В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Праздник неуехавших Назад
Праздник неуехавших
Юрий Башмет рассказал о своем необычном турне


Только один концерт дал в Южно--Сахалинске камерный ансамбль "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета. Зал, полчаса скандирующий "Браво!" и не желающий отпускать дорогого гостя. Обычный теплый прием не совсем обычного турне, которое проходит под эгидой "Российской газеты". А между салоном самолета и залом филармонии - чашка кофе и попытка маэстро осмыслить гастроли.

О творчестве

- Часто, представляя наш коллектив, называют цифры: если сложить все гастрольные дороги нашего коллектива, то получится, что мы 35 раз обогнули земной шар по экватору, в Уфе дали свой тысячный концерт... Я решил таким образом отпраздновать 15-летие своего коллектива. Идей было несколько: сыграть юбилейный концерт в Москве, сделать турне по европейским столицам. Но победил вариант тура по российским городам. Это как праздник Новый год. В Москве уже многие отмечают его только в ресторанах. Но я считаю, что праздновать его лучше дома. Поэтому и мы решили отметить свою дату дома.

Получилось масштабно - ни в российской, ни в советской истории подобные проекты не осуществлялись. 42 концерта по 39 городам во всех регионах страны. Начали с города Сочи (и очень статусно - перед олимпийской конкурсной комиссией, олимпийскими чемпионами), проехали юг, в том числе и мою родину - Ростов-наДону, затем Урал, Сибирь, Владивосток, Южно-Сахалинск, Хабаровск. Конечно, никаких гонораров не хватит, чтобы оплатить самолет с тридцатью оркестрантами и четырьмя большими инструментами. Поэтому не обошлось без поддержки административного ресурса и спонсоров.

У нас девять программ. Это нужно для того, чтобы самим не надоело, не терялась свежесть. Если она потеряется, у нас не будет ощущения импровизации, а у публики - впечатления, что она слышит живую музыку.

Среди программ есть облегченные - Моцарт, а есть необлегченные - Шнитке, Шостакович... Подготовленность публики определяем по главному признаку: есть ли в городе симфонический оркестр. У вас есть? Замечательно! Значит, можно выбрать программу посложнее. Какую? Часто мы узнаем это буквально перед выходом на сцену.

Еще надо разобраться, кому больше приносит наслаждения это невероятное турне - публике или нам. Может и нам - судя по тому, как нас принимают и какие невероятные подарки дарят. Представьте себе картину: поезд прибывает в Волгоград, семь часов утра, очень холодно и ветрено... Мы, поспавшие только три часа после вчерашнего концерта и замечательного ужина, выходим на перрон. И вдруг песни, пляски - нас встречают казаки. Мне вручают шашку, где посередочке, на клинке - стакан водки. Он там еле держится, а надо выпить, чтобы не упал. Да еще телесъемка идет. Я справился и возгордился собой...

Что у нас в стране творится! В Екатеринбурге меня приняли в члены Биттлз--клуба, а в Барнауле - в пионеры. Там в отеле, прямо в здании, где мы жили, казино. Девушки-крупье ходят в миниюбке и в пионерских галстуках. Там мне подарили значок и пионерский галстук!

О коллективе

Что это значит - 15 лет совместной жизни... У меня был ансамбль этого же жанра и с этим же именем. Но это было время, когда появилась возможность, не ругаясь с властью, уехать официально из страны. В своей не было денег или не было товара, а чаще - и того, и другого. Поэтому музыканты, обученные в нашей консерватории (а это на несколько уровней выше, чем в других консерваториях земного шара), начали разбегаться. Рушилась многолетняя работа и готовые произведения, которые могли стать лучшими в истории записи... Это было обидно, потому что каждому новому музыканту, даже при том, что он владеет инструментом и талантлив, потребуется три-четыре месяца притирки - такая специфика. Это не симфонический оркестр в 100 человек, в котором, если семь человек не явятся, другие придут и будут прекрасно работать.

Это было время, когда грузинский камерный оркестр нашел себе приют в Германии, а "Виртуозы Москвы" Владимира Спивакова - в Испании. Мы соблазнились небольшим теплым старым французским городом на море - Монпелье... Перед выездом все дружно проголосовали, что это не навсегда, а только на три года (как и сказано было в моем контракте с мэром города), но через несколько месяцев все дружно захотели стать французами. Статус оркестра менялся, я переставал быть единоначальником в оркестре, который создал. А сам я никуда не собирался переезжать. Дошло до ссоры с местной администрацией и развода с коллективом. Оркестр рассыпался. Люди не пропали, да и не могли пропасть - там были концертмейстеры из оркестра Мравинского, из Киева, лауреаты международных конкурсов. Все устроились там на работу - кто на очень хорошую, кто на средненькую. Я же отстоял название "Солисты Москвы", в моем распоряжении остались и 80 зарубежных концертов, которые были запланированы. Для менеджеров не имело значение, с кем я приеду, они предпочитали даже, чтобы я давал сольный концерт.

Я зарекся не создавать оркестр и таким образом просуществовал месяц, но тут Нина Дорлиак, супруга Рихтера, сказала: у нас много талантливой молодежи, вы ей нужны. Забудьте все обиды и начните все сначала. В новый оркестр я набрал студентов консерватории, теперь, спустя 15 лет могу сказать, что все оказались замечательными людьми. Видите женские лица? Их всего три - они пришли взамен тех, которые по объективным причинам покинули за эти годы коллектив. И этот юбилей, что мы сейчас отмечаем, я называю "праздником неуехавших".

О корнях

В последнее время все чаще стало звучать: "Я - гражданин мира". Есть литераторы, которые так себя позиционируют. Мол, творчество зависит только от человека, а не от того места, где он живет. Может быть, я покажусь вам радикальным, но считаю, что смена страны сказывается на таланте в худшую сторону. Это немцу все равно, где жить - у себя или во Франции, а русский человек - мельчает и обезличивается. И надо быть Ростроповичем, чтобы не потерять душевной, кровной связи с Родиной... Мы не виделись 12 лет, а при встрече он рассказал мне, где я был и что делал все эти годы. Он следил за моим творчеством, как, впрочем, и за творчеством других.

Я на такое не способен. Я - русский человек и могу творить, только ощущая свои корни здесь.


http://www.rg.ru/printable/2007/05/04/reg-dvostok/bashmet.html

Опубликовано в Российской газете (Дальний Восток) N4357 от 4 мая 2007 г.



Док. 300349
Перв. публик.: 04.05.07
Последн. ред.: 05.05.07
Число обращений: 277

  • Башмет Юрий Абрамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``