В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Что нам цивилизация? Что мы ей? Назад
Что нам цивилизация? Что мы ей?
Жизнь в порядке бренда

Сейчас много говорят о "Наших". Пресса у них, мягко говоря, не очень хорошая. И к тому же общественное мнение не благоволит ни самому движению, ни возглавляющему его господину Якеменко. Не в последнюю очередь из-за названия. Казалось бы, что в имени тебе моем?

...Поговорим о национальных этикетках, которые становятся мировыми брендами. Таковых, в сущности, не так уж и много. Я думаю, какая из сверхдержав может сравниться в этом отношении с маленькой Швецией.

Стенка из круглых брусков, на которых можно делать нехитрые физические упражнения, называется шведской. Она неотъемлемая принадлежность каждого физкультурного зала в любой точке земного шара. А есть еще "шведский стол", "шведская семья". Ну и не забудем столицу этой страны - "стокгольмский синдром".

Чем могли бы похвастаться Штаты по этой части? Аттракционом "американские горки", игрой "американка" в бильярде. Что еще?

Вклад Франции - "французский поцелуй". Британии - "лондонский смог". Италии - "мафия".

Спросим: что смогла делегировать Россия на эту небольшую, но престижную ярмарку национального тщеславия. Прежде всего, конечно, "русскую водку". Есть еще "русская рулетка". А дальше мы понимаем, что конкурентоспособны только "Толстой", "Достоевский", "Чехов". Не как мастера художественного слова, а как опознавательные знаки, как визитные карточки страны под названием "Россия". Как мировые бренды, если угодно.

Но, все-таки, отчего же шведы так ломят? Мы-то помним, что можно гореть "как швед под Полтавой". Кое-что слышали о "шведской спичке". И все, благодаря нашим литературным классикам.

От Пушкина знаем, что Швеция некогда была сверхдержавой с имперскими амбициями не меньшими, чем у России. Потом она со своими претензиями покончила не без помощи той же России. Мы отстроили град Петров, можно сказать, назло надменному соседу, а они смирились, успокоились и занялись собой.

Это было, кстати, поскольку занималась заря новой цивилизации - буржуазной. И Швеция стала ее квинтэссенцией. То есть очень спортивной и сексуально озабоченной страной. Потому она и дала свое имя в качестве эпитета некоторым ее ценностям и наклонностям. Как, к слову сказать, и ее проблемам.

Теперь обернемся на себя.

Давно замечено, что со словами, которые импортируются в Россию из цивилизованной Европы, происходит та или иная трансформация. Она произошла в некотором смысле с греческим термином "олигарх", который только у нас и приобрел тот злодейский оттенок, которого нет в помине на Западе. Но, возможно, исключительно благодаря России он и там появится.

Впрочем, есть еще более показательный исторический пример травести иноязычия.

Как только на Руси не называли отхожее место, чтобы скрасить его неприличие. Родное слово "нужник" изначально дурно пахло. И это понятно - удобство было во дворе. Что можно было противопоставить выгребной яме? Только хлорку. Урбанистический нужник назвали по-французски: ля сортир. Но и оно через некоторое время стало издавать специфический запах. Назвали по-английски: "ватерклозет". И тут вышла насмешка. У Олеши есть фраза: "По утрам он пел в клозете".

Обогатили нужник другой функцией и прозвали его "туалетом". Оно и вовсе пропахло ввиду того, что стало местом массового и не аккуратного отправления нужды.

Наконец, вернулись к русскому определению: "уборная". Что из этого получилось, мы знаем. Покойный артист Максим Штраух рассказал однажды: его театр играл Островского на детском утреннике. Там героиня-актриса говорит своему поклоннику: "Приходите ко мне в уборную чай пить". Что тут сделалось с залом, набитом советскими школьниками... Дети так развеселились, что артистам играть дальше стало невозможно.

Случай показателен в том смысле, что блага цивилизации, достигая российских кущей, несколько дичают. Места общего пользования, в том числе и платные, убираются нерегулярно, но регулярно там случаются засоры. Оттого и слова, обозначающие сии учреждения, вполне функциональные и утилитарные, пачкаются, грязнятся и, извините, воняют.

Услуга под названием "шведский стол" довольно скоро распространилась во всем мире. Просочилась она и к нам, в российские интуристовские гостиницы, но в каком-то уж очень усеченном формате: вареная колбаса, плюс копченая колбаса, плюс сосиски и какая-нибудь каша. Усекновение шведского завтрака до российского комплексного обеда, возможно, произошло в силу естественной склонности к воровству на Руси.

В других странах, напротив, та же услуга со временем сделалась настолько щедрой (видимо, по причине жестокой конкуренции), что "шведский стол" стали сравнивать с "русским застольем".

Сергей Довлатов как-то по "Свободе" рассказал печально-смешную историю о том, как его приятель, тоже эмигрант, повел приехавшего к нему погостить отца в ресторан со шведским столом. Тот прошелся один раз мимо столов, груженых яствами - съел; отправился во второй поход, снова съел и вошел во вкус. Далее последовало еще несколько обходов. На седьмом сын забеспокоился: "Папа, может, не надо". Папе уже в ресторане стало плохо, организм отринул многое из того, что сначала жадно принял. Приходил в себя он на больничной койке. Там с обидой и сказал своему ребенку: "Ты не должен был этого со мной делать". Шведский стол оказался слишком тяжелым испытанием для советского человека.

...Когда-то еще неистовый Виссарион Белинский обратил внимание советских школьников на то, что в России уж очень большой и непонятный разрыв между высокой литературой и беллетристикой. Мол, между одной лестничной площадкой и другой нет ступенек.

Приходится взлетать. А если обратно, то - шлепаться.

Такая это страна: между бытовой жизнью и жизнью духа тоже нет ступенек. Как нет их между нашими национальными брендами -- водкой и Толстым. Но какая-то взаимообусловленность меж ними должна же быть.

***

Что же касается бренда "наши", то он-то скомпрометирован давно и, вероятно, навсегда. Необязательно при этом напоминать о "Наших" Александра Невзорова. Но как не вспомнить "наших" в лице Верховенского, Шигалева и прочих; всех тех, кто собирались, выражаясь сегодняшним языком, стремились дестабилизировать политическую систему проклятого царизма, а разрушив его до основания, построить на его месте еще более крутой деспотизм.

С тех пор у этого бренда скверная репутация. Может быть, еще потому, что делить страну на наших и ненаших - плохая идея в принципе. Но если уж она реализуется, то на мировом рынке брендов появится еще один - "русские наши" с ударением на последнем слоге.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

http://www.rian.ru/authors/20050607/40485980.html

07.06.2005 г.


Док. 299976
Перв. публик.: 07.06.05
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 246

  • Богомолов Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``