Киотский протокол: новый спор между Россией, Америкой и ЕвропойНазад
Киотский протокол: новый спор между Россией, Америкой и Европой
Последовательным оппонентом подписания Россией Киотского протокола является научный руководитель Института модернизации Михаил Делягин. Его основные тезисы сводятся к следующему:
- Связь глобального потепления с увеличением выбросов углекислого газа (и иных парниковых газов) лишь предполагается, но никем так и не доказана. Вполне возможно, что имеют место лишь циклические колебания параметров биосферы, вызванные не усилиями человека, а объективными закономерностями. Так, по оценкам экспертов, последние 400 тысяч лет каждые 100 тысяч лет происходит резкое повышение температуры, и это не связано с деятельностью человека. Кроме того, за последнее тысячелетие значительные изменения температуры наблюдались в XI, XIV и XVII веках. В этом вопросе нельзя исключать влияние на изменение климата вулканической деятельности и других естественных процессов.
- Даже если предположить, что в глобальном потеплении виноваты именно парниковые газы антропогенного происхождения, Киотский протокол окажет совершенно незначительное воздействие на масштабы загрязнений. Сколь-нибудь реальная связь этого документа с предотвращением угрозы глобального потепления отсутствует.
- Киотский протокол есть инструмент не сдерживания глобального потепления, но создания новых рынков, а также нейтрализации конкурентного преимущества США перед Евросоюзом, связанного с большей мягкостью американских экологических стандартов. Развитые страны могут выполнить условия Киотского протокола лишь при помощи покупки квот на загрязнения. Подлинный смысл этого документа - создание нового глобального рынка, рынка квот на выбросы парниковых газов, и использование этого рынка, как инструмента глобальной конкуренции.
- У Киотского протокола есть три основных направления дискриминации России. Во-первых, страны, не сокращающие своих выбросов, пользуются такими же правами при разработке механизмов реализации Киотского протокола, как и ограничивающие выбросы (в том числе Россия). Во-вторых, развивающиеся страны не берут на себя обязательств по ограничению выбросов, даже если являются более успешными, чем Россия, и выбрасывают парниковых газов больше нее. И, в-третьих, с учетом поглощения углекислого газа растительным миром разрешенный уровень выбросов для России ниже, чем для других стран.
- Основным содержательным аргументом в пользу немедленной ратификации Киотского протокола Россией является указание на возможность получения значительных коммерческих выгод за счет продажи квот на выбросы "парниковых газов", как непосредственной, так и при помощи инвестирования в снижение российских выбросов (которое должно обходится значительно дешевле, чем снижение выбросов на территории развитых стран) в рамках так называемых "проектов совместной реализации".
Но России не гарантированы "свободные" квоты на эмиссию "парниковых газов". Создаваемый рынок квот будет сегментирован в рамках межгосударственных союзов. Так, Евросоюз уже принял решение о компенсации роста своих выбросов за счет новых членов. Доказательства же экономической выгоды России от участия в Киотском протоколе отсутствуют. До их получения его ратификация преждевременна.
- Мы обладаем правом силы и должны полностью реализовывать его. Если сама идея протокола будет признана позитивной, Россия должна сначала определить, какой торговый механизм ей нужен, а затем навязать его, установив, что мы ратифицируем протокол только при условии создания нужного нам торгового механизма.