В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Попса как геополитический фактор Назад
Попса как геополитический фактор
Все уже привыкли, что на крупных международных состязаниях политика довольно часто смешивает карты спортсменам. Так случилось и на последней Олимпиаде. Постепенно привыкаем, что она время от времени искажает результаты художественных конкурсов и фестивалей. Не далее как год назад Канны (едва ли не самый эстетский кинофорум) пали жертвой политической моды, и политагитка "Фаренгейт 9/11" Майкла Мура была увенчана Пальмовой ветвью. Тогда маятник так сильно качнулся в сторону политики, что на только что закончившемся Каннском фестивале он стремительно кинулся в обратную сторону, и в этом году на Лазурном побережье царило высокое искусство кино.

Что же касается "Евровидения", то здесь, пожалуй, как нигде, трудно отделить зерна от плевел, политику от искусства и мух от котлет. Главным образом по причине природы котлет. То есть, в силу природы самого массового из всех массовых развлечений - попмузыки.

Она изначально аполитична, порой демонстративно альтернативна по отношению к актуальным политическим реалиям, но вместе с тем таит в себе огромные ресурсы политизации людских толп на уровне инстинкта. И в этом отношении Евроконкурс популярной песни - это один из самых широких и общедоступных каналов национально-государственного самоутверждения. Потому вокруг таких шоу-олимпиад и вскипают страсти, затрагивающие за живое низы и не оставляющие безразличными к ним верхи, которые летят на яркие зрелища, как бабочки на электролампочки. Но ведет их уже не инстинкт, а расчет. В результате вся политическая элита во главе с президентом и премьером страны-организатора шоу, терпеливо его отсидела.

Попмузыка - одна из самых плодоносных популистских жил, столь необходимых в борьбе за электорат. Мы это ощущаем каждый раз, когда начинается очередная предвыборная страда.Это же ощутили граждане Украины в пору Великой Оранжевой революции. А, победив, понятное дело, она не могла избежать искушения поспекулировать на сем предмете. На конкурс была выставлена самодеятельная группа "Гринджоли" с оранжевой речевкой "Вместе нас богато". Это как, если бы в бытность Советского Союза на то же "Евровидение" мы бы послали какой-нибудь небольшой краснознаменный коллектив с песней "Смело, товарищи в ногу!".

Говорят на Украине раздавались трезвые речи в том духе, что "Гринджоли" - не слишком удачный выбор в чисто музыкальном отношении. Говорят, что на это отвечал ответственный функционер почти по-бываловски: "Неужели вы думаете, что музыкальный момент какого-то Моцарта важнее момента моего политического руководства".

На эту профанацию Россия могла бы ответить еще большей профанацией, послав в Киев Верку Сердючку с одним из многочисленных ее хитов, например, "Все будет хорошо". Но не сделала этого, а зря. Сам конкурс оказался небогатым на сколько-нибудь выдающиеся музыкальные моменты - ни одного хита, ни одного незаурядного вокалиста, много барабанов и свето-цветовой мишуры, плюс глубокие декольте исполнительниц. И все. На этом довольно однообразном фоне выделились певица из Мальты, симпатичные латыши из гнезда маэстро Паулса, которые и оказались в первых рядах финалистов. Что до победительницы Елены Папаризу, то ее триумф был во многом обеспечен предварительными промотурами в странах Европы.

Политика политикой, но столь низкое, 15-е место, Натальи Подольской - заслуга музыкального топ-менеджера "Первого канала" Юрия Аксюты. Ему все независимые от канала эксперты предсказывали, что наша исполнительница замкнет десятку. Он ничего не хотел слушать, заслоняясь ссылками на выбор народа, который, к слову сказать, по мнению авторитетных специалистов, оказался подтасованным. Задним числом он будет заслоняться ссылками на неудачную для России политическую конъюнктуру.

Честнее было бы сослаться на состояние отечественного шоу-бизнеса, который насквозь является наперсточно-фанерным, и в силу этого не конкурентно способным за пределами СНГ. И, конечно, не на пользу ему идет, то обстоятельство, что именно "Первый канал" практически монополизировал всю эту индустрию. Он и "Евровидение" использует достаточно эгоистично для раскрутки собственных "фабричных звезд". Отсюда и самомнение вещателя, и его самообольщение, что Наталья Подольская на свете всех милее, всех румяней и белее.

Конкурс конкурсом, но голосование европейских зрителей - это действительно отдельная песня, это сам по себе хит, ради которого миллионы зрителей засиживаются у телеэкранов далеко за полночь.

Фестиваль европейской попсы - едва ли не единственное соревнование мастеров культуры, где судьбу конкурентов решают не специализированные жюри, а сами зрители посредством интерактивного голосования. Инициаторы сделали одно важное ограничение: зрители лишены возможности оценивать представителя своей страны. Объективности, однако, это способствует не в очень значительной степени.

Дело в том, что после распада Югославии и Советского Союза образовалась как бы еще одна Европа. Ее неофициально и неполиткорректно принято называть второсортной Европой. Вот новоиспеченные государства в порядке самоутверждения в основном и бьются за первый приз. И, стало быть, за право на следующий год пиарить свою страну в общеевропейском эфире. Тут-то геополитические моменты оказываются важнее музыкальных моментов, хоть Моцарта, хоть Дробыша. Это видно по тому, какая страна какой отдает балы.

Во-первых, очевидны межрегиональные предпочтения. Каждая из скандинавских стран собирает голоса своих соседей по региону. А каждая из балканских представительниц - своих соседей.

Во-вторых, работает историко-культурный фактор, ну, и, понятно, имеет значение общая языковая среда. В прошлом году политический фон в Европе был относительно спокойным, и Россия получила от стран Балтии и СНГ все ей причитающееся. Плюс русскоязычный Израиль добавил. Потому совсем немощное выступление Юлии Савичевой не стало по результату провальным. Тогда как нынче относительно пристойный номер Натальи Подольской ничего не приобрел от старушки Европы и недосчитался слишком многих балов от своих соседей. Украина одарила нас четырьмя очками. Россия ей отплатила двумя. От Израиля мы имели ноль. То же самое имели от братьев славян из Болгарии и Польши. Зато последняя из чувства солидарности с Оранжевой Украиной выставила немощным "Гринджолам" высшую оценку. Спасибо еще русскоязычным Латвии, Эстонии и Литве - они хоть что-то принесли в нашу копилку. Все это слишком хорошо объяснимо с точки зрения сегодняшних геополитических взаимоотношений в Европе.

Есть еще одна примечательная тенденция: страны старой Европы, не очень-то заботясь о своем национально-этническом престиже на попсовом поприще, все чаще прибегают к услугам музыкальных гастарбайтеров из недавно народившихся государств.

Словом, завершившийся на днях чемпионат Европы по популярной музыке мало что выявил и определил в веяниях и достижениях этого вида творчества, зато он стал довольно точным барометром настроений, господствующих на просторах СНГ и прилегающих к ним стран.

В виду этого, может быть, нам стоит серьезно подумать о том, чтобы на "Евровидение - 2006" в Афины послать зажигательную гастарбайтершу Верку Сердючку. Победит - хорошо. Проиграет - спишем на отсутствие чувства юмора у наших соседей из дальнего и ближнего зарубежья.

http://www.rian.ru/authors/20050525/40411771.html

25.05.2005 г.


Док. 299974
Перв. публик.: 25.05.05
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 239

  • Богомолов Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``