Общество практически не прореагировало на предвыборное выступление президента перед своими доверенными лицами: аналитики были заняты выдумыванием шуток и словообразований типа "прогулка в Киев" и "а за кого ты голосовал на выборах Путина?", а для нормальных людей Валентинов день и трагедия в "Трансвааль-парке" затмили политические события.
В результате выступление президента вызвало лишь понимаю-щие усмешки специалистов по "административному ресурсу" да растерянные обещания Вешнякова разобраться с возможными (даже с его точки зрения) нарушениями.
Подобное невнимание недопустимо.
Путин обладает замечательной способностью даже не проговаривать, а проборматывать принципиально значимые и кардинально меняющие ситуацию тезисы, топя их среди нагромождений обычных ритуальных заклинаний и тем самым делая их слабо различимыми для тех, кого они пока еще не касаются непосредственно. Эта своего рода честность позволяет предвидеть будущую политику и заранее приспосабливаться к ней. Поэтому тот, кто не хочет получать новые "правила игры" внезапно, как кирпич на голову, должен внимательно слушать президента - даже когда он просто исполняет перед лицом Запада рутинные и давно утратившие содержание демократические обряды.
Сутью выступления Путина перед доверенными лицами был резкий и даже демонстративный разрыв с ельцинской эпохой и, в итоге, лично с Ельциным. Зафиксировав многие кризисные реалии 90-х годов и, по сути, признав нерешенность ряда возникших тогда проблем, президент неявно, но внятно возложил ответственность за это на предыдущее руководство страны.
С политтехнологической точки зрения это правильно: президент, реагирует на рост социального напряжения, усугубляемый "выравниванием политического и информационного пространств" (перешедшим в их "зачистку"), "назначением виновных": сперва ими стали олигархи, теперь - Ельцин.
Благодарность остается в России "собачьей", а не президентской бо-лезнью. Обвинив в проблемах страны тех, кто поставил его у власти, прези-дент пошел проторенной дорожкой: коммунисты еще 20 лет назад валили все на "родимые пятна капитализма". Путин кивает на Ельцина так же, как Хрущев винил Сталина, Горбачев - эпоху "застоя", а Ельцин - "номенклатуру".
Беда в том, что подобные обвинения должны быть своевременными. Ложка дорога к обеду, обвинения предшественника - к захвату власти. Потеря времени превращает критику в самокритику; описание нерешенных проблем в преддверии второго срока Путина воскрешает в памяти не кошмар второго срока Ельцина, но бессмертное "где были с восьми до одиннадцати?", напоминая, что времени для исправления ошибок предшественников у действующего президента было более чем достаточно.
Путин второго срока останется тем же Путиным. Как бы ни обвиняли в нерешенности сегодняшних проблем Ельцина, последние четыре года их не решал Путин. И его сегодняшнее и завтрашнее окружение - это не новая, выращенная в некоем силовом инкубаторе, но все та же ельцинская элита, а точнее - ее вторая и третья волны, не сумевшие воспользоваться шансами 90-х. Люди, воспитанные ельцинской системой, полностью и с удо-вольствием принимавшие ее правила, как социальный слой доказали неспособность решить наболевшие проблемы России - защитить собственность, ограничить произвол монополий, сократить бедность, модернизировать страну и повысить ее конкурентоспособность.
Они могут лишь говорить об этом, - но за такими словами следуют не дела, а оргвыводы. Наиболее вероятна замена нынешнего состава Совбеза, превращенного в "склад" отставных силовиков прошлой эпохи, и восстановление его функций как центра стратегической аналитики, готовящего наиболее значимые решения.
Демонстративный разрыв с собственным прошлым - не просто акт самоутверждения. За ним должно следовать новое ужесточение режима личной власти для более полной реализации интересов ее опор - бюрократии и сросшейся с нею части бизнеса (в первую очередь так называемой "силовой олигархии"). В экономике такой альянс способен проводить лишь политику либерализации "всего, что шевелится" в духе классического либерального мифа о Пиночете.
Путин может стать тем, кем не смог стать Лебедь: президентом, стержнем политики которого является создание новых видов бизнеса, распространение рыночных отношений на все новые сферы. Структурные реформы, проводимые или начатые им, - электроэнергетики и железнодорожного транспорта, образования, ЖКХ, лесопользования, пенсионной системы, медицинского страхования и многие другие, - направлены именно на решение этой задачи.
Беда в том, что коммерционализация нерыночной сферы будет по-прежнему вестись без учета последствий для общества в целом, в том числе и для систем жизнеобеспечения, а интересы общества не только не исчерпываются интересами бизнеса, но часто (например, в либерализации валютного регулирования) противоположны ему.
Однако на упреки такого рода президент уже дал упреждающий ответ.