В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Дружинкина: Храм. К истории православной культуры С-Петербурга конца XIX - начала XX в. Назад
Наталья Дружинкина: Храм. К истории православной культуры С-Петербурга конца XIX - начала XX в.
Дефиниция "церковного прихода" в русской истории

Самоопределение "церковного прихода" в русской истории тождественно дискуссионным обсуждениям в печати, правящих кругах, в законотворческой деятельности Думских фракций в к. XIX - нач. XX вв. Именно тогда обратились к предшествующему опыту русской православной церкви в организации приходской жизни. Известный правовед А. Папков в 1902 году опубликовал очерк "Необходимость обновления православного церковно-приходского строя".1 Автор считал необходимой назревшей проблемой времени - восстановление самоуправляемого прихода, наделенного правами юридического лица.
На эту публикацию последовали отклики в печати канониста Московской духовной академии Николая Заозерского, редактора Московских ведомостей Льва Тихомирова. Они поддержали Александра Папкова и высказались за скорейший созыв совещаний по подготовке церковной реформы.
"Церковным приходом в православной Церкви называется церковная община, имеющая особый храм для богослужебных собраний и состоящая под духовным управлением приходского священника"2 - гласит законоположение. Формами организации приходской жизни являются благотворительные общества, братства, попечительства, общества трезвости, религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, миссионерских и т.п., имеющих свой юридический статус в границах "церковного прихода". Священник О. А. Гумилевский в С-Петербурге и О. А. Ключарев в Москве стали инициаторами открытия благотворительных обществ в столичных приходах в начале 1860 - х гг. и призвали к их повсеместному учреждению.
Деятельность обществ оговаривалась и подлежала регламентации. "Приходские попечительства, - как местные благотворительные учреждения, состоящие из лиц всех сословий, должны прежде всего помогать примитивным нуждам народа ... должны привлекать к пожертвованию все сословия".3 Автор рассматривал приход как естественную основу для выборного местного городского управления и для всех функций общественной жизни, в которой попечительства должны развивать общественную и частную благотворительность.
"По 1 ст. Положения "приходские попечительства учреждаются для попечения о благоустройстве церкви и причта в хозяйственном отношении, а также об устройстве первоначального обучения детей и для благотворительных действий в пределах прихода". Точно следуя смыслу этой статьи, на приходские попечительства возлагаются три обязанности: 1) пособие церкви и причту, 2) устройство первоначального обучения детей и 3) благотворение бедным. Пособие церкви и причту в хозяйственном отношении важно, конечно, не только в интересах церкви, пользующейся материальными пособиями от общества, но и в интересах общества, довольствующего церковь своими капиталами; равным образом, благотворение бедным обязательно не только для церкви, но и для общества...".4 Автор не разделяет мнения по поводу обязательного участия церкви в устройстве школ как светских учреждений, и ограничивает и сводит компетенцию церкви в данном вопросе к религиозно-нравственному просвещению народа через катехизические беседы, проповеди, кураторство над образовательными учреждениями. Николай Никольский подчеркивает тот факт, что определенные общественные силы и круги возлагали огромные надежды на развитие приходской жизни как средоточия общественной самодеятельности и инициативы на благо государства.
Приходские попечительства действовали на основании положения от 22 августа 1864 г. По положению они обязаны заботиться о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви, о постройке и ремонте церковных строений, о благосостоянии церковных причтов в материальном отношении, об изыскании средств для учреждения в приходе школ и различных благотворительных учреждений, об оказании помощи бедным прихожанам и о благоустройстве приходских кладбищ. Автор другой полемической статьи И. И. Фудель пишет: "Само собою разумеется, что на практике ни одно попечительство все эти задачи не могло осуществлять, а выбирало обыкновенно из них одну (преимущественно церковно-благоустроительную), которую и преследовало по мере сил. Выбор обусловливался не всегда местною нуждою, но часто и личными интересами председателя попечительства или настоятеля церкви ...5. Поскольку нередки были случаи использования средств не по назначению, то важен стал контроль за попечительствами, юридические нормы которого ставились во главе готовящегося по указу Св. Синода от 22 ноября 1893 года Пересмотра Положения о приходских попечительствах.


Док. 300124
Опублик.: 04.05.07
Число обращений: 248

  • Дружинкина Наталья Гавриловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``