В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новый телесезон с низкого старта Назад
Новый телесезон с низкого старта
Телеканалы рванули с места в карьер, расталкивая друг друга локтями. И "Россия", и Первый начали с высокорейтинговых ледовых феерий в одном формате и со сходными фамилиями "Танцы на льду" и "Звезды на льду". В ответ на недоуменные вопросы телекритиков о разительном сходстве программ, их создатели говорят одно: конкуренция.

Да, конечно, конкуренция. Но уж больно она выглядит нездоровой. В том числе и в прямом смысле этого слова. То есть травмоопасной.

Еще не начались шоу, но уже на тренировках случился звездопад. И опять же в прямом смысле этого слова. Наши небожители стали шлепаться на лед, который, как известно, не только скользкий, но и твердый. Сошел с дистанции, не выйдя на нее, Андрей Малахов. Инвар Калныньш и Алексей Пиманов покинули соревнование с серьезными ушибами. Последний повредил спину, первый - колено. Лика Креймер продолжила борьбу с болью в кисти. Рисковая чемпионка мира Мария Бутырская, по слухам, вышла на лед в интересном положении и вынуждена была покинуть проект со слезами на глазах. А народная артистка РФ Татьяна Догилева со скачущим давлением и с мольбой в глазах уговаривала судей и зрителей дать ей низкие оценки, чтобы все для нее уже закончилось. Жюри ее не пощадило, наградило высокими баллами. Насколько гуманными окажутся телезрители, увидим в ближайшую субботу.
Кроме того, без сострадания и замирания сердца невозможно следить за тем, как держится на коньках "мент" Дукалис (артист Сергей Селин) с "Улиц разбитых фонарей". Как он приподнимает партнершу, переворачивает ее через себя и... не удержавшись, плюхается на нее.

Честно говоря, танцы на льду в обоих проектах иногда напоминают "цирк на льду". Было такое шоу на манеже. Это когда разных зверушек ставили на коньки, и они демонстрировали умение скользить по льду. Некоторым из них удавалось прокатиться на двух лапах. Наибольший восторг вызывали медведи, медведицы и медвежата. Именно потому, что им, увальням, было труднее прочих.

Зрители бурно аплодировали, но не столько самим "фигуристам", сколько их дрессировщикам.

"Дрессировщикам" с Первого и с "России", всем нашим великим мастерам фигурного катания тоже есть, за что поаплодировать, и воскликнуть "браво", и прокричать "бис". Как и тем, впрочем, кто в здравом уме и трезвой памяти - я имею в виду звезд театра, кино и шоубизнеса -- рискнули сменить амплуа.

Но вопрос о "нездоровой конкуренции" все равно остался. Он, пожалуй, не столько юридического толка, сколько этического свойства.

Понимаю, что разговоры об этике применительно к каждодневной практике ТВ также уместны, как советы врача делать припарки покойнику. И все-таки этика, хотя и неписаный закон в современной цивилизации, но она - закон.

Тут стоит, пожалуй, сделать экскурс в историю вопроса.

В прошлом сезоне из многочисленных развлекательных шоу наиболее удачным оказался лицензионный проект на второй кнопке "Танцы со звездами". Танцевали профессионалы бального танца с дилетантами в этом деле, но большими мастерами в иных сферах деятельности. Зрелище получилось азартным и довольно эстетичным. Рейтинги рванули под облака. То был чувствительный щелчок по амбициям Первого канала, который не без основания считал себя законодателем мод на развлекательном поприще. Казалось, что "Россия" разовьет успех, и последуют "Танцы со звездами-2", а затем - три, четыре, пять, шесть... Но канал неожиданно решил сменить танцевальный паркет на ледовый каток. Драматургическая фабула осталась прежней: с десяток дуэтов, пятерка судей (тоже достаточно звездных), SMS-голосования зрителей, убывающая раз в неделю слабейшая пара и та же красивая пара ведущих - джентльмен Юрий Николаев и, наконец-то, "выбившаяся в люди няня" Вика Прутковская (она же - Анастасия Заворотнюк, выбившаяся в большие актрисы).

Едва "Россия" начала анонсировать свою ледовую эпопею, как Первый запустил в эфир свои рекламные ролики с Татьяной Тарасовой, и стало понятно, что два телевизионных монстра сошлись на одной достаточно узенькой, к тому же неверной дорожке. И что бодаться и бодаться им на ней аж до Нового года.

Довольно скоро выяснилось, что и правила игры в эфире Первого примерно те же, что и на второй кнопке. Только дуэтов побольше, имена партнеров погромче, каток помасштабнее, свет поярче, звук постереофоничнее, самореклама понастырнее, а в остальном, прекрасная маркиза...

На упреки и укоры в заимствовании идеи менеджеры Первого отвечают, не моргнув глазом: а у нас мысль сделать эффектное ледовое шоу возникла еще в пору Зимней Олимпиады в Турине. Именно тогда руководство канала обратило внимание на значительный рейтинговый потенциал фигурного катания.

Но одно дело зрительский "потенциал" зрелища. Другое: сюжетная конструкция, которая строится рядышком с точно таким уже воздвигнутым сооружением. Это еще похоже на известный прием в предвыборной политтехнологии: когда в список кандидатов рядом с фаворитом ставится его однофамилец, чтобы несколько запутать электорат, в крайнем случае, просто поставить подножку сопернику.

Разумеется, уровень соперничества двух главных федеральных каналов был и в прошлом году достаточно высоким. И раньше они не могли поделить форматы и звезд. Помянем удвоение в эфире Петросяна с его "Кривыми зеркалами", а также клонирование судебных шоу -- "Федеральный судья" (Первый канал) и "Суд идет" ("Россия"). Но ведь был пример и поиска альтернативного решения попсового зрелища. На Первом -- "Фабрика звезд", сработанная на базе реалити-шоу с привлечением знатных мастеров шоу-бизнеса, на "России" - "Народный артист", конкурс, сделанный с опорой конкурсантов на собственные вокальные и артистические силы.

Теперь же девиз: чем подобнее, тем вернее.

А что вернее?

Вернее то, что массовый зритель неизбежно станет путать каналы, каждый из которых так настаивает на своей особости и исключительности. Это при определении зрительских симпатий с помощью автоматических датчиков отчетливо видно, какой из каналов сколько набрал очков. А в подсознании миллионов при той стилистике конкуренции, которую мы сегодня наблюдаем в отечественном эфире, разница между соперниками стремительно стирается, и они все больше кажутся сиамскими близнецами.

Свое дело делает и реклама, показ блоков которой явно синхронизируется на ведущих телеканалах. В этой ситуации массовое подсознание не так уж и склонно обращать внимание на логотипы телекомпаний. Там лед, здесь лед; там звезды, здесь звезды. Разница между юрмальской "Новой волной" и сочинскими "Пятью звездами" в том, что там Пугачева с Паулсом, а здесь Киркоров с Кобзоном.

Но, может быть, в этом стирании видимых граней между самыми могущественными кампаниями есть некоторый потаенный умысел? Может, это психологическая подготовка населения и оправдание в его глазах слияния двух каналов в одну полноводную магистраль? Может быть, мы возвращаемся через такую вот конкуренцию к теории и практике Центрального Телевидения (ЦТ)?

Почему нет, если сплошь и рядом сливаются промышленные компании, финансовые корпорации и политические партии.

Тем более, что новый телесезон - это сезон нового цикла предвыборных кампаний, по ходу которых ТВ суждено стать главным рычагом по управлению демократией.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

http://www.rian.ru/authors/20060913/53821109.html

13.09.2006 г.


Док. 300190
Перв. публик.: 13.09.06
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 360

  • Богомолов Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``