В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Спасибо: Российские приоритетные национальные проекты. Что это такое? Назад
Владимир Спасибо: Российские приоритетные национальные проекты. Что это такое?
Реализуемые в России приоритетные национальные проекты иногда предлагают рассматривать как политико-идеологический сигнал обществу о главных приоритетах развития - образование, здравоохранение, строительство жилья, развитие сельского хозяйства. И еще демография.
Предполагается, что это позволит решить насущные российские проблемы - катастрофическая демография, резкое снижение качества трудовых ресурсов, глубокая региональная неоднородность, социальное расслоение.
Национальные проекты, как полагает Д.Медведев - это способ совершенствования государственного управления. Сочетание политического приоритета и проектной формы организации работы позволяет добиться взаимодействия на федеральном, региональном и местном уровнях. Реализация приоритетных проектов привела к переходу к долгосрочному планированию и бюджетированию.
То есть это своеобразная школа госуправления.
Что же сейчас стало понятным уже в начальных классах этой школы?
Вновь ярко проявилась наша страшная беда - коррупция. Чиновничество верно себе всегда и во всем.
Другая проблема, которую отмечают многие специалисты - эффективность проектов. Отсутствует инфраструктура, что приводит подчас к формализму в выделении средств и контроле за их использованием, припискам и т.п.
А, главное - социальный аспект национальных проектов превалирует над экономическим. Между тем весьма серьезным направлением мировой эволюции становится тенденция роста эффективности экономики.
Как же добиться роста ее эффективности?
В последнее время, да и прежде, было много споров о степени участия государства в экономической и социальной жизни общества.
С одной стороны известно, что в рыночной экономике можно обнаружить небольшое число весьма быстро растущих компаний, которые обеспечивают основной прирост новых рабочих мест. Что, естественно, снижает социальную напряженность, обеспечивает ресурсы для борьбы с бедностью.
В то же время наличие острых форм социального неравенства требует перераспределения общественного богатства. А, значит, изъятия части (подчас существенной) доходов этих компаний. Затрудняя им этот самый быстрый рост.
С одной стороны, налоги нужны. С другой - налоги вредны. Все дело - в дозе. До какого-то предела - лекарство. А потом - яд.
Мы наблюдаем процессы огосударствление ряда отраслей российской экономики. Вероятно, замысел состоит в накоплении ресурсов для модернизации экономики в целом. Скажем, по французскому рецепту.
В послевоенной Франции задачи восстановления экономики, ее модернизации, реконструкции старых и создание современных отраслей производства, ускорение темпов экономического роста и преодоление отставания от уровня производства других развитых стран - повлекли разработку активной долгосрочной государственной экономической политики.
Одним из важнейших направлений государственной экономической политики был объявлен принцип избирательности, положенный в основу концепции "полюсов роста".
Приоритет отдавался отраслям тяжелой промышленности, химической промышленности, общему машиностроению, нефтепереработки, атомной энергетике, электронике и др. То есть отраслям с высокой добавленной стоимостью.
Был реализован достаточно успешно ряд последовательных планов развития в 1947-1980 гг. Но воздействие мировой конъюнктуры на экономику страны, укрепление позиций крупного капитала обусловили постепенный отказ от концепции "дирижизма".
В последние годы к ней вновь решено вернуться. Путем формирования и стимулирования развития инновационного сектора французской экономики; реформы рынка труда с целью придания ему большей гибкости; защиты национального капитала от попыток поглощения зарубежными компаниями; разработки и проведения новой налоговой политики. Основным приоритетом нового курса явилось стимулирование развития наукоемких технологий и инновационной сферы.
Государство взяло на себя роль организатора, координатора и главного инвестора в реализацию крупных национальных проектов.
При президенте Франции был создан Высший научный совет для выработки общих рекомендаций и мониторинга деятельности научно-технического блока.
Основным координационным органом стало Национальное агентство исследований.
Учреждено Агентство по новейшим промышленным разработкам.
Другими проектами занимается министерство по обустройству территорий.
Национальное агентство исследований присвоило 67 технологическим проектам статус "полюсов конкуренции".
6 из этих проектов могут стать мировыми лидерами в своих областях.
Это развитие нанотехнологий для использования в электронике, медицине и биосистемах; создание телекоммуникационных систем с повышенным уровнем защиты информации; биологические исследования, в том числе создание новых вакцин, новых методов химического анализа и диагностики; информатика, в том числе разработка сложных защищенных систем управления компьютерными и телекоммуникационными системами; авиация и космонавтика, создание современных транспортных систем; медицина, фармакология и разработки новых методов лечения.
К ним могут добавиться непищевое использование сельскохозяйственной продукции; молекулярная хирургия, генная инженерия, онкология; изучение моря, рыболовство и судостроение; сельское хозяйство, лесоведение, защита окружающей среды; разработка современных технологий в сфере мультимедиа; развитие атомной энергетики и др.
Реализация новой промышленной стратегии должна дать возможность французской экономике существенно увеличить темпы роста, противостоять утечке промышленного капитала в страны Азии и Восточной Европы, добиться завоевания новых рынков сбыта благодаря созданию новых конкурентоспособных товаров и технологий.
Как видим, во Франции национальные проекты носят структурный характер и направлены на сохранение и усиление конкурентоспособности страны на мировом рынке за счет развития наукоемких технологий и инновационной сферы.
В России же национальные проекты носят в основном социально-ориентированный характер. Это обусловлено необходимостью смены системы социального страхования.
В свое время в Германии была создана система дифференцированного, в зависимости от рода занятий, социального страхования. Она предполагала введение отдельных программ социального страхования для различных групп занятости, чтобы не допустить формирования общих интересов на классовой основе, поддерживая вместо этого разделение интересов различных социальных групп в зависимости от рода занятий.
Подобную модель принято считать корпоративно-консервативной, ориентированной на общественные различия по сословному либо по профессиональному принципу. Эта модель распространена в ряде европейских стран. Нечто подобное, разумеется, со своей спецификой, есть в Японии.
В этой модели государство несет ответственность только за выдачу социальных пособий, то есть за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги.
Существует также система классического социального либерализма, позволяющая правительству обеспечивать гражданам лишь необходимый прожиточный минимум за счет всеобщей выплаты единообразных пособий для всех, кто находится у черты бедности. Это либеральная система предусматривает адресную социальную помощь наиболее обездоленным.
Большинство членов общества целиком зависит от рынка, наиболее бедное меньшинство - от государства. Последнее берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наиболее слабых и обездоленных слоев населения. Социальные программы в большей степени формируются на основе частного страхования, а не из средств государственного бюджета.
Государство стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов.
Этой стратегии отдают предпочтение в Великобритании, США, Австралии. Негативный опыт такой политики имеется в России. От которой мы и пытаемся уйти.
Другой пример - Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, опережающие по индексу развития человеческого потенциала Германию, Италию, Францию. Они являются лидерами развития, ориентированного на реализацию способностей человека. Им удалось сочетание экономической эффективности и социальной справедливости.
В последние годы Швеция вынуждена делать определенные шаги в сторону неолиберальной политики и соответствующих социальных стандартов. Тем не менее, основные завоевания социал-демократической модели сохраняются.
При этом шведская модель работает на базе рыночной экономики: 95% предприятий - частные, и именно они обеспечивают рост производства. Государственный сектор производства меньше, чем в Италии или Франции (единые государственные системы электрической сети, железных дорог, ядерной энергетики, телекоммуникаций и т.д.)
Швеция имеет свои авиастроение, ядерную энергетику, две национальные автомобильные компании, развитую отрасль по производству вооружений, две фармацевтические компании, а также телекоммуникации с высоким уровнем технологии. При этом Швеция зависит от внешней торговли - объем ее экспорта составляет 40% ВВП.
Основные методы регулирования - правовые и экономические. Государство разрабатывает необходимые законодательные нормы, способствующие развитию той или иной отрасли, предоставляет льготы перспективным направлениям, а главным инструментом проведения такой политики является государственный бюджет.
В северных и южных регионах страны условия для развития экономики различные. Поэтому с помощью трансфертов правительство создает менее развитым северным муниципалитетам равные условия для предпринимательства.
Государственный сектор, включающий национальное правительство и местные органы самоуправления (муниципалитеты и областные советы), имеет широкий круг полномочий. В него входят образование, трудоустройство и промышленная политика, уход за больными и престарелыми, социальное обеспечение, защита окружающей среды и многое другое.
Для реализации этих полномочий государственным органам необходима часть общенациональных ресурсов, получаемых ими в виде налогов. Уровень налогов в Швеции высок. Но при этом основная часть собранных средств возвращается налогоплательщикам в форме различных выплат и услуг. И состоятельные граждане охватываются теми же социальными программами, что и бедные. Поэтому состоятельные слои Швеции мирятся с очень высокими налогами.
Система проста для реализации в общенациональном масштабе, не требует дополнительных бюрократических структур и не практикует "положительной дискриминации" бедных слоев. Формирует общность интересов между классами и различными по уровню доходов социальными группами. Именно эта политика позволяет создавать в обществе основы для социальной солидарности граждан, принадлежащих к различным социальным группам. Это важно для России, где опыт социального партнерства невелик, а традиции социальной конфронтации до сих пор сильны.
Многие специалисты полагают, что в России на смену либерально-рыночному курсу должна придти социал-демократическая политика. Провозглашение приоритетных национальных проектов социальной направленности будто бы символизирует этот переход.
Но не будем забывать, что России приходится решать одновременно две противоречивые, конфликтующие задачи - стимулирование быстрого экономического роста и гармонизация социальной сферы.
И там, и там нужны деньги. А где их взять? Каковы наши ресурсы?
Да все те же, традиционные:
Нефть. Газ. Энергетика (ГЭС, АЭС). Лес.
Сюда можно отнести туризм. Сельское хозяйство.
Это, если угодно, наши "дойные коровы". Которые также надо "кормить, чтобы было молоко". А уже "молоком" выпаивать растущие инновационные отрасли.
И французская, и шведская, и любые другие модели государственного регулирования экономического роста базируются на эффективном частном бизнесе, способном нести еще и социальную нагрузку.

Развитие эффективного частного бизнеса требует прежде серьезных государственных инвестиций в инфраструктуру. Очень серьезных. И длительных. В том числе инновационную.

А собственно экономика должна бы оставаться рыночной, конкурентной. Экспортно-ориентированной.

Поэтому огосударствление целых отраслей экономики вряд ли будет благотворно влиять на реализацию приоритетных национальных проектов

Одним словом, учиться приходится на ходу. И надо побыстрее это делать.

Владимир Спасибо
2007-05-10
www.nasledie.ru
viperson.ru

Док. 301758
Перв. публик.: 10.05.07
Последн. ред.: 27.10.10
Число обращений: 1653

  • Спасибо Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``