В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Во всем виноват Ельцин Назад
Во всем виноват Ельцин
Общество практически не прореагировало на предвыборное выступление президента перед своими доверенными лицами: аналитики были заняты выдумыванием шуток и словообразований типа "прогулка в Киев" и "а за кого ты голосовал на выборах Путина?", а для нормальных людей Валентинов день и трагедия в "Трансвааль-парке" затмили политические события.

В результате выступление президента вызвало лишь понимаю-щие усмешки специалистов по "административному ресурсу" да растерянные обещания Вешнякова разобраться с возможными (даже с его точки зрения) нарушениями.

Подобное невнимание недопустимо.

Путин обладает замечательной способностью даже не проговаривать, а проборматывать принципиально значимые и кардинально меняющие ситуацию тезисы, топя их среди нагромождений обычных ритуальных заклинаний и тем самым делая их слабо различимыми для тех, кого они пока еще не касаются непосредственно. Эта своего рода честность позволяет предвидеть будущую политику и заранее приспосабливаться к ней. Поэтому тот, кто не хочет получать новые "правила игры" внезапно, как кирпич на голову, должен внимательно слушать президента - даже когда он просто исполняет перед лицом Запада рутинные и давно утратившие содержание демократические обряды.

Сутью выступления Путина перед доверенными лицами был резкий и даже демонстративный разрыв с ельцинской эпохой и, в итоге, лично с Ельциным. Зафиксировав многие кризисные реалии 90-х годов и, по сути, признав нерешенность ряда возникших тогда проблем, президент неявно, но внятно возложил ответственность за это на предыдущее руководство страны.

С политтехнологической точки зрения это правильно: президент, реагирует на рост социального напряжения, усугубляемый "выравниванием политического и информационного пространств" (перешедшим в их "зачистку"), "назначением виновных": сперва ими стали олигархи, теперь - Ельцин.

Благодарность остается в России "собачьей", а не президентской бо-лезнью. Обвинив в проблемах страны тех, кто поставил его у власти, прези-дент пошел проторенной дорожкой: коммунисты еще 20 лет назад валили все на "родимые пятна капитализма". Путин кивает на Ельцина так же, как Хрущев винил Сталина, Горбачев - эпоху "застоя", а Ельцин - "номенклатуру".

Беда в том, что подобные обвинения должны быть своевременными. Ложка дорога к обеду, обвинения предшественника - к захвату власти. Потеря времени превращает критику в самокритику; описание нерешенных проблем в преддверии второго срока Путина воскрешает в памяти не кошмар второго срока Ельцина, но бессмертное "где были с восьми до одиннадцати?", напоминая, что времени для исправления ошибок предшественников у действующего президента было более чем достаточно.

Путин второго срока останется тем же Путиным. Как бы ни обвиняли в нерешенности сегодняшних проблем Ельцина, последние четыре года их не решал Путин. И его сегодняшнее и завтрашнее окружение - это не новая, выращенная в некоем силовом инкубаторе, но все та же ельцинская элита, а точнее - ее вторая и третья волны, не сумевшие воспользоваться шансами 90-х. Люди, воспитанные ельцинской системой, полностью и с удо-вольствием принимавшие ее правила, как социальный слой доказали неспособность решить наболевшие проблемы России - защитить собственность, ограничить произвол монополий, сократить бедность, модернизировать страну и повысить ее конкурентоспособность.

Они могут лишь говорить об этом, - но за такими словами следуют не дела, а оргвыводы. Наиболее вероятна замена нынешнего состава Совбеза, превращенного в "склад" отставных силовиков прошлой эпохи, и восстановление его функций как центра стратегической аналитики, готовящего наиболее значимые решения.

Демонстративный разрыв с собственным прошлым - не просто акт самоутверждения. За ним должно следовать новое ужесточение режима личной власти для более полной реализации интересов ее опор - бюрократии и сросшейся с нею части бизнеса (в первую очередь так называемой "силовой олигархии"). В экономике такой альянс способен проводить лишь политику либерализации "всего, что шевелится" в духе классического либерального мифа о Пиночете.

Путин может стать тем, кем не смог стать Лебедь: президентом, стержнем политики которого является создание новых видов бизнеса, распространение рыночных отношений на все новые сферы. Структурные реформы, проводимые или начатые им, - электроэнергетики и железнодорожного транспорта, образования, ЖКХ, лесопользования, пенсионной системы, медицинского страхования и многие другие, - направлены именно на решение этой задачи.

Беда в том, что коммерционализация нерыночной сферы будет по-прежнему вестись без учета последствий для общества в целом, в том числе и для систем жизнеобеспечения, а интересы общества не только не исчерпываются интересами бизнеса, но часто (например, в либерализации валютного регулирования) противоположны ему.

Однако на упреки такого рода президент уже дал упреждающий ответ.

Во всем виноват Ельцин.

Чубайс может вздохнуть свободно.


журнал "Глобальная альтернатива"

05.04.2004 г.


Док. 298593
Перв. публик.: 05.04.04
Последн. ред.: 28.04.07
Число обращений: 347

  • Делягин Михаил Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``