.

- Эх, злой Шуйтан! - стали говорить они. - Будь ты проклят со всеми своими узалами!

Но дело было уже сделано. Люди проявили коварство, послушавшись узала, напали на бога и убили его. Опомнились люди, но было поздно. Теперь страшно испугались люди кары великого Тангара.

- Надо скрыть наше злодеяние, - сказали глупые.

- Нет, надо нам тут же обратиться к великому Тангару и попросить прощения. Признание своей вины облегчит нашу участь, - учили более умные. Но люди послушались глупых. Они решили скрыть свое злодеяние и сожгли тело юного бога на костре, а пепел развеяли на ветру. Но боги бессмертны. Там, где падал этот пепел, вырастили деревья - дубы, вязы, липы, и в каждом из них стала обитать душа сына владыки вселенной Тангара, великого Киреметя, который хотел людям подарить счастье...

Киреметь - сын верховного бога. Он пришел к людям, чтобы сделать их счастливыми, чтобы помогать им во всем. Но люди не поняли его. Они убили сына бога. Значит, он потерпел за грехи людей... И, чтобы добиться прощения, люди молятся Киреметю - сыну бога, дарят ему подарки, проводят обряды жертвоприношения. Так пишут все исследователи, так пишут древние путешественники.

Столько же веков молились древние чуваши сыну верховного бога великому Киреметю?

Эту же веру, можно предположить, исповедовали предки древних чуваш, живущие на территории древнего Турана и Мессопотамии. Эту веру исповедовали древние чуваши, живя на древней прародине, на Алтае. Эту веру исповедовали они, живя на территории Великой Степи. Эту веру исповедовали древние чуваши, живя на территории Северного Кавказа и Приазовья. Эту веру исповедовали чуваши, придя на Волгу..

Странное чувство возникает, когда читаешь эти строки. Значит, Киреметь - прообраз Христа. Ведь Христос - тоже сын Бога, ему тоже дана судьба быть распятым за грехи людей.

Ничто не рождается на голом месте. Были предшественники и у христианства. Древняя религия древних болгаро-чуваш - не просто язычество, как пытаются говорить некоторые. Это - осознанная, яркая, всеобъемлющая религия, которая давала ответы на все вопросы бытия - жизни и смерти. Эту религию исповедовали не только древние чуваши, но и многие народы востока. У многих тюркских народов имя верховного бога чуть переиначивается: чуваши называли его Тангаром, а они - Тенгри или Тенгер, поэтому некоторые исследователи эту религию называют тенгрианством. Я бы назвал его - тангрианством или тангаризмом. Эта религия не просто язычество, не просто религия со многими богами. Нет, в этой религии - Бог един, это Бог-отец, создатель мира сего и владыка вселенной Тангар. А Киреметь - сын Бога. А остальные боги, скажем, Хайпюрень, Хунхасьси, Пихамбар и другие служители Бога-отца, хотя и величаются словом "бог", по сути они - служители Бога-отца.

Этой верой древние предки чуваш - гунны шли со степей Алтая на запад и к началу века перешли Волгу. Этой верой гордые всадники царя Аттила покоряли народы Запада, громили римские легионы. Этой верой хранил себя царь Кубрат, создавший Великую Болгарию. Этой верой шел на берега четырех великих рек - Волги, Белой Волги, Черной Волги (Камы) и Серебряной Волги (Вятки) Кодра-батор - сын Кубрата со своими стягами. Эта религия была предтечем Единобожия.

Эта мысль прослеживается у многих исследователей, но они почему-то боялись подтвердить то, что имелось само собой. Впервые об этом открыто и ясно пишет современный исследователь истории тюркских народов Мурад Аджи в своей книге "Полынь половецкого поля", которая издана в 1994 году в Москве. "Единобожие - вот что отличало тюркскую (кыпчакскую) культуру задолго до Рождества Христова, - пишет он. - Тенгри-хан - так назывался Бог у кыпчаков, отсюда название их религии: тенгрианство. Или вера в Бога-отца, Создателя мира сего. Бог пришел к тюркам. Он выбрал их... Тенгри-хан мыслился у тюрков огромных размеров, космических масштабов. Он распоряжался судьбами человека, народа, государства. Он - творец мира, и Он сам есть мир!.."

Книга Мурада Аджи содержит много интересной информации. Да, она не бесспорна. Со многими постулатами автора можно не согласиться. Но в вопросе древней религии чуваш, значит, и всех тюркских народов, он абсолютно прав.

Достоверно и убедительно доказывает Мурад Аджи, что крест, символ христианства, преподнесен миру теми, кто молился Тангару (Тенгри-хану). "Он - знак Тенгри-хана, Бога-отца, и история его куда более древняя, чем все то, что произошло две тысячи лет назад где-то в Палестине, - подчеркивает Мурад Аджи. - Крест впервые появился у европейских христиан в Византии только в IV веке. Внешне тот крест был точно таким же, каким давно был на Алтае, у тенгриан, то есть у степняков".

Мурад Аджи очень убедительно, ссылаясь на документы и свидетельства ученых, доказывает, как и откуда пришел крест к древним тюркам, в том числе и к чувашам. Крест пришел "задолго до новой эры от древней тибетской культуры". Крест "подразумевает мир, откуда все берет свое начало и куда все возвращается, там есть небо и земля, верх и низ со своими покровителями". Вот почему на сундуке Киреметя, куда было сложено все счастье человечества, был нарисован крест.

А откуда же пришел этот крест к древним тибетцам? Другой тюркский писатель и ученый, якут Гавриил Угаров в своих очень любопытных научно-фантастических произведениях, в том числе пронзительно светлой повести "Замолкнувшие антенны", изданной в 1985 году в Якутске, пытается объяснить, что и крест, и полумесяц древние люди переняли от космических пришельцев. Одни пришельцы из космоса носили шлем с крестообразной антенной, другие - антенну в виде полумесяца. И все это на полном серьезе и очень убедительно. Очень много помогали пришельцы древним людям. Но потом улетели. И чтобы вернуть их люди взяли их знаки - одни взяли крест своим знаменем, другие - полумесяц...

Отвергая или поддерживая то или иное понятие, ту или иную веру, религию, идеологию, мы должны глубже взглянуть на все, что содержит это понятие или эта вера, религия, идеология. Тысячелетний опыт людей, знание, полученное от предков, не должны отбрасываться всуе. Если вера или понятие хранились сотнями лет в памяти людей, в сердце людей, значит, в них был великий смысл.

Сыном Бога-отца, сыном Создателя вселенной пришел великий Киреметъ к людям, то есть к древним болгаро-чувашам. Мы, потомки этих болгаро-чуваш, должны осознать эту великую истину, независимо от того, какой религии придерживаемся сейчас...

Эти строки были написаны в 1997 году. И вот недавно в мои руки попала новая книга Мурада Аджи "Европа, тюрки, Великая Степь". Это очень обстоятельная и глубинная книга, заставляющая задуматься о многом. Мурад Аджи - талантливый исследователь, славный сын тюркских народов. От книги к книге он, как исследователь, уходит в глубину древних познаний. Я рад, что его все больше и больше интересует древняя культура чувашского народа. "Слишком уж необычен этот тюркский народ. Живет в центре кипчакского мира, но не с ним. Всегда был чуть в стороне, - подчеркивает он. - Духовная культура чувашей, которых сегодня называют христианами, еще недавно была совершенно другой, нехристианской. Она не забылась в народе. Она удивительно напоминает ту, что была у тюрков на Алтае в глубокой древности: их верования не имеют аналогов. Язык чувашей своеобразен - певучий, мелодичный и очень древний, он понятен далеко не всякому тюрку... Чуваши - живая страница тюркской истории, к сожалению, еще не прочитанная мировой наукой".

Читая новую книгу Мурада Аджи я еще раз задумался о сыне Бога великом Киремете, который хотел дать всем людям счастье, притом - поровну, но был убит ими, обманутыми Шуйтаном (Дьяволом), врагом людей и Бога. Исследуя историю, мифологию и древнюю культуру чуваш, все чаще и чаще находишь аналогии в жизни и быте, языке и всей культуре древних шумер, живших в Месопотамии. Это подчеркивает и замечательный ученый, академик Н.И. Марр.

Шумерские письмена-таблички найдены десятками тысяч, они прочтены и переведены на современные языки. В них заключена вся основная древняя мудрость, основа основ человеческой цивилизации, написанных в виде мифов и легенд Многие из них легли в основу величайших книг человечества - Библии, Корана и еврейских священных книг. Удивительным является шумерское слово, обозначающее Бога. Молились шумеры Небу и называли Его Дингир (Денгир), дословно - Праведник огненных тел (ракет). Дин (ден) - вера, религия, правильный образ жизни; гир - аппарат для полета в Космос. Еще вернее, Дингер (Денгер) - Праведник, находящийся в Гире. В чувашском языке и до сегодняшнего дня сохранилось слово дин (тён) в том же значении. И я хочу подчеркнуть: общетюркский Тангар (Тенгри, Тингер) - верховный Бог чуваш и всех тюркских народов - Праведник, прилетевший на землю на огненном аппарате из Космоса, с Неба. И прилетел он к шумерам - предкам чуваш (всех тюркских народов) из глубин Космоса, чтобы преподать величайшую истину Бытия. А не потомок ли своеобразного древнего диалекта шумерского языка наш чувашский? Того самого, на котором Праведник, прилетевший на землю на огненном аппарате из Космоса, учил людей великой истине Бытия. Потому и "язык чувашей своеобразен-певучий, мелодичный и очень древний", как подчеркивает Мурад Аджи. И был у Праведника-Дингера (Денгер) сын, которого звали Киреметь (у древних племен и народов может быть по-другому!). Он пытался помочь людям установить справедливый образ жизни. И тут случилась величайшая трагедия на Земле. Сын Тангара (Тенгри, Тингера) был убит людьми... И тогда улетел Праведник, прилетевший на своем огненном теле, обратно в Космос. И с тех пор молятся люди Тангару (Тенгер, Тенгри)-Богу, ждут его возвращения на землю. Они верят, что вместе с Ним вернется на землю и его сын, которого разные народы и религии называет по-разному.


Мишши ЮХМА,
народный писатель Чувашии.


Док. 297788
Перв. публик.: 26.04.02
Последн. ред.: 26.04.07
Число обращений: 786

  • Юхма Михаил Николаевич (Мишши Юхма)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``