В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иосиф Сталин - суперстар Назад
Иосиф Сталин - суперстар
Сталина становится все больше и больше в отечественном медиапространстве. С появлением сериала "Сталин. Live" (предполагается, что будет показано в эфире НТВ около полусотни серий) его станет совсем много. Пожалуй, так много, как давно не было.

Дело, впрочем, не в рейтинге упоминаемости этого персонажа и не в объеме присутствия его на экране. Короче, дело не в количестве Сталина, а в его качестве. Причем, я имею в виду не эстетическую сторону телевизионного сочинения. Она-то как раз вне критики - настолько ничтожен результат в художественном отношении. Речь идет об идейно-политическом качестве начинания, предпринятого создателями сериала.

До этого Сталина нам продавали по телевизору главным образом в розницу.

Год или два назад Василий Пичул (автор знаковой и знаменательной в свое время картины "Маленькая Вера") представил довольно обширное документальное полотно "Сталин. Некоторые подробности частной жизни". Там была речь о том, каким заботливым семьянином был отец всех народов. Да, он был очень занят на работе: пришлось столько расстрельных списков подписать, рука могла отсохнуть (и, таки, отсохла), но над трупом жены (застрелившейся) рыдал, со спившимся сыном Васей (генерал-лейтенантом авиации двадцати пяти лет отроду), был по-отечески суров, с дочкой Светланой (впоследствии бежавшей заграницу) трогательно заботлив - приставил ей охрану, баловал вниманием, но не подарками в виде шмоток и косметики; особенно следил, чтоб та не носила иностранных кофточек. Как-то ехал на дачу, так по дороге захватил двух голосующих девушек, и ничего с ними не сделал... Желудок у него был плохой, стул неважный... Все это не может не располагать к человеку, каким бы он ни был жестоким тираном.

Голый Сталин не в переносном, а в прямом смысле - это штука посильнее не только "Фауста" Гете, но и поэмы Горького "Девушка и смерть", о которой всуе поминают любовники.

Впечатление об этой темной стороне жизни великого генералиссимуса скрасил в какой-то степени документальный фильм "Смерть Сталина. Последний свидетель". Этот фильм - одиозная величальная вождю. Не утруждая себя доказательствами и аргументами авторы внушают нам, что этот палач и душегуб - чист перед Богом.

Помнится, как в одном из выпусков "Русского взгляда" поэт Станислав Куняев в своем стихе о вожде позвал покойника на царство. Тогда же нам показали какого-то скульптора, который из воска слепил лежащего гробу мумию генералиссимуса, этого спящего красавца.

Значит, будет, что при случае внести в Мавзолей. Впрочем, почему в Мавзолей? Спящего красавца, этого суперстар можно было бы оживить и поставить на Мавзолей.

Отчасти этим и заняты создатели проекта "Сталин. Live". Их намерения отчетливо прокламированы в заглавии. Переведем его на русский: "Живой Сталин".

Вот собственно, почему мне кажется, что сам проект следует рассматривать не как беллетристическое произведение, а как некую общественно-политическую акцию.

Как на практике реанимируется покойный вождь?

У инициатора проекта господина Любомирова довольно значительный опыт работы над шоу в формате "реалити". В России он его - родоначальник. "За стеклом" - это его работа. Первый опыт оказался страшно рейтинговым. Успех его некоторое время держался на двух извращениях: эксгибиционизм (для участников зрелища) и вуайеризм (для телезрителей). Все это довольно скоро приелось. Следующие "Застеколья" кончились бесславно. Последний подвиг Григория Любомирова - "Рублевка. Live". Это не "реалити-шоу", но нечто такое, что сработано под "реалити-шоу". В данном случае, можно сказать, была позаимствована метода.

Она позаимствована и для построения зрелища о Сталине нашем, родном и любимом.

Задумка, как бы в том, что человек, у которого вся страна была "под колпаком", сам со своими мыслями, сомнениями и соображениями оказывается "под колпаком" у страны.

Если бы?...

Ну, хорошо, сталинскую дачу нашпиговали жучками и оснастили многочисленными видеокамерами. Допускаю, что к каждой извилине головного мозга вождя прилепили по датчику. Предположим, череп вождя стал прозрачным, как аквариум. И что же мы видим и что же мы слышим?

Видим по большей части крупным планом самого вождя с наслезненными глазами, а слышим такого рода умозаключения: "Зачем я себя назвал Сталиным? Затем, чтоб я был, как стал".

Видим и слышим, как он читает притчу об Аврааме, у которого Бог попросил в качестве жертвоприношения любимое дитя. Это стальной Сталин зачел к тому, чтобы обосновать свое решение уничтожить плененного немцами сына Якова, который, к слову сказать, не был любимым сыном Сталина, а заодно и миллионы и чьих-то других плененных сыновей.

Библейские проекции в сериале не случайны. Давид Гиоргобиани, исполнитель главной роли в сериале, которого любители кино со стажем помнят по фильму "Покаяние", где он сыграл жертву сталинского режима, в беседе с журналистом прямо сказал, что Сталин "имел веру через семинарию", имел пятерку по Евангелию и получил повеление от Матери божьей победить Гитлера. И исполнил его. По сему актер считает, что "Сталин. Live" - продолжение "Покаяния". Также, видимо, считает и господин Любомиров. Они видят своего героя спасителем человечества.

Судя по всему библейские мотивы в сериале служат чем-то вроде оснований для реабилитации товарища Сталина. Еще немного его и мучеником признают. Уже с подачи Проханова.

***

Оказалось в очередной раз, что сыграть, как на инструменте, на человеке ничуть не легче, чем на флейте.

Реальный Сталин, как его ни крути, увяз в бездне бесчеловечия. К нему не стоит приближаться с художественным заданием, если ты - не Шекспир и не Достоевский. Или, по крайней мере, не Радзинский. Иначе рискуешь стать орудием этой самой Бездны. Что отчасти и произошло с господином Любомировым.

Хорошо еще, когда "орудиями" пытаются быть такие неумелые и неталантливые ребята, как Гильденстерн и Розенкранц.

По последним данным службы Гэллапа рейтинг "Сталин. Live" приближается к ничтожно малой величине. Может, до весны "живой Сталин", все-таки, не доживет?..

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

http://www.rian.ru/authors/20070119/59345892.html

19.01.2007 г.


Док. 300208
Перв. публик.: 19.01.07
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 382

  • Богомолов Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``