В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кино, футбол и политика Назад
Кино, футбол и политика
В разгаре два чемпионата. Один по футболу - в Германии. Другой по кино - в Москве.

Кинофестиваль - это когда кинематограф немножечко становится спортом, а чемпионат мира - это то, что можно смотреть как кино. Как блок-бастер (рубка между голландцами и португальцами). Или: как психологический триллер с неожиданной развязкой (матч Италия - Австралия). И все вместе и по отдельности припорошено и сдобрено политикой, которая сама, в сущности, является спортом, если иметь в виду выборы всех уровней и рейтинги публичных госмужей.

Разве на лицах самых выдающихся кинематографистов в тот момент, когда объявляются имена победителей, не отражаются те же чувства, которые переживают в минуту триумфа голеодоры и их тренеры? И их болельщики?..
Разве неудачники в обоих случаях потом в равной степени не клянут свою судьбу, а также случай и ошибочное судейство?..

Разве карьеры футболистов, артистов, тренеров и режиссеров, их контракты не зависят от личных и командных успехов на фестивалях и чемпионатах?..

И разве есть в мире государство, которое бы не стремилось присоседиться к победе своих футболистов и кинематографистов и постоять рядом с национальными героями?..

Помнится, в советское время спорт и кино были предметами тщательной заботы партии и правительства. В первую очередь потому, что являлись площадками, отведенными под демонстрацию имманентных преимуществ социалистического строя. Мы считали себя чемпионами и рекордсменами по гуманизму и дружбе между народами.

Именно под таким девизом и проходил Международный кинофестиваль в Москве - "За гуманизм и дружбу между народами". Поэтому не победить на нем считалось полным неприличием, нонсенсом, катастрофой. Это как для Бразилии - не стать лучшей командой планеты в год, когда страна принимает мундиаль. Да и во все остальные тоже.

И когда однажды чемпионом по человечности и дружбе между отдельно взятыми личностями был признан фильм абстрактного гуманиста Федерико Феллини "8 1/2", разразился дикий скандал. Председатель жюри, лауреат Лениской премии, народный артист СССР Григорий Чухрай чуть не лишился партийного билета. Но обошлось. Времена были вегетарианские. Просто впредь в соответствующих отделах ЦК стали тщательнее подбирать членов жюри и подробнее с ними работать.

Сегодня другие времена. С некоторых пор на Московском фестивале стало неприлично отдавать пальму первенства хозяевам. И до определенной поры ее не отдавали. Только в последние два года российские фильмы оказались в победителях. Это "Свои" (2004) и "Космос как предчувствие" (2005). Считается, что все было по праву, по справедливости, но все равно хозяева фестиваля чувствовали некоторое неудобство, испытали определенный психологический дискомфорт. И прямо об этом говорили. И вот уже Александру Мурадову, режиссеру "Червя", картины, представляющей Россию в конкурсе XXVIII ММКФ, коллеги и журналисты выражают соболезнование - мол, три раза кряду Москва не отдаст соотечественнику статуэтку победоносного Георгия.

И сам конкурсант это понимает; и с этим смирился. Но он молодой и пока готов мириться с олимпийским принципом: главное не победа, а участие. И с поэтом готов согласиться, что "пораженье от победы ты сам не должен отличать".

Тем не менее, на деле и артисты, и футболисты, и политики очень даже хорошо отличают одно от другого.
И, если кино мы на сегодняшний день не слишком перегружаем политикой (и не только мы, но и весь остальной люд), то спорт, и в особенности футбол, по-прежнему "грузим" государственным патриотизмом и национальными амбициями.

На чемпионат в Германию многие приехали с факультативными заданиями государственных начальников.
В Мексике в первых числах июня президентские выборы. Команда, вышедшая из группы и пробившаяся хотя бы в четвертьфинал, могла бы оказать существенную пиар-услугу действующему правительству.

Очень нужен был успех сборной Кот д"Ивуар, поскольку в стране идет гражданская война. Выход из группы стал бы лекарством от братоубийственной бойни.

Ярко выраженный геополитический интерес был у Ирана. Движение его команды к вершине чемпионата позволило бы стране, противопоставившей себя мировому сообществу, несколько очеловечить в его глазах свой термоядерный образ. Этот мотив нам, гражданам страны Советов, хорошо знаком - слишком памятно стремление презентовать социализм с человеческим лицом, предположим, Владислава Третьяка. Или: Юрия Власова.
Известно, какие внутриполитические сложности переживает сейчас постберлусконьевская Италия. Да еще этот коррупционный скандал в национальной лиге... Потому невыразительная игра "Скуадры адзурры" на немецких газонах особенно больно задевает итальянскую общественность. А если, не дай бог, она проиграет в четвертьфинале... Это будет такой удар по национальному самолюбию вообще и по политическому имиджу самого Берлускони, в частности.

Но, может быть, ни одна другая страна не нуждается на данный исторический момент в успехе на чемпионате, как Украина. В стране идет сложный и противоречивый процесс становления национального самосознания, государственной индентификации. Политики как могут раскалывают народонаселение. И на сегодняшний день, похоже, нет, кроме футбола, другой душевной страсти, которая могла бы объединить граждан. Потому и испытывающие сильную личную неприязнь друг к другу Ющенко, Тимошенко и Янукович жмутся к Блохину и Шевченко.

Тимошенко призвала оранжевых с трибуны Рады брать пример со сборной. Но лучше всех политический смысл игры ногами в кожаный мяч мужчин в желто-блакитной расцветке сформулировал украинский президент в поздравительной телеграмме: "Победы украинской сборной в 1/8 ЧМ - это прекрасный подарок украинцам к 15-летию годовщины независимости. Успешная игра украинской команды работает на объединение Украины и воспитывает патриотичные чувства". Далее шли уверения главы государства, что "он вместе со своей семьей до поздней ночи наблюдал за вчерашним матчем (со Швейцарией) и держал кулаки за команду, в особенности во время пенальти". И что обязательно поддержит команду в следующей игре со сборной Италии, которая состоится 30 июня.

Такая политическая утилизация игры на зеленой лужайке характерна для всех стран и правительств. Иные из первых лиц не отказывают себе в удовольствии поболеть за своих непосредственно на стадионе.

Но все эти хитрости политиков и общественных деятелей на поверхности. На каждого из них довольно простоты. Есть более мудреные обоснования социальной природы футбола.

В одной из российских газет можно было прочесть статью Ханса Ульриха Гумбрехта, профессора Стэнфордского университета, о "взаимосвязи между успехами некоторых команд на футбольном поле и успехами их стран на поприще капиталистической экономики".

По мнению профессора, характер коллективной игры, по ходу которой ее участники конкурируют не только с противниками, но и друг с другом (как в условиях рыночной экономики), и является причиной футбольных триумфов западно-европейских государств.

Если такова закономерность, то почему образцово-показательная капиталистическая страна США проигрывает Гане с несовершенными рыночными институтами? А почему тогда не самая продвинутая в капиталистическом отношении Бразилия раз за разом выигрывает Кубок мира?

До недавних пор мне казалось, что это только советские узколобые пропагандисты могут так упрощать и уплощать все посредством социально-классового подхода к любой проблеме.

Оказалось, западно-европейские профессора это делают не хуже.

Футбол - явление более глобальное, чем любая политическая нужда. Он и есть глобализм в яви и воплоти. Он делает зазор между патриотизмом и космополитизмом незначительным. Иначе бы футбольные фанаты не переходили бы столь легко от истового боления за свои национальные сборные к столь же страстным переживаниям за клубы, перенасыщенные инородцами всех мастей и рас. А также от яростной ксенофобии - к всемирной отзывчивости.

Нынче футбольные суперклубы - это ведь явление не одного спортивного, менее всего этнического, а пуще всего эстетического ряда. Того самого, во главе которого красуются "Челси" и "Барселона". Не случайно в свое время показательные выступления "Реала" в товарищеских матчах вызывали ажиотажный интерес во всем мире - будь то в Японии или в Китае. Это как гастроли всемирно прославленной театральной труппы. Роналдо, Зидан, Бекхэм и остальные - не гладиаторы, они не бьются; они рисуются и рисуют, оставляя на газоне и в наших воспоминаниях мимолетные чудо-узоры комбинаций и финтов. И тогда всякий государственный патриотизм в сравнении с их произведениями отдает натужной местечковостью.

"Золотой век хорошего европейца, - сказано у Честертона,- похож на христианский рай, где все любят друг друга, а не на буддистский рай, где все друг другом станут".

Футбол, также как и кинематограф, - грандиозный плавильный котел, в котором варятся все этносы, расы и национально-государственные патриотизмы планеты Земля.

Когда объявляют состав команды - будь то Кот д"Ивуар или Того, видишь, что в основном состоит из футболистов, играющих в лучших европейских клубах. В них они оттачивают класс, шлифуют талант, в них они становятся интернационалистами, а раз в четыре года разбегаются по своим родинам, чтобы стать отчаянными националистами. Получается круговорот глобалистских и антиглобалистских эмоций в природе. И политика над этим процессом не властна.

Благодаря футболу и кино, мы никогда не станем друг другом; мы научимся любить друг друга.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

http://www.rian.ru/authors/20060628/50577797.html

28.06.2006 г.


Док. 300174
Перв. публик.: 28.06.06
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 354

  • Богомолов Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``