Все мы знаем русского поэта Гавриила Романовича Державина.
Старик Державин нас заметил
И, в гроб cходя, благословил, -
писал о нем в свое время великий А.С.Пушкин
Эти строки мы хорошо знаем. Но то, что Г.Державин происходит из древнего чувашского рода, вряд ли.
Впервые в 1985 г. мне об этом рассказал известный русский критик и прозаик Е.Осетров, который писал тогда историко-документальный роман "Державин":
- Мой герой происходит из древнего чувашского рода, - сказал он. - Это подтверждают исторические документы.
- Так и сказано, что из чувашского рода? - заинтересовался я. - Может быть, речь идет о татаро-монгольском роде? Или о выходце из Золотой Орды?
- Нет, в документе подчеркивается, что он именно из чувашского рода, - ответил мне Евгений Иванович. - Эти исторические сведения опубликованы в книге, рассказывающей о происхождении русских дворян-ских родов.
Эту книгу я потом разыскал. Она была издана в 1799 г., сохранилась в семейных архивах князей Раевских и называется "Общий Гербовник дворянских родов". В четвертой главе этого уникального издания напечатан фамильный герб князей Нарбековых. Объясняя и описывая его, журнал "Гербоведь" (No 2(4) - 1993 г.), издаваемый Всероссийским Геральдическим обществом, пишет: "В щите, разделенном горизонтально на две части, в верхней, в красном поле на левой стороне находится серебряная крепость с тремя башнями, из коих на средней видна серебряная луна, а на крайних двух - по золотой звезде. На правой стороне изображен скачущий на коне воин, пораженный в глаз стрелою, и пушечным ядром оторвана у него рука, держащая меч. В нижней части на правом золотом поле на середине означена перпендикулярно меховая полоса. На левом голубом поле изображены золотом крест, над ним корона и внизу луна, рогами вверх обращенная..."
Исторические сведения, хранящиеся в Российском государственном Архиве древних актов (РГАДА, ф. 181, ед. хр. 385), свидетельствуют, что одним из родоначальников рода Нарбековых был Дмитрий Иванович Чюваш. А сам Д.И.Чюваш происходил из рода Вагрима (Вакрим), который со всей своей семьей и челядью переселился из Золотой Орды на территорию Московского княжества во времена великого князя Василия Второго, прозванного Темным.
Этноним "чюваш" как название этноса наравне с этнонимом "чуваш" часто встречается во многих русских документах XV-XVII вв.
Вагрим - чувашский мурза, род которого прославился во многих военных походах эпохи Золотой Орды, так как территория, где жили болгаро-чуваши, входила в Золотую Орду, и многие мурзы и князья вынуждены были служить ее ханам.
Василий Второй (1415-1462 гг.), к которому переселился чувашский мурза Вагрим, стал великим князем в 1425 г.
Герб рода Нарбековых из "Общего Гербовника дворянских родов"
В 1446 г. Василий Второй попал в руки Галицкого князя Димитрия Шемяки, который ослепил его. И с тех пор Василий Васильевич был прозван Темным.
Он прославился своими успехами в укреплении Московского княжества, вышел победителем в войне против феодалов, пытающихся разрушить централизованное Московское государство, усмирил господина Великого Новгорода и город Псков, которые признали верховенство Москвы.
О Вагриме можно прочитать в дворянской родословной книге с генеалогическими материалами Нарбековых, Державиных и Парецких. В 21-й главе помещены росписи трех этих семей, есть и стихотворный текст, где в главе "На фамилию" есть такие строки:
Домовство и род Нарбековых
издавна славою и честию слыло,
И поколенья измаильтескаго и -
Златой Орды в Российское царство прибыло.
Во дни великого князя Василья Васильевича
рекомаго Темного, российскаго самодержца,
В Российских странах предний род Нарбековых
нача умножатся.
Именем Вагрим муж честен,
он первый во дни оныи в Руси явися,
И самем оным великим князем Васильем
святым крешнием просветися.
Великий князь Василий Второй сам крестил Вагрима и принял клятву на верность. Верой и правдой служил ему Вагрим. За верную службу Великий князь выделил ему вотчину - "село Толоконцово з деревнями", "в Нижегородских пределах", "и Володимерских пределах вотчины село Поречье на реки с угодьями, и иные многия веси в розных краях многолюдны, и ни к чем всяцеми благостными нескудны".
Село Поречье на р. Нерль - известное место. Недалеко от него - всемирно известная церковь Покрова на Нерли, в постройке которой активное участие приняли болгаро-чуваши. Это было в те годы, когда болгаро-чувашская принцесса Болгарби стала женой великого князя Владимиро-Суздальского княжества Андрея Боголюбского.
Эпоха, в которой жил Вагрим, - эпоха полного распада Золотой Орды. Хромой Тимур (Тамерлан) в жестоком сражении полностью разбил хана Золотой Орды Тохтамыша, который бежал на север: скитался по весям и тайным становищам, а затем погиб. И после этого на территории единой огромной Золотой Орды стали образовываться новые независимые государства - Сибирское, Казанское, Астраханское, Ногайское, Крымское и другие ханства. И многие именитые люди бывшей Золотой Орды, чтобы сохранить свои роды и племена, переселились туда, где им казалось спокойнее.
В книге "История родов русского дворянства" (Санкт-Петербург, 1886 г.) приведено много родов, которые переселились на земли Московского княжества именно в эти годы, становились ее защитниками против Золотой Орды.
Таким именитым болгаро-чувашским князем был и мурза Вагрим.
Как пишет Н.И.Костомаров, "Пользуясь зрением, Василий был самым ничтожным государем, но с тех пор, как он потерял глаза, все остальное правление его отличается твердостью, умом и решительностью. Очевидно, что именем слепого князя управляли умные и деятельные люди. Таковы были бояре: князья Патрикеевы, Ряполовские, Кошкины, Плещеевы, Морозовы, славные воеводы: Стрига-Оболенский и Федор Басенок, но более всех митрополит Иона".
Следует подчеркнуть, что Василий Темный в борьбе со своими врагами умело пользовался болгаро-чувашскими и татаро-монгольскими родами, осевшими на его земле и принявшими христианство. Именно в эти годы недалеко от Рязани, на земле Московского государства создается вассальное Касимовское царство.
А можно ли точнее узнать, где находились земли, отданные Великим князем Василием Темным чувашскому мурзе Вагриму? В стихотворном тексте прямо сказано, что отданные ему земли находились в Новгородских пределах, если точнее - в Бежецкой пятине. А что такое пятина?
"Словарь русского языка" (1959 г.) поясняет: "Один из пяти административных районов, на которые делилась Новгородская земля в конце XV в.".
Профессор В.Ключевский отмечал: "Новгород со своими пятью концами был политическим средоточием обширной территории, к нему тянувшей. Эта территория состояла из частей двух разрядов, из пятин и волостей..."
Сейчас эта территория входит в северную часть Тверской области с городами Вышний Волочек и Бежецк. Именно там, видимо, надо искать села Михайловское, Орехово, Коршаково и Гору Чювашева. А р. Нерль начинается с окраин Бежецкой возвышенности и течет по земле Бежецкой пятины на юго-восток, в пределы Володимирские (Владимирские), где также были земли чувашского князя Вагрима, в частности, село Поречье.
У Вагрима было большое потомство. Один из них звался Дмитрием Чювашом, который был храбрым и стойким воином. В дни взятия Казани в 1552 г. он показал чудеса героизма и храбрости. В жестоком бою стрела пронзила один его глаз, ядром оторвало руку, но он не ушел с поля сражения.
После смерти Дмитрия Чюваша остаются четыре сына. И они начинают зваться Нарбековыми. Но и тогда часто их называли Чюваш.
В XVIII в. при создании герба своего рода для "Общего гербовника дворянских родов" Нарбековы в основу взяли изображение подвига Дмитрия Чуваша.
Почему же роду Дмитрия Чюваша дана была фамилия Нарбековых? От сыновей Вагрима пошли разные княжеские роды. От Нарпика - Нарбековы, от другого сына Вагрима - Державины, от третьего - Парецкие, от четвертого - Акинфовы.
Вот с каких пор служили правдой и верой России славные роды болгаро-чувашей, прославляя ее!.. Россия укреплялась, пользуясь и их услугами. Россию возвышали и их подвиги. И не только мы, чуваши, но и все россияне должны знать это и гордиться потомками древних болгаро-чувашей...
М.Юхма,
народный писатель Чувашии, академик Международной академии информатизации