В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Дружинкина: `Иконоборчество. Теория и история.` Назад
Наталья Дружинкина: `Иконоборчество. Теория и история.`
"Созданные произведения искусства (после их "освещения") воспринимались в византийском мире как "высшие реальности", то есть считались более реальными, чем преходящий мир явлений. Но в связи с тем, что икона - материальный объект, отношение к ней, как и вообще к материи, было двойственным: с одной стороны, воспринимая изображение как чувственное отражение духовного архетипа, византийцы почитали этот прообраз, с другой - поклонение, особенно в период противоиконоборческой борьбы, переносились с архетипа на самую материю - не только на икону в целом, но и на краску, доску и другие материальные предметы,- пишет В.В.Бычков, - Икона, особенно в народном сознании, ...часто воспринималась как сам архетип, чему немало способствовала теория "литургического образа", наделявшая изображение силой (энергией) прообраза. В связи с этим в сознании верующих граница между образом и архетипом нередко нарушалась. Широкое распространение получали идеи о магических свойствах изображений, которые способствовали развитию культа икон" . (2;140-141).
"Если культ, - отмечал В.Н.Лазарев, - являлся в представлении византийца главным связующим звеном между миром здешним и миром потусторонним, искусство, поскольку оно входило в состав культа, призвано было выполнять ту же функцию. Художественный образ должен был возносить мысли верующего к небу, сосредоточивая его внимание на созерцании чистых идей". (2;56).
А.Безансон излагает историю иконоборчества, начиная с первых веков появления христианского искусства и формирования его иконографии: от символических, знакового характера изображений до имперского искусства времен крещения Константина, "принципата" Цезаря и т.д. в истории изображений Христа автор книги "Запретный образ" (1) выделяет монограммы и метафоры, а "Начиная с V века, - пишет Безансон, - все разнообразие начинает сводиться к двум типам: безбородый юноша, облаченный в гиматий, порождение эллинского искусства ..., и бородатая длинноволосая личность с видом величественным и меланхолическим. Этот тип преобладает на Востоке с VI века и развивается вплоть до Вседержителя в византийском искусстве, не столько королевском, сколько императорском, вплоть до подавляющего и свирепого изображения на центральном куполе Дафнии ( XI - XII век). На Западе Христос остается безбородым вплоть до XII века, позднее борода придает ему сходство с восточным типом. Согласно традиции, такое обличье связывается с изоражением, посланным самим Христом царю Авгарю, правителю Эдессы. Восточная церковь празднует передачу нерукотворного образа 16 августа. Об этом возвещает стихира восьмого гласа на утрене. Таково происхождение икон Лика Святого, а на Западе - покрывал Вероники".(1;124-125) С момента появления изображений Христа и все большего распространения культа икон возник и спор о их правомочности, правильности написания, догматическом соответствии т.п. Разразился иконоборческий кризис. Как пишет Безансон: "Причины его столь многообразны и сложны, что это может обескуражить историка. Разумеется, в основе лежат проблемы догматического характера. Но к ним примешиваются и аграрная политика басилевсов, направленная против монастырей..., и политика централизации, направленная против областной структуры империи, где каждая область защищалась собственным святым. И религиозная политика, касающаяся отношений церкви и государства, Константинополя и Рима, и внешняя политика, в первую очередь отношения с исламскими странами".(1;128). По Безансону, события развивались следующим образом: "В 721 году халиф Иезид II велел уничтожить все изображения в святилищах и домах захваченных провинций, где было сильно влияние монофизитства. Он стоял во главе армии, где тоже была сильна тенденция к монофизитству. В 725 году при поддержке нескольких епископов он издал свои первые указы, а в731 году велел уничтожить весьма почитаемое изображение Христа над Бронзовыми воротами императорского дворца. Результаты были таковы: шедшая с переменным успехом вплоть до 843 года гражданская война; громадные разрушения и бесчисленные жертвы; почти полное уничтожение икон...; наконец, серьезная дискуссия по вопросам богословия...." (1;128).


Док. 300100
Перв. публик.: 04.05.07
Последн. ред.: 24.07.07
Число обращений: 636

  • Дружинкина Наталья Гавриловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``