Андрей Рябов: Что общего между Путиным и ГандиНазад
Андрей Рябов: Что общего между Путиным и Ганди
О последних шагах к парламентаризму
При большом желании, наверное, можно расценить принятый Госдумой во втором, ключевом чтении законопроект, разрешающий партии, победившей на выборах в региональный парламент, выдвигать кандидата в губернаторы, как шаг в направлении парламентаризации российской политической системы. Наряду с другими подобными шагами - такими, как закон о парламентских расследованиях или поправки к закону "О правительстве Российской Федерации", разрешившие членам кабинета министров одновременно входить в руководство тех или иных политических партий.
Очевидно, что за всеми этими изменениями стоят влиятельные силы в верхах, которые хотели бы предложить такой сценарий решения "проблемы-2008", при котором действующий президент Владимир Путин мог бы "уйдя" остаться лидером страны, но в ином официальном статусе. Например, главы правительства или "освобожденного" лидера правящей партии, какими в старой, советской системе были генсеки КПСС или какой, например, сейчас в Индии является глава правящего Индийского национального конгресса Соня Ганди.
Разумеется, подобные метаморфозы возможны лишь в том случае, если правительство и парламент превратятся в главные центры власти. Но, судя по принятому Думой законопроекту, процесс парламентаризации и партизации системы носит скорее имитационный характер.
В первую очередь потому, что в конечном итоге за президентом останется конечный выбор - соглашаться с предложением партии или же предлагать ЗакСу свою кандидатуру для утверждения.
То, что партийных номинантов может быть два или больше (принятый законопроект это предусматривает в случае, если победителями стали сразу несколько партий), реально ничего не меняет. Возникающий таким образом плюрализм выдвижений не противоречит монополизму в принятии окончательного решения, остающегося за главой государства.
Имитационный характер очевиден и потому, что у победившей партии не будет реальных рычагов воздействия на политику губернатора и его администрации, контроля за их деятельностью. Дело в том, что в субъектах Российской Федерации действуют те же президентские системы, что и на общенациональном уровне, только в миниатюре. Они отводят региональным парламентам роли скромных младших партнеров губернаторской власти. Но именно в реальной подотчетности исполнительной власти представительному органу, в зависимости от него и заключается суть парламентской системы.
Имитационный характер нового закона подтверждается еще и тем, что под понятием "победившая партия" подразумевается, скорее всего, одна "Единая Россия". Если же случится невероятное и победит какая-то другая партия, то не исключен прецедент, который уже имел место в современной политической практике. Когда неожиданно начинается исход наиболее влиятельных депутатов-победителей в ту же "Единую Россию".
Но и единороссы, по крайней мере в их сегодняшнем виде, не смогут возглавить движение в направлении парламентаризации и партизации даже на местном уровне. Для того чтобы эти процессы набирали силу, победившая партия должна стать настоящим мотором политических изменений. Но "Единая Россия" создавалась совсем для других целей, и уж точно не для того, чтобы что-то самостоятельно решать или брать на себя какую-то ответственность. Ее цель - лишь в одобрении решений, которые принимаются извне.
Так что в любом случае парламентаризация получается иллюзорной, и понятно почему. Ведь задача состоит не в том, чтобы на основе парламентаризации создать более гибкую и сбалансированную систему институтов власти и использовать ее для более представительного учета общественных интересов при выработке политических решений. Задача носит жестко утилитарный характер - не меняя сути властных отношений, найти такие институциональные механизмы, которые позволили бы без особых потерь и издержек решить "проблему-2008".