В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Дружинкина: Аполлон. Его культ и изображения Назад
Наталья Дружинкина: Аполлон. Его культ и изображения
Аполлон в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития.
Аполлон родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твердую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов - Аполлона и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом, а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения. Аполлон рано возмужал и еще совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. (1;92). В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свой прорицалище и учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне).
Интересно, что "Дельфийское святилище Аполлона с оракулом, дававшим предсказания, играло в жизни греков огромную роль во все времена их истории, начиная от ранних периодов развития греческого общества до веков, когда греческая цивилизация распространила свое влияние на близлежащие племена и народы, и даже позднее, когда она попала под власть Рима. В Дельфы, к храму Аполлона и прорицательнице - пифии, шли паломники из многих греческих городов и деревень.... Слава дельфийского оракула распространялась далеко за пределы собственно греческих полисов. К оракулу Аполлона обращались за советом цари Мидас Фригийский, Тарквиний Гордый, царь Лидии и многие другие. Вера в пророчества Аполлона существовала не только у эллинов, но и у многих народов, живших рядом с Древней Грецией.... О существовании дельфийского оракула в древнейшие времена свидетельствуют различные источники: гомеровские поэмы, греческий географ Страбон, а также писатели Плутарх, Павсаний и другие.... Оракул Аполлона упоминается в "Одиссее".... (2;17-18)..... Много даров приносили паломники Аполлону и в гомеровскую эпоху. Дельфийский музей хранит прекрасные памятники времени становления греческого искусства, в частности бронзовые статуэтки эпохи ранней архаики 7 века до н.э. В одной из таких отлитых в бронзе фигурок (возможно Аполлона) высотой около 20 см представлен обнаженный юноша с короткой, но сложной прической. Очертания головы и верхней части тела сводятся к треугольнику, как это было распространено в предшествующие периоды греческого искусства, в гомеровскую эпоху, в мелкой пластике и рисунках на вазах геометрического стиля. В статуэтке проступает желание скульптора наметить мускулатуру рук, ног, груди, хотя это еще и не очень ему удается. Тип прически, форма лица дают основание ...считать статуэтку выполненной критским скульптором.... Достаточно вспомнить в этой связи, что первыми жрецами у оракула были критяне. (2;23)... особенно процветают Дельфы после победы над соседним городом Крисой в 590 году до н.э. В период 6-5 веков до н.э. в святилище велось интенсивное строительство культовых сооружений - храмов, сокровищниц, а также воздвижение статуй и различного рода монументов.
В отличие от таких общегреческих святилищ, как Олимпия, оракул Зевса в Додоне или святилище Аполлона на острове Делос, не принадлежавших определенным городам, святилище в Дельфах не только находилось около Дельф, но являлось его владением, подобно святилищу Аполлона в Дидимах, близ Милета. ...(2;24). Вот что пишет Павсаний о различных по времени храмах Аполлона в Дельфах.
"9. Самый древний храм Аполлона был, по преданию, построен из лавра, и ветви были доставлены сюда из Темпейской долины. Конечно, такой храм по виду скорее был похож на хижину. Второй храм, по словам дельфийцев, обязан своим происхождением пчелам и был построен из их крыльев и воска; его будто бы Аполлон послал гиперборейцам.
10. по другому преданию, храм был построен одним дельфийцем, которого звали Птера и который, как строитель, дал имя и храму...
11. Но что третий храм был сделан из меди, в этом нет ничего удивительного;
13. Четвертый храм был построен Трофонием и Агамедом и, как рассказывают, был каменный. Этот храм сгорел во времф архонства в Афинах Эрксиклида, в первый год 580й Олимпиады, когда на играх победил Диогнет из Кротона (548-547 гг. до н.э.). нынешний храм построили амфиктионы из священных денег. Строителем был коринфянин Спинфар". (2;137-138). В 548-547 годах до н.э. на месте древнего сгоревшего храма архитекторов Трофония и Агамеда строят новый. "На фронтонах храма стоят статуи: Артемида, Лето, Аполлон, Музы, заходящий Гелиос, Дионис и женщины - фиады...Жрецы допускали в храм, очевидно, только очень знатных паломников. Здесь стояли жертвенник Посейдона, статуи богинь судьбы мойр, Зевса и Аполлона.". (2;142, 144).


Док. 300096
Перв. публик.: 04.05.07
Последн. ред.: 07.05.07
Число обращений: 509

  • Дружинкина Наталья Гавриловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``