В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Рябов: Учителя получили от правительства новую указку Назад
Андрей Рябов: Учителя получили от правительства новую указку
Федеральная целевая программа развития образования до 2010 года, принятая правительством, предусматривает переход школ на самоокупаемость

Вскоре после новогодних праздников правительство объявило, что с начала 2006 года российским учителям будут платить аж на целую тысячу рублей больше за классное руководство. И почти одновременно с этим радостным известием проинформировало граждан о принятии Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года. Среди прочих высот, которые отечественному образованию предстоит взять, был обозначен и постепенный переход образовательных учреждений к экономической самостоятельности.

Прибавка педагогам особых комментариев не требует. Рост тарифов на коммунальные услуги поглотит ее, а российским учителям просто придется дополнительно вкалывать за уже ранее достигнутый уровень благосостояния. А вот переход к экономической самостоятельности неизбежно обернется ростом коммерциализации образования, а это в условиях низкого уровня жизни существенно ограничит большинству населения доступ к получению современных знаний.

В истории с образовательными инициативами проявляется двойственный подход российской власти к социальной политике. С одной стороны, навеянный глубоким оптимизмом пиар - и зарплаты растут, и невиданные ранее инвестиции в рамках национальных проектов направляются на развитие социальной сферы. А с другой - рост экономической самостоятельности образовательных учреждений за счет населения, навязывание тем, кто не может платить, услуг врачей общего профиля, которые, очевидно, будут иметь и самые общие представления о болезнях, встречающихся у человека.

Правда, суть этой второй линии не в экзотических инновациях вроде спонсорских взносов родителей и ограничении пребывания в больничном стационаре 5 днями. Она в другом - в попытках государства избавиться от ответственности за состояние социальной сферы. В том, чтобы после того, как отшумит очередная избирательная кампания и будут "освоены" средства на национальные проекты, радикально сократить бюджетные расходы на социальные нужды.

Вот и получаются две реальности. Одна красивая, медийно-пропагандистская, другая - суровая, предназначенная для реальной политики.

Те же противоречия ярко видны и на политике по отношению к науке. С одной стороны, разрекламированное повышение зарплат ученых. А с другой - бюджетные расходы на научные исследования в процентном выражении остаются на том же уровне, что и в прежние годы. За реформой Академии наук просматривается стремление ловких парней побыстрее запустить в коммерческий оборот значительную часть ее огромной собственности.

Но для этой второй, реальной политики в области здравоохранения, образования, науки и культуры нередко можно услышать и такое обоснование. Дескать, сейчас еще не время для неоправданных трат. Вот накопим в результате превращения России в "великую энергетическую державу" достаточно средств, а потом направим их на создание новых передовых отраслей и предприятий, развитие здравоохранения, образования и науки. И тогда Россия непременно станет частью современной цивилизации по всем параметрам! Для убедительности сторонники этих подходов ссылаются то на нынешний Китай, то на опыт других стран Дальнего Востока, в свое время осуществивших жесткими авторитарными методами успешную социально-экономическую модернизацию.

Звучит все это пафосно и на первый взгляд даже убедительно. Но, увы, имеет весьма отдаленное отношение к действительности. Например, в Южной Корее модернизация во многом и стала столь успешной, что одной из самых престижных и высокооплачиваемых профессий была профессия школьного учителя.

И дело здесь не в специфических азиатских подходах, противоречащих современным либеральным экономическим принципам. Просто, как показывает мировой опыт последних десятилетий, модернизации только тогда бывают успешными, когда их целью являются не абстрактные проекты типа удвоения ВВП или превращения страны в великую энергетическую державу, а рост благосостояния и качества жизни обычного человека. И когда их мерилом становится расширение, а не сужение доступа этого обычного человека к достижениям современной цивилизации, в первую очередь в области образования, здравоохранения и коммуникаций. Пока же наша страна успешно конкурирует с наиболее развитыми мировыми державами по количеству миллиардеров, а своим учителям прибавляет по тысяче рублей к ежемесячному жалованью, можно быть уверенными - никакая реальная модернизация нам не грозит.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/02/12.html
16.01.2006



Док. 302316
Перв. публик.: 16.01.06
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 317

  • Рябов Андрей Виленович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``