В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Дружинкина: Литература в России во второй половине XIX века. Назад
Наталья Дружинкина: Литература в России во второй половине XIX века.
Введение.

"Вторая половина XIX в. - время большого подъема русской культуры. Он тесно связан со сдвигами в экономической и политической жизни страны. Крушение крепостного права и проведение крестьянской реформы 1861г. свидетельствовали о том, что Россия сделала шаг по пути превращения из феодально-крепостнической монархии в монархию буржуазную.... Изменяется общий экономический облик страны....Сложные процессы, происходившие в социально-экономическом развитии России второй половины XIX в., обусловили особенности общественно-политической жизни пореформенного периода...(1;325-326 ). Во второй половине XIX в. разночинцы вытесняют передовых дворян в революционном движении. На пореформенные годы приходится разночинский период русского революционного движения, на смену которому в середине 90-х годов пришло массовое рабочее движение, возглавленное социал-демократией.
Во второй половине XIX в. решительно увеличивается удельный вес писателей, ученых, художников, музыкантов - выходцев из разночинской интеллигенции...". (1;328). Примером может служить деятельность Н.Г.Чернышевского (1828-1889) и Н.А.Добролюбова (1836-1861), чей вклад "в развитие литературы и искусства огромен. Н.Г.Чернышевский (в диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности", в "Очерках гоголевского периода русской литературы", в других работах) тесно связывал проблемы эстетики с задачами преобразования действительности.... Чернышевский выдвинул в своей диссертации тезис: "Прекрасное есть жизнь"; "прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям". Значение искусства Чернышевский видел в воспроизведении "интересных для человека явлений действительной жизни". Кроме воспроизведения жизни, он придавал искусству и другое значение - ее объяснения. Еще одно значение искусства - "приговор над изображаемыми явлениями". (1;374). Эстетическую программу Н.Г. Чернышевского разделял и Н.А.Добролюбов, понимавший литературу как "выражение общества".
Жизнь эпохи 60-х годов взывала к поиску новых форм художественного изображения, диалектически совмещающих в себе утонченный анализ с динамичным, постоянно "перенастраивающимся" синтезом. В литературу входит новый герой - изменчивый и текучий, но сохраняющий при всех переменах верность самому себе, глубинным основам своего "я", своей неповторимой индивидуальности. Это герой, стремящийся снять роковое противоречие между словом и делом. Активный и целеустремленный, он пересоздает себя и окружающий мир в процессе творческого взаимодействия с окружающей средой. Новый герой является перед читателями в самых разных обличиях, в живом многообразии человеческих характеров, связанных с особенностями художественной индивидуальности писателя, с его общественными убеждениями. "Новый человек" Толстого, например, в чем-то полемичен по отношению к "новым людям" Чернышевского, а герои Чернышевского полемичны по отношению к тургеневскому Базарову. В их противостоянии друг другу заявляет о себе общественная Борьба, определяется основной ее водораздел между идеалами революционной демократии, с одной стороны, и разными формами либерально-демократической и либерально-аристократической идеологии, с другой. Но вместе с тем все герои Толстого и Достоевского, Тургенева и Гончарова, Некрасова и Чернышевского, Писемского и Помяловского остаются детьми своего времени, и время это накладывает на них свою неизгладимую печать, роднит их между собою" (2;12-13).



Док. 300106
Перв. публик.: 04.05.07
Последн. ред.: 07.05.07
Число обращений: 553

  • Дружинкина Наталья Гавриловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``