В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вожди и духовные авторитеты. Почувствуйте разницу Назад
Вожди и духовные авторитеты. Почувствуйте разницу
К 75-летию Андрея Тарковского


В последнее время то ли от того, что сгустились в весеннем календаре круглые даты крупных мастеров культуры (Ростропович, Капица, Чуковский, отец и сын Тарковские), то ли по какой другой причине, участились разговоры о пользе духовных авторитетов в обществе. На эту тему даже было сделано телевизионное шоу, где вопрос, как водится в подобного рода спектаклях, был поставлен ребром: "Нужны ли в России духовные лидеры?"

Выяснилось, что нужны, но не всем. Во мнениях разошлись люди культуры. В значительной степени по тому, что склонны смешивать понятия "духовный лидер" и "политический вождь".

Иногда их смешивала сама жизнь. Как во благо нациям (Ганди, Неру, Гавел), так и во зло им (Сталин, Гитлер). Но сегодня в мире что-то не видно примеров совмещения столь высоких должностей. Наверное, в этом есть своя правда. Или, по крайней мере, логика исторического процесса. Не случайно же в христианском мире уже несколько веков как светская власть отделилась от власти духовенства. У католических пап и первых лиц европейских государств разные сферы компетенции.

В 91-м с благими намерениями писатели, артисты и режиссеры бросились в политику, но от этого она ни стала моральнее, чище, светлее.

Ну а то, что сегодня нередко путают божий дар с яичницей, то есть духовных лидеров с ньюсмейкерами из мира шоу-бизнеса и шоу-политики, так это, увы, неизбежные сопутствующие обстоятельства процессу массовизации человеческого сообщества.

Человеку, помимо неба над головой и солнца в космосе, надобны свечи, факелы и фонарики.

Племенам надобен вождь.

Нациям - общенациональный образец духовного величия.

Но хорошо это или плохо, такого лидера, чтобы один - на всех, и, чтобы один - за всех до одного, в наши времена не находится.

Скажут: "А Солженицын?". Достойная кандидатура, но и с ним многие не согласны.

Как многие возражали против лидерства Андрея Тарковского при его жизни. И не только советские функционеры, коим это велела их богиня - госпожа идеология.

Впрочем, о чем мы говорим. Духовных лидеров не выбирают и тем более не назначают. К ним прислушиваются и приобщаются.

...Телевидение отметило 75-летие Тарковского, как и следовало ожидать, показом его фильмов.

Фильмы Тарковского не связаны с наружной реальностью; они к ней привязаны. Как прикреплены стропами к земле до поры до времени - до момента взлета - большие и малые воздушные шары.

"Иваново детство" - печально грозный реквием по душе человеческой.

Когда экран затопляет сновидение Ивана, историческая конкретность реальной войны уступает место войне ирреальной: между личным и надличным.

Сновидения теснят явь. А последняя в свою очередь дырявит сновидческие пейзажи то чернотой колодца, то обугленным деревом.

"Андрей Рублев" - череда катастроф и возрождений.

Автобиографический фильм "Зеркало", снятый следом за "Рублевым", антибиографичен по построению. Детство существует одновременно со зрелостью. Зеркало в фильме не удваивает реальность, оно ее сгущает.

Планета Солярис не множит нравственность, она ее концентрирует. И все разновременное и разно пространственное собирается в одной точке. Призраки материализуются, и избавиться от них нет никакой возможности: они реальнее и прочнее любой реальной и сверхпрочной материи. Вблизи Соляриса нравственность ни на секунду не отстает от рассудка. Ее не отогнать, не задушить, не расстрелять, не аннигилировать.

Солярис - зона насыщенной, концентрированной целостности бытия. В "Сталкере" эта зона расположена на Земле. Она так и называется: "Зона". Она засекречена и огорожена. Ее посещение - нелегальное и рискованное предприятие. Оно требует от человека, вступающего на ее территорию, внутреннего преображения, воссоединения в себе инстинкта и разума.

В "Ностальгии" мир распадается, рассыпается беззвучно... Под акомпонимент сочащейся воды.

Мир водоточит - это один из самых навязчивых мотивов в фильмах Тарковского. Природа истекает водой. Как живое существо кровью. Жизнь, живое становится беднее, прерывистее, дискретнее...

Навязчивой идеей главного героя как раз и становится непрерывное действие - пересечение с зажженной свечой бассейна святой Катерины.

Идею он реализует с третьей попытки. Это сцена-метафора - что-то вроде молитвы о непрерывной жизни.

Поэт Арсений Тарковский, чьи стихи звучат с экрана на свой лад замаливает дискретность своего бытия:



"Я свеча, я сгорел на пиру,

Соберите мой воск по утру,

И подскажет вам эта страница,

Как вам плакать и чем вам гордиться,

Как веселья последнюю треть

Раздарить и легко умереть

И под сенью случайного крова

Загореться посмертно, как слово".



Но это все разговоры и заговоры. Стихи, мольба, магия красоты, волшебство музыки, непогасшее пламя свечи - это все не решение вопроса нескончаемого бытия, это не спасение от небытия.

На пороге бездны небытия безумец зовет человечество вернуться к той точке, откуда началось движение по ложному пути, который и привел к отчуждению человечности, к обособлению нравственности, к разрыву с будущим.

По случаю юбилея были продемонстрированы документальные ленты о режиссере и его творчестве. Делились воспоминаниями о нем его друзья и знакомые. Кто ограничивался дежурными словами, кто счел своим долгом намекнуть на романтические с ним отношения. Но главное - это поминальные сюжеты в информационных программах.

Если о Мастере вспомнили во "Времени", в "Вестях", а также в "Новостях", значит, он со своими фильмами пригодился быстротекущей и неверной Повседневности. Это то, чего ему не хватало при жизни. Не хватало признания "здесь и сейчас". Он из тех, кто сочинял, создавал, мучаясь над вечными вопросами бытия, свои послания до востребования, и желал немедленного, сиюминутного отклика. Желал его страстно и потому страшно переживал невнимание критики, косые взгляды коллег, размолвки с друзьями, недоброжелательство сильных мира Сего. Вернее, Того - советского.

Когда он ушел и от Бабушки, и от Дедушки, и от Серого Волка - Советской власти, то остро почувствовал зависимость от Лисы-бюрократии международных кинофорумов. Второстепенная награда на первостепенном западном фестивале его терзала не меньше, чем идеологическая травля на Родине. Сегодня-то можно точно сказать, что дело было не в скверном характере Мастера и не в его болезненном тщеславии. Дело было в его ощущении трагического разрыва между Вечностью и Повседневностью.

Разрыв с годами только увеличился. Чем была удобна Советская власть для художника? Свою внутреннюю несвободу можно было списывать на внешние ограничения, накладываемые режимом, цензурой. Тарковский в последние годы жизни был лишен этой возможности. И он с достоинством выдержал испытание, которое оказалось впоследствии непосильным для большей части советских художников.

Нынешняя Повседневность, полоненная поп-культурой, утилизировала непреходящего Тарковского. И вот в каком смысле. Во-первых, нет более востребованного продукта, чем история о непризнанном и затравленном при жизни пророке, к тому же изгнанном из своего отечества.

В жизни Тарковского есть все: и талант от природы, и драматизм непонимания, и заведомая несправедливость, и разлука с отчим домом, и катарсис признания, хотя бы и посмертного. Частная история покоится на фундаменте подсознательного мифа о его Величестве Успехе, который не просто является результатом безотчетной, необъяснимой любви и поклонения народных масс, но санкционирован свыше. Его триумф - от Бога, а не от толпы. И не от власти. В сюжетах новостных программ 4-го апреля этот мотив превалировал, подчеркивался.

Во-вторых, нам "нонешним", коим всегда "ну-тка", лестно оказаться современниками и соплеменниками великого человека. Ведь Тарковский - в ряду с Бергманом, Висконти, Феллини... - легендарными мастерами второй половины ХХ века. Ну, кто еще из отечественных кинематографистов этой поры мог бы вклиниться в когорту избранных европейцев... Он - предмет национальной гордости среднестатистического великоросса и объект штудий недюжинных интеллектуалов всех стран и во все времена. Он - фрагмент общенациональной идеи, если таковая имеется. Его уважают, чтят, почитают, иные перед ним преклоняются, для иных он давно и навсегда - икона. Его имя стало знаком и даже знаменем высокой культуры, великой духовности.

Он нам льстит, и мы ему льстим, почти истово. Но едва ли любим как родного. Как Шукшина или как Высоцкого. Все-таки, он как планета Солярис - далекая, притягательная и безжалостная.

Но подсказать, как нам плакать и чем нам гордиться могут только его фильмы, страницы которых мы перелистываем раз в пять лет к юбилейным датам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

http://www.rian.ru/authors/20070406/63197077.html

06.04.2007 г.


Док. 300229
Перв. публик.: 06.04.07
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 331

  • Богомолов Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``