В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Рябов: Граждане, которым параллельно государство Назад
Андрей Рябов: Граждане, которым параллельно государство
Даже Илларионов призвал к "гражданскому неучастию" в делах нынешней корпоративной госмашины

Что-то новое, едва уловимое начало проклевываться в российской общественно-политической жизни. Из уст отдельных представителей политического класса разного калибра стали раздаваться суждения о целесообразности создания нового общества, параллельного власти и государству. А экс-советник президента по экономике Андрей Илларионов, недавно с шумом ушедший в отставку, призвал к гражданскому неучастию в делах нынешнего, корпоративного государства.



Нетрудно догадаться, что такое неучастие на практике будет неизбежно вести к этому самому параллельному обществу. В этих подходах - скрытое признание невозможности влиять на политику через существующие институты и процедуры, включая и выборы. Как, впрочем, и реакция на бессилие антисистемной оппозиции с ее эпатажными уличными акциями. И в данном случае уже не важно, что является причиной бегства - жесткий и продолжающий усиливаться контроль государства над политической жизнью, ведущий к постепенному исчезновению всех автономных игроков, или безразличие и социальная апатия общества. Важна констатация.

Однако понятие "параллельное общество", будучи довольно неясным по содержанию, само по себе вызывает разные "параллели", прежде всего истозрические. О параллельном обществе говорили в годы нацистской оккупации бойцы польского некоммунистического сопротивления. Но это явно не наш случай, поскольку там это была форма партизанской войны с захватчиками.

Сегменты параллельного общества, существовавшие в годы брежневского застоя, гораздо ближе и понятнее. Диссидентура, уход в частную жизнь, во внутреннюю эмиграцию и поиски работы - естественно, непрестижной, где контакты с государством были бы сведены к минимуму. Правда, тогда еще было массовое движение клубов самодеятельной песни (КСП), которое объединяло не просто желающих приятно провести время у лесного костра под гитару, но во многом сторонников альтернативного образа жизни, отвергавших конформизм, официальную пошлость во всех ее проявлениях.

Ничего подобного, по крайней мере в таких масштабах, в современной России нет. Зато есть многое другое, создающее гораздо большие, чем в брежневскую эпоху, возможности для автономного от государства житья-бытья. Все-таки в стране за последние 15 лет сложилось полурыночное или почти рыночное общество. И в этом обществе, несмотря на усиливающееся стремление государственного аппарата все взять под контроль, сохраняется довольно много сфер, живущих в автономном режиме: часть бизнеса, художественное и научное творчество, индустрия развлечений.

Конечно, эта автономность относительна. Бизнес, как и сфера развлечений, свободен в определенных пределах, да и то не всегда, а творческую деятельность государство все чаще пытается разделить на "правильную", "полезную" и - соответственно - нехорошую, бесполезную. Но тем не менее спрятаться в этих сферах вполне реально. И даже, наверное, неплохо (в материальном смысле) существовать.

Есть и своя диссидентура. Причем, в отличие от советского времени, даже элитная. И это не только заключенный в тюрьму опальный олигарх Михаил Ходорковский, но и люди, внешне выглядящие вполне системными, как, например, бывший премьер Михаил Касьянов. Он вроде бы не делает ничего такого, что находилось бы в противоречии с существующей системой, если не считать, конечно, неудачного опыта на ниве партийного строительства, однако в интеллектуальном, информационном плане ведет себя как типичный диссидент, постоянно не соглашающийся с властью.

Есть и другие бывшие, которые вообще предпочитают не светиться, время от времени встречаясь в закрытом режиме с доверенными журналистами и высказывая им свои мысли по поводу нынешних политических реалий. Мысли эти потом становятся известными и более широким кругам.

Но при всем при том эти автономные от государства сегменты окружающей жизни не являются еще параллельным обществом. У них нет ни объединяющих организационных структур типа КСП, ни даже элементарных горизонтальных связей и общих морально-этических принципов. Сможет ли возникнуть параллельное общество в условиях современной России?

Вопрос остается открытым. Скептики, наверное, скажут, что уровень индивидуализма, подкрепленный к тому же разнообразными средствами информационных технологий, позволяющих "выживать" поодиночке, не оставляет параллельному обществу никаких шансов на успех. Оптимисты, напротив, возразят, что дело здесь лишь в поиске некой общественной идеи (точнее, даже проекта), которая смогла бы объединить разнородный социальный материал, преобразовав его в гибкие, отвечающие духу эпохи сетевые формы параллельного общества. Если они правы, то остается только ждать появления такой идеи. Желающие поучаствовать, скорее всего, все же найдутся. Или кто-то объявит конкурс на такой проект?

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/07/10.html
02.02.2006



Док. 302318
Перв. публик.: 02.02.06
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 317

  • Рябов Андрей Виленович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``