В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Еленин в ожидании пломбированного вагона Назад
Еленин в ожидании пломбированного вагона
Борис Березовский снова привлек внимание СМИ к своей персоне. Информационным поводом стал его юбилей. Повод - пассивный, что для такого активного деятельного человека, как Борис Абрамович, нехарактерно, неорганично, непривычно.

Привычно для него и для журналистов другое: когда он что-нибудь неожиданное выкидывает. Например, десантируется в Грузии, грозится перебазироваться на постоянное местожительство в Киев. Или: прилетает в Латвию с блиц-визитом. Или: объявляет о готовящемся на него покушении, пишет открытое письмо Бушу, пишет статью "Берегите Путина", пророчит то чекистский переворот, то оранжевую революцию и т.д. и т.п.

Березовского многие считают фигурой демонической в постсоветской России, чем-то вроде еще одного Распутина. По мне, так он - фигура анекдотическая. И в этом смысле знаковая. Как показательными и познавательными были анекдоты про Штирлица, чукчу, про студента кулинарного техникума.

По таким смешным персонажам можно историю общественного подсознания исследовать.

Более всего с этой точки зрения любопытно не то, как БАБ свое громадное состояние сколотил, а то, какой он публичный образ из себя сотворил.

В начале было дело. То бишь, бизнес.

Как многие удачливые предприниматели 90-х годов, Березовский начинал пирамидостроителем. Судьбы Мавроди избежал, потому что успел первоначальный капитал вложить в две сферы: в политику и в медиабизнес, который бизнесом для него собственно не был, а был все той же политикой, о чем он не однажды сам и оповещал общественность.

Да это и так, без каких-либо чистосердечных признаний, было очевидно. Это было видно по тому, как функционировало ОРТ. Художественным вещанием занимался Константин Эрнст, а руководством информационно-аналитической частью - он сам, Березовский. Под его началом трудились все сколько-нибудь заметные мастера "телевизионной мочиловки".

Это он привлек на ОРТ Александра Невзорова, к тому времени падшего ангела демократической журналистики. И Невзоров тогда взорлил. Да так, что Березовский потом не знал, как отмыться в глазах либеральной общественности. Даже учрежденная им в ту пору щедрая премия "Триумф" для выдающихся мастеров культуры не очень помогала. Пришлось откупаться от неистового журналиста. Он дал ему пару миллионов долларов на "Чистилище" - военно-патриотический фильм о чеченской войне, от которого пожертвователю тоже пришлось отмываться.

У кардинала были и другие гвардейцы - Михаил Леонтьев, Сергей Доренко.

В те годы он построил уже не пирамиду, а другое архитектурное сооружение - арку. Одной половинкой ее стали связи в верхних эшелонах власти, и даже ее кусочек (зампредседателя Совбеза, секретарь СНГ), другой - подкормленные общественные институты, среди коих наиважнейшими все это время оставались СМИ.

Когда его попросили вон из кремлевских кабинетов, прихожих и коридоров, весь его архитектурный комплекс закачался и стал обваливаться. Тут-то и выяснилось, что четвертая власть в России не столь могущественна, как это казалось еще совсем недавно.

По ходу жизни Борис Абрамович как-то естественно из человека закулисья трансформировался в публичную фигуру. Он все чаще светился на телеэкране в качестве аналитика, полемиста, пророка...

Наконец, вслед за Абрамовичем демонстративно просочился в Думу. И столь же демонстративно ее покинул. Тут-то его и "равноудалили" от Кремля. Уже глядя из Лондона, занялся партостроительством, зарекомендовал себя в качестве идеолога "предельного либерализма" и стал отчаянно "косить" под Ленина. Сначала в шутку, но чем дальше, тем серьезнее.

Псевдоним "Еленин" - вроде как хохма. Сам-то он отнекивается и твердит, что всего лишь позаимствовал имя любимой жены. Ну, так, не исключено, что и у Ильича когда-нибудь, еще до Крупской, была любимая девушка по имени Лена...

Одно время Еленин принимал в Лондоне ходоков из российских регионов, замыслил создание партии нового типа, сочинял прокламации и листовки, публикуя их за большие деньги в подконтрольных ему "искрах".

И стилистика текстов товарища Еленина все больше становится подражательной по отношению к ленинской стилистике. Свои воззвания, обращенные к оппозиционной общественности, он, как правило, заканчивает крылатой ленинской фразой "Так победим!". С этой стороны, обратим внимание на музыку формулировок его "Манифеста либерализма", на их ритм и пафосность. "К свободе - дорогой веры, просвещения и труда". "Глобализм как предельная форма либерализма". ("Империализм как высшая стадия капитализма".) "От представительной власти - к прямому участию в принятии решений". ("Вся власть - Советам".) "Прозрачность каждого - для всех, и всех - для каждого". ("От каждого по возможности и каждому по потребности".) И "Вперед, к победе коммунизма!". То бишь либерализма.
Ему бы еще научиться по-ленински грассировать и можно лезть на броневик...

Еленину проще, чем Ленину - он сам себе Парвус. То есть, он сам может финансировать собственные авантюры. Так он профинансировал избирательную кампанию Ющенко без всякой для себя пользы, а до этого - совсем уж смешную президентскую кампанию Рыбкина, который, как Степа Лихадеев, неожиданно канул в неизвестность, а затем объявился, правда, не в Ялте, а в Киеве.

Вообще, что главным образом осознал Борис Абрамович Еленин, изучив биографию Ленина и историю Октября по советским фильмам? То, что революция - авантюра и дело случая, который надо ловить.

Вот он его и стережет.

В чем, все-таки, бросающееся в глаза отличие Еленина от Ленина? Второй стал мифом после революции, а первый - до нее, вместо нее. В этом и анекдот.

Анекдоты бывают смешными и скверными.

Скверным анекдотом про Березовского смотрелся фильм "Олигарх". Есть в нем эпизод, на который мало кто обратил внимание.

Провинциальный следователь Шмаков по ходу своей миссии навестил вдову друга Платона Маковского-Березовского (сам друг скверно кончил - он выбросился из окна многоэтажного дома). Спившаяся женщина между двумя рюмками водки обронила важную информацию. Она сказала, что Платон - это типичный крысолов. Следователь был человеком добросовестным в своем деле, но не слишком начитанным и образованным. Иначе бы он задумался над тем, что ему сказала нетрезвая собеседница.

Есть такая легенда (использованная Цветаевой) о человеке, способном игрой на дудочке увлечь за собой полчище крыс. Он от него целый город спас, потопив грызунов в ближайшем болоте. Затем Крысолов вернулся в город и потребовал вознаграждения. Жители поскупились. Тогда он снова заиграл, и за ним ушли дети, которых он тоже утопил в болоте.

Может, эта легенда и есть ключ к пониманию такого человека, как Маковский. И такого, как Березовский.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

http://www.rian.ru/authors/20060125/43173621.html

25.01.2006 г.


Док. 300143
Перв. публик.: 25.01.06
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 354

  • Богомолов Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``