В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Рябов: Будем жить по-Брежневу Назад
Андрей Рябов: Будем жить по-Брежневу
Путину предлагают занять пост генсека в 2008 г.

Высокопоставленные российские политики и чиновники публично озаботились вопросом о том, чем же будет заниматься президент Путин после 2008 года. После ставших уже привычными обращений к главе государства с настоятельными просьбами внять голосу разума и остаться на своем посту на третий срок, в последнее время стали звучать и новые идеи.

По-видимому, до многих стало доходить, что президент, уже неоднократно заявлявший об этом на разные аудитории, не хотел бы переизбираться в 2008 году. Стало быть, надо искать иные, более изящные варианты. Вот председатель Госдумы Борис Грызлов привлек внимание общественности заявлением, что Владимир Путин вновь может вернуться в Кремль, но уже в результате президентских выборов 2012 года, поскольку действующая Конституция России запрещает главе государства занимать свой пост лишь больше двух сроков подряд.

А вот совсем недавно заместитель руководителя президентской администрации Владислав Сурков туманно намекнул на то, что в "обозримой исторической перспективе" в России может появиться "партийный" президент. Это дало повод наблюдателям предположить, что в таком случае Путин после ухода с президентского поста может стать официальным лидером - генсеком или председателем - правящей партии, сохраняя тем самым реальный контроль над ситуацией в стране. Подобная модель хорошо известна по брежневским временам, когда генеральный секретарь ЦК КПСС, долгое время не занимая никаких высших государственных постов, фактически был "директором Советского Союза".

Впрочем, всплеск активности околовластных политиков в отношении перспектив нынешнего президента вызван вовсе не заботами о его трудоустройстве, а нарастающим беспокойством о своем собственном будущем. Проблема в том, что сложившаяся в современной России политическая система носит ярко выраженный персонифицированный характер. В ней так и не сложились ни стабильные институты, ни твердые правила и процедуры, гарантирующие проигравшим группам влияния сохранение их интересов в бизнесе и политике в случае возникновения неблагоприятного для них расклада сил вокруг нового президента.

Проигравший может потерять все. Эта простая истина, становящаяся важнейшим фактором политики, в момент конституционной передачи власти создает серьезную угрозу устойчивости всей политической системы России вне зависимости от достигнутого уровня стабильности и высоты нефтяных цен. Это обстоятельство кардинальным образом отличает нашу политику не только от западных демократий, но даже и от однопартийных систем Китая и Вьетнама, где переход власти от одних групп к другим в рамках правящих коммунистических партий регламентируется жесткими правилами и процедурами, гарантирующими "уходящим" сохранение их интересов.

У нас же по мере приближения дня передачи власти все верхушечные группы полностью переключаются на борьбу за место под новым солнцем, окончательно забывая о том, что у них есть хотя бы формальные обязательства перед обществом. Придуманный для того, чтобы разрешить эту драматическую коллизию, институт преемничества не может снизить драматический и расшатывающий устойчивость всей системы накал борьбы между разными верхушечными группами. Найти идеального преемника, который и управлять страной без угрозы съезжания к катастрофе был бы способен, и одновременно являлся бы приемлемой фигурой для различных верхушечных групп, оказывается трудноразрешимой задачей. По крайней мере стабильности, которой так гордится нынешняя властная элита, подобная формула власти не добавляет.

Кстати, и опыт российской истории это подтверждает. Переход к процедуре передачи власти по назначению, введенный при Петре Великом, когда уходящий император сам выбирал себе престолонаследника, а не оставлял по традиции трон старшему сыну, в ХVIII веке вверг страну в более чем тридцатилетний период верхушечных смут и дворцовых переворотов. Сейчас, конечно, иная эпоха, но сложности проблем обеспечения стабильности, связанных с проектами преемничества президентской власти, это не снимает.

Отсюда и возникает у некоторых представителей правящей верхушки идея успокоить политический класс: мол, смена хозяина Кремля не обернется для обитателей политического олимпа неизбежной потерей влияния, власти и денег. Дескать, не беспокойтесь, уважаемые господа начальники. Нынешний президент никуда не денется. Он останется где-то рядом, на подстраховке, то ли на партийной работе, то ли в каком-то ином статусе. Важно, что он всегда будет готов снова взять бразды правления в собственные руки, если незадачливый преемник не сможет справиться с управлением страной и опрокинет долго создававшиеся балансы сил в верхах.

Да и идея партийного президента может оказаться как нельзя кстати. Если нынешняя административная вертикаль власти демонстрирует неэффективность в плане реализации управленческих решений центра, то почему бы не подкрепить ее по старинным советским рецептам еще и партийной вертикалью? Так-то оно надежнее будет.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/49/18.html
03.07.2006



Док. 302356
Перв. публик.: 03.07.06
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 303

  • Рябов Андрей Виленович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``