В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Рябов: Иванову все по свисту Назад
Андрей Рябов: Иванову все по свисту
Судя по всему, он последний поймет, что ближе к выборам настало время заигрывать с обществом, которому надоело пускать власть в зону своих личных интересов

Широко распространенное мнение, что российские чиновники абсолютно независимы от общества, наверное, все же нуждается в уточнении. Размышления такого рода неизбежно возникают в связи с недавним решением Алтайского краевого суда, отменившего на минувшей неделе приговор Олегу Щербинскому, который ранее был обвинен в том, что именно по его вине в результате автокатастрофы погиб бывший губернатор Алтая Михаил Евдокимов.

Пересмотру судебного решения, как известно, предшествовала волна протестов автомобилистов, прокатившаяся по многим крупным городам страны. Конечно, на это предположение можно возразить: мол, приговор отменили не потому, что общественность бурлила, а потому, что могущественные силы вмешались. Тут и спикеры обеих палат российского парламента выразили несогласие с решением суда отправить Щербинского в колонию-поселение, и "Единая Россия" неожиданно встала на его защиту.

И в качестве дополнительного аргумента для возражений можно еще привести пример другого рода: в те же самые дни министр обороны Сергей Иванов проявил полное пренебрежение к общественным оценкам его деятельности, назвав 10 тысяч подписей, собранных правозащитниками за его отставку, "художественным свистом". Мол, сидит глава военного ведомства настолько высоко и прочно, что ему никакие протесты не страшны.

Безусловно, не нужно игнорировать тот факт, что у Иванова позиции в российской властной иерархии покрепче, чем у алтайских судей. И забывать о том, что по делу Щербинского в верхах не было единства, тоже не стоит. Однако при всем этом не следует торопиться с далеко идущими выводами. То, что "Единая Россия" и спикеры вдруг решили вступиться за простого водителя, вовсе не свидетельствует об их особом человеколюбии. Просто по мере приближения к думским выборам партия власти, которая привыкла беспрекословно голосовать за решения всякого рода начальства - федерального и местного, все острее начинает ощущать дефицит общения с простыми людьми.

Безусловно, административный ресурс власти и государственная пропагандистская машина не подведут, но надеяться только на них все же слишком рискованно. Поэтому как тут не вспомнить о забытых обещаниях - быть "народной защитницей". Как говорится, что бы такого сделать хорошего. И вот подворачивается подходящий повод - за протестными акциями в защиту Щербинского стоят ведь массовые настроения. И на их волне снова всплыла тема раздражающих миллионы сограждан мигалок, следующих на автодорогах только одному правилу - езды без всяких правил.

Неслучайно единороссы в Думе поставили вопрос о законодательном ограничении количества автомобилей, имеющих право на мигалку. Однако не будь за всем этим действительно массовых акций протеста по всей стране, не стали бы прокремлевские парламентарии рядиться в тогу "друзей народа". Вот челноки, например, никак не отреагировали на введение в жизнь новых таможенных правил, фактически ставящих под угрозу саму возможность дальнейшего существования их бизнеса. Поэтому никто из власть имущих за них и не вступился, не стал стоять в пикетах и вызывать на думский "ковер" сочинивших эти правила министров. Логика проста: раз проглотили подобное решение - значит, не такое оно и плохое. Ничего - помучаетесь, да и привыкнете.

Впрочем, и с министром обороны тоже не все так просто. Всячески показывая крутость и демонстрируя обществу, что он этому обществу не по зубам, министр все-таки попытался, не теряя вельможного лица, подсластить пилюлю, с помпой объявив, что с 2007 года призывники будут служить в армии 1,5 года, а с 2008 года - всего 12 месяцев. Дескать, чего шуметь-то по поводу дедовщины. Можно и потерпеть столь короткий срок.

Словом, и здесь какая-то попытка отреагировать на общественные протесты, хоть чем-то задобрить публику заметна. Хотя это и сделано в весьма странноватой форме, ведь великодушие Иванова получилось не очень убедительным. Выяснилось, что ценой сокращения сроков службы будет ликвидация большинства отсрочек. Да и сделано это заявление было вскоре после того, как военное ведомство ошарашило общественное мнение утверждением, будто трагедия с рядовым Сычевым произошла не потому, что над ним издевались, а потому, что у него было слабое здоровье.

Однако на практике это означает лишь одно: министр, без сомнения, причисляющий себя к касте недосягаемых для какого-либо контроля, вместе с управляемым им ведомством создают своими действиями лишь поводы для новых недовольств и протестов, которые, по-видимому, не заставят себя долго ждать. Ведь это он уверен в своей недосягаемости, а общество, по крайней мере его значительная часть, похоже, не хочет так думать.

Так что наша политическая жизнь, несмотря на очевидное многообразие и противоречивость, тем не менее подтверждает старую истину: в любом обществе власть вольна делать все что ей вздумается, но лишь настолько, насколько граждане позволяют ей это делать. И Россия при всей своей специфике - не исключение.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/22/13.html
27.03.2006



Док. 302336
Перв. публик.: 27.03.06
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 320

  • Рябов Андрей Виленович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``