В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Рябов: Дето-нация Назад
Андрей Рябов: Дето-нация
Пока взрослые политики учат роли, написанные политтехнологами, силу набирают бескомпромиссные молодежные движения

Деятельность молодежных организаций и движений различной политической направленности продолжает приковывать к себе всеобщее внимание. Это во взрослой политике царствует невообразимая скука. Политические деятели из партии власти излучают почти искренний оптимизм, а их критики из оппозиции протокольно поносят "режим" за антинародный курс. Но вся эта картина, лишенная внутренней динамики, не имеет никакого отношения к реальным проблемам страны, которые не только не решаются, но лишь накапливаются. В молодежной среде все по-иному: кипят настоящие страсти, и уличные столкновения уже такие, что кости трещат.

Вот и в первое празднование Дня народного единства, проходившее в форме официально заорганизованных мероприятий, заметный "оживляж" внесли радикальные националисты. Они так увлеклись темой борьбы с нелегальными иммигрантами, которую сделали центральной для своего шествия, что по его завершении, разбившись на мелкие группы, стали проявлять очевидную готовность немедленно приступить к решению этой общегосударственной задачи.

Политика, как и природа, не терпит пустоты. Если проблемы не решаются властными институтами, то в обществе рано или поздно возникает запрос на прямое действие. И именно в молодежной среде подобный запрос находит наибольший отклик. А эта среда сегодня, как никогда за последние 15 лет, предрасположена к политизации. Казалось бы, социально-экономическая ситуация в стране, чья экономика вроде бы бурно растет на мощных потоках нефтедолларов, несравнима с той, что была в России в начале 90-х годов прошлого века. Однако тогда, в эпоху всеобщей нищеты и острого политического противостояния реформаторов и коммунистов, все попытки вовлечь в политику молодежь заканчивались ничем. Та упорно предпочитала другие занятия. Благо, несмотря на тяжелое социально-экономическое положение, возможностей попробовать себя в различных сферах деятельности было предостаточно.

Сейчас иное дело. Соблазнов вокруг, до которых вроде бы рукой можно дотянуться, много, а вот социальные лифты, позволяющие продвигаться к заветной цели, не работают. И это касается не только тех, кто не получил ни хорошего образования, ни востребованной на рынке профессии и кого принято причислять к маргиналам, но и учащихся и выпускников приличных вузов, если у них нет соответствующих "лап", помогающих добиться последующей творческой самореализации. Для активной, добивающейся самоутверждения части молодежи выбор дальнейшего пути становится весьма узким. Вхождение в политику в этих условиях - один из вполне вероятных вариантов. Вот и ширятся ряды различных молодежных политизированных объединений, многие из которых не очень-то принимают в расчет рекомендации идеологически близких "взрослых" политических организаций.

Можно возразить, что не стоит переоценивать значение молодежной политической поляны, что и здесь, как и в мире большой политики, ситуация находится под плотным контролем знающих людей из президентских структур. Внешне оно вроде бы так и есть. "Правильные" парни из числа "Наших", "евразийцев" и прочих провластных молодежных групп активны и явно пытаются заполнить собой все пространство. Только не получается. Как ни стараются кремлевские политтехнологи и "группы поддержки" из правоохранительных органов сократить количество несистемных оппозиционеров и уменьшить их влияние, а ряды, например, буйных и склонных к демонстративным акциям лимоновцев не только не редеют, но и продолжают расти.

Попытки же поиграть на ныне популярных национал-державнических настроениях, создавая сверху и поддерживая соответствующие молодежные группировки, по меньшей мере рискованны. Хотя логика подобных действий вроде бы и выглядит вполне убедительной: раз не получается вытеснить эти настроения, значит, надо взять их под контроль, чтобы вырвать инициативу у несистемных уличных ксенофобов и погромщиков. Однако практика чаще всего опровергает эту логику. В один день, когда таких "правильных" националистов станет слишком много, они могут послать своих учредителей и опекунов куда подальше, резонно смекнув, что представляют настоящую силу. Так что организовать и структурировать молодежное политическое пространство по взрослому образцу все равно не получится. В том-то его специфика, что в отличие от профессиональных политиков, знающих толк в умении идти на "разумные соглашения с окружающей действительностью", молодые люди предпочитают бескомпромиссность и нонконформизм. А ненаказанное насилие, особенно в молодежной среде, со временем неизбежно порождает ответное насилие.

И чем больше в нашей политике будет имитаций - имитации дискуссий, деятельности, решения проблем, - тем очевиднее эта бескомпромиссность станет перерастать в политический радикализм, универсальным правилом которого является формула "победитель получает все", а выбор средств, применяемых для достижения цели, не имеет принципиального значения. Если же вовремя не внести изменения в большую политику, в кратер насилия в короткий срок может затянуть всю страну, ибо недовольных по разным темам и поводам у нас много.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2005/83/01.html
07.11.2005



Док. 302304
Перв. публик.: 07.11.05
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 329

  • Рябов Андрей Виленович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``