В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Претенциозная блондинка за углом нашей Родины Назад
Претенциозная блондинка за углом нашей Родины
Возможное прибытие Мадонны к нам - событие. Но событие - и возможное ее неприбытие. За неделю до объявленного чуда шансы на него - фифти-фифти. Шум будет в обоих случаях - и из чего, и из ничего.

Это, скорее всего, значит, что мы имеем дело с феноменом.

Еще один код?.. Код Мадонны?.. Загадка святой дьяволицы?

...Такого не было еще ни с одними гастролями ни одной поп-дивы. Или поп-идола.

Чтобы столько раз менялась площадка выступления: Красная площадь, Воробьевы горы, Лужники, аэродром Тушино и снова Лужники...

Такого еще не было, чтобы все билборды по сей день зазывали на концерт на одно число (11 сентября), а каждая собака города Москвы знала бы, что он состоится (если состоится) в другой день (12-го сентября).

Ни одна собака в столице нашей Родины по сию пору не ведает, в какой гостинице остановится Мадонна, но все они до одной знают, что в той гостинице, где она остановится, спешно ремонтируется этаж. Что для ее выступления приготовлено 267 махровых полотенец и 56 кусков неведомого сорта мыла.

Такого еще не случалось, чтобы все билеты на разрекламированное шоу уже были проданы и перепроданы, а по Москве гуляли бы слухи, что организаторы гастролей блефуют, и, что сама Мадонна то ли боится ехать в Россию, то ли никогда об этом и не помышляла и, что все это грандиозная афера, которая могла бы сравниться с нарицательной панамой.

Вообще же ожидание нашей общественностью заграничной поп-дивы сравнимо разве что с ожиданием администрации города N ревизора из Санкт-Петербурга.

Возможно, все нестыковки, вся неопределенность с местом и временем выступления мировой мега-звезды - следствие характерной для нас российской неразберихи. А, может быть, это хорошо продуманная и тонко просчитанная пиар-кампания.

Не исключено, кстати, что мы имеем дело с тем и другим. И потому уже не важно: с чем именно мы имеем дело.

Важно и любопытно другое. Любопытна собственно сама Мадонна. И еще более интригующе выглядит мифологическое облако, на котором к нам скоро явится Она.

Правду сказать, это не облако, а плотная туча, что прольется (или не прольется) над Москвой потоками ураганной поп-музыки и не менее ураганной поп-хореографии.

Но и это не самое интересное. Занимательнее всего наша потребность в такого сорта и масштаба ураганах. Боюсь, что она поднимается из неподконтрольных нам глубин массового подсознания.

...Вот основные вехи славного пути сорока восьмилетней королевы мирового шоу-бизнеса. В начале 80-х появившиеся на рынке ее первые синглы мало кого впечатлили. Ее "сольники" ограничивались выступлениями в ночных клубах больших и малых городов Америки. Ее популярность исчерпывалась популярностью среди тинейджеров. Ее крикливый вокал и столь же крикливая одежка неизменно становились предметом насмешек и ернического глумления со стороны попсового истеблишмента.

Бритни Спирс - вот кем она была для того времени. Но в отличие от Бритни Мадонна не удовлетворилась положением идола несовершеннолетних. Она стала искать и пробовать другие образы. В одних видеоклипах представвлялась простодушной панк-девчонкой, в других нахальной оторвой. И даже попыталась было занять на мифологическом олимпе освободившееся после кончины Мэрилин Монро место самой желанной в мире блондинки. Но время уже было другое, вкусы и пристрастия расслоились, дифференцировались. Требовалась друга приправа, более перченная. Потому у Мадонны так и не получилось в то время стать общим знаменателем.

Потерялась она и на престижном фестивале Live Aid. Не снискала славы в фильме "Шанхайский сюрприз".

Переломным событием в ее жизни стал клип к композиции "Like A Prayer" из одноименного альбома. В нем были кадры, вызвавшие бурю негодования в католической Америке: охваченные пламенем кресты, героиня, приникающая губами к ногам чернокожего человека, и плещущая через край эротика.

Клип произвел впечатление: церковь сочла себя оскорбленной, верующие - тоже. Спонсорская компания Pepsi вынуждена была разорвать соглашение с певицей, что только подлило масла в огонь скандала. У нее затем последовали шоу, по ходу которых исполнительница, как свидетельствовали критики, занималась "убедительной имитацией мастурбации". Названия самых успешных ее альбомов "Erotica" и "Bedtime" красноречиво говорят об их содержании.
Скандал стал путеводной звездой для Мадонны. Его рецепт предполагает наличие, как минимум, двух ингредиентов - бьющая через край эротика и церковная атрибутика. Их соединение и дает тот эффект, который принято сравнивать с эффектом разорвавшейся бомбы.

Такие бомбы особенно действенны в сочетании с запретами на выступления и на трансляции шоу. А если к тому же поднимается волна протестов, манифестаций, уличных беспорядков, то волна успеха самого поп-идола делается еще выше, что собственно мы и наблюдаем в ходе нынешнего мирового турне Мадонны.

В чем нельзя отказать мегазвезде, так это в классе ее шоу. Где-то в 90-е годы был снят документальный фильм "В постели с Мадонной". Ничего такого постельного в ленте не было. Были запечатлены вперемежку с фрагментами концертов и студийных записей репетиции бесконечные препирательства примадонны со своими сотрудниками. Но и из этого скопища случайных подробностей было видно, что артистка трудится, не щадя живота своего. Известно, кроме того, что она изрядно поработала над развитием своих небогатых вокальных данных, чтобы получить роль Эвы Перон в мюзикле "Эвита" Эндрю Ллойда Вебера и Тима Райса. Так что девушке теперь есть что завернуть в фантик под названием "Скандал".

Но главное, что в него завернуто, так это мифологизированное естество человека, может быть, и мало приглядное, но зато реальное.

Есть масса охотников считать, что герои и героини массовой культуры - это исключительно продукты некоей всесильной и неостановимой пиар-машины, наподобие той, что напускает дым во время выступления эстрадных исполнителей. "Охотникам" кажется: довольно ударить по рукам, тех, кто стоит у рычагов и тумблеров такой машины, и производство этих продуктов остановится.

С тем же успехом можно было надеяться, что и языческие божества - результат сознательной работы древней команды пиар-технологов.

Если бы...

Нам бы осознать, что мы живем в сложно-пересеченном пространстве, где язычество, мифология, религия и искусство не просто - соседи или враги, но и кровные родичи. Отсюда многие исторические коллизии. Религия уж сколько веков старается размежеваться с язычеством, и чего только для этого ни делала, а все не выходит до конца. И потому Церковь злится на Масскульт, ревнует к Масскульту, который можно счесть прямым наследником языческой по своей природе мифологии. В свою очередь массовая культура истово дразнит религиозные институты.

Искусство же по мере возможностей цивилизует мир суеверий и болезненных фантазий.

Вольно или невольно Мадонна в себе и собой смешивает и перемешивает святое и дьявольское, языческое и религиозное. Она ад презентует как рай.

Может, и прав Гилберт Честертон, сказавший: "Вся суть, все дело в том, что для человека естественно поклоняться. Пусть идол суров и уродлив - молящийся добр и прекрасен".

Может и правда человек, склоняясь, ощущает, что он стал выше...

Может, в этом ее, претенциозной блондинки, оправдание. А что до осуждений поп-идола, поношений, проклятий и анафем в его адрес, то их более, чем довольно было и еще больше пребудет, к коим я бы возможно и присоединился, если не понимал, насколько это бессмысленно.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

http://www.rian.ru/authors/20060906/53558950.html

06.09.2006 г.


Док. 300189
Перв. публик.: 06.09.06
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 336

  • Богомолов Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``