В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Рябов: У России может не остаться выборов Назад
Андрей Рябов: У России может не остаться выборов
В бывших советских республиках

Приближающиеся выборы в постсоветских государствах - президентские в Белоруссии и парламентские в Украине - снова возвращают нас к теме российской политики в отношении стран ближнего зарубежья, которое в последнее время все больше отдаляется от России.



Процессы, происходящие на постсоветском пространстве, трудно измерить какой-то одной меркой и представить с помощью простенькой схемы - как борьбу "наших" с "ненашими", с "ихними". Прежде всего потому, что народы этих стран, научившиеся жить в условиях новых реалий и построившие свои национальные государства, ныне мучительно ищут ответа на вопрос: как жить дальше, к чему стремиться, когда само по себе независимое существование уже стало обыденностью? Бессмысленно пытаться решать эти вопросы за народы постсоветских государств, навязывать им свой выбор - они должны его сделать сами.

Очевидно, что поиски лучшего будущего не будут подобными движению по прямой. С одной стороны, после трудного периода адаптации к изменившимся условиям жизни практически повсеместно ощущается стремление к переменам, к такому социальному устройству, которое давало бы возможности для большей свободы, роста благосостояния и справедливости. Тем более что и экономический рост, который после долгих лет упадка и депрессии сегодня наблюдается в подавляющем большинстве постсоветских государств, подхлестывает человеческие потребности. То, что совсем недавно было пределом мечтаний - относительная стабильность, ощущение, что хуже не будет, - сегодня уже не воспринимается как верх желаний.

Это, к примеру, в недавнем интервью вынужден был признать даже последний авторитарный правитель в Европе - президент Белоруссии Александр Лукашенко, согласившийся с тем, что в управляемом им государстве он многим надоел. Но, с другой стороны, есть и желание элит, пришедших когда-то к власти под знаменами стабильности, оставить все как есть, пугая людей тем, что все перемены - непременно к худшему.

И есть вполне объяснимое, если не смотреть на политику с позиции романтических иллюзий, стремление крупных международных игроков - России, США, Евросоюза - сохранить свое влияние в постсоветских государствах или, напротив, распространить его там.

Конечно, самое простое решение (именно этой линии и придерживаются российские верхи) - сделать ставку на сохранение у власти знакомых, проверенных "парней", с которыми вместе прошли тяжелые 90-е гг., которые связаны с московскими элитами тысячами нитей взаимопереплетающихся интересов. Или воспользоваться неудачами новых властей, как в Украине, и постараться помочь вернуться к власти старым и "надежным" партнерам. У этого подхода есть своя логика.

В российских коридорах власти до сих пор бытует стойкое убеждение, что постсоветское - это почти Россия, ведь все мы "вышли из одной шинели". И если в России народ проявляет спокойствие, внешнее удовлетворение стабильностью и нежелание перемен, то так же должно быть и у соседей. И нечего им шуметь, требовать большего, поскольку все равно лучше не будет, да и у нас своими "цветными революциями" могут вызвать только лишь ненужное смятение умов.

Есть и иные - внешнеполитические - мотивы: мол, Запад хочет вытащить постсоветские страны из-под влияния России, поэтому надо стремиться оставить там все как есть. Вот когда Запад одумается и откажется от своей политики делать все России назло, тогда мы и поддержим перемены на постсоветском пространстве.

Беда такой логики в том, что она полностью игнорирует логику развития самих постсоветских государств. Так уж получается, что, в отличие от официальной Москвы, народы этих стран зачастую не хотят ждать. Да и надежды на то, что вот побузят и одумаются, - тоже призрачны. Опыт всей мировой истории показывает, что после бурных перемен полного возвращения к прежним порядкам не бывает никогда.

И как бы ни были разочарованы многие украинцы правлением "оранжевых" властей, та прежняя кучминская Украина уже не вернется никогда - как бы ни старались повышать градус напряженности вокруг действий нынешнего украинского президента, будь то необдуманная блокада Приднестровья, ведущая к обострению напряженности, или же стремление поскорее провести референдум о членстве Украины в НАТО. Зато неизбежная смена элит на постсоветском пространстве, приход к власти тех, для кого общее советское происхождение наших стран уже не будет иметь особого значения, при продолжении нынешней российской политики, нацеленной на сохранение status quo, обернется для России неизбежной потерей влияния.

Так не лучше ли уже сейчас отказаться от "инвестиций" в прошлое, а делать их в будущее, попытавшись налаживать диалог с представителями новых политических сил в этих странах? Понимая при этом, что они уже никогда не будут "задворками" России, как казалось еще в 90-е годы, что у них есть свои, не всегда совпадающие с российскими, интересы и видение собственного будущего. Да и забывать о том, что Россия - тоже часть постсоветского пространства, а, стало быть, процессы, в нем происходящие, рано или поздно затронут и нас, тоже не стоит.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/19/15.html
16.03.2006



Док. 302335
Перв. публик.: 16.03.06
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 275

  • Рябов Андрей Виленович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``