В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Рябов: Российские власти не хотят лишиться двойственности Назад
Андрей Рябов: Российские власти не хотят лишиться двойственности
Накануне саммита G-8 западным лидерам показывают и толерантность, и мускулы

Противоречия в словах и делах - вещь достаточно распространенная в российской политике. И к ней уже привыкли как наши соотечественники, так и иностранцы. Однако в преддверии саммита "Большой восьмерки" эта противоречивость, кажется, бьет все рекорды.

С одной стороны, активно демонстрируются образцы открытости и толерантности. Президент Путин на "гражданской восьмерке" публично дискутирует на различные темы с правозащитниками и прочими представителями НПО. Конечно, скептики по традиции назовут это событие перформансом или имитацией. Но многие участники встречи потом найдут состоявшееся обсуждение "полезным".

В одном зале и опять же в присутствии президента России собираются представители многочисленных конфессий. Среди них - главный раввин Израиля и один из иранских аятолл. Этих религиозных лидеров сегодня, наверное, трудно представить находящимися на одной конференции в каком-либо другом городе земли. Словом, чем Россия не Запад!

Но, с другой стороны, российские политики разных рангов, близкие к ним пропагандисты и комментаторы словно соревнуются между собой в раскрытии коварных планов империалистов против нашей страны и в доказательствах того, что Россия - особая страна, в которой, как выясняется, народу и деньги-то не совсем нужны. Можно было бы объяснить столь расходящиеся векторы ориентированностью на разные политические рынки. Демонстрация терпимости и готовности к диалогу - это для Запада, а игра мускулами и демонстрация готовности в любой момент дать отпор - уже для соотечественников.

Однако события вокруг саммита не вмещаются в столь простое объяснение. Когда заместитель руководителя президентской администрации Владислав Сурков начинает убеждать зарубежных журналистов, что российские политические порядки почти как западная демократия, только суверенная, - это уже "для них". И когда другой высокопоставленный кремлевский чиновник Игорь Шувалов предупреждает западных лидеров, что посещение их представителями конференции "Другая Россия", которую собирают лидеры оппозиции, будет расцениваться как недружественный шаг, - эти слова тоже направлены "туда". Скорее всего, столь противоречивые сигналы, посылаемые из кабинетов высокого начальства, отражают некоторую нервозность кремлевских обитателей. Если все будет по плану и главы ведущих индустриальных стран не станут отклоняться от заранее согласованной повестки саммита, в которой главное - это проблемы энергетической безопасности, то они и дальше встретят в России открытость, дружелюбие, плюрализм мнений. Но если начнут встречаться не с тем, с кем надо, делать заявления не о том, о чем нужно, тогда, как говорится, "сурово брови мы насупим" и еще раз напомним гостям, что они находятся в суверенной стране.

Не исключено, что в этой двойственности проявляются и традиционные для российских верхов разные подходы к международным и внутренним проблемам. Для кого-то саммит - хороший повод продемонстрировать свое желание пойти на улучшение отношений с Западом, и не только в сфере поставок энергоносителей. А для других как раз наоборот.

Если посмотреть глубже, то столь широкая амплитуда нынешних политико-идеологических колебаний вполне закономерна. В ее природе - глубокая противоречивость положения российских элит. С одной стороны, их экономические интересы прочно связаны с Западом: деньги за углеводороды, металлы и лес поступают в основном оттуда. Все разговоры о том, что Китай стал равновеликим Западу экономическим партнером России, пока из области "воспоминаний о будущем". И дети учатся там, банковские счета и недвижимость - тоже там. Легализовать капиталы также хотелось бы через приобретение акций ведущих транснациональных (они же западные) корпораций.

Однако, с другой стороны, боязно открыть российские рынки для полноценной конкуренции, допустить международный капитал в значимых пределах до святая святых российской экономики - ее нефтегазового сектора. Вдруг не выдержим конкуренции, и наша "суверенная демократия", продукт сращивания монополий с бюрократическим государством, окажется несостоятельной. И тогда прощай нынешняя сладкая жизнь для власть имущих.

Вот и возникает трудноразрешимая дилемма в сознании наших элит. И с Западом ссориться вроде не с руки, но и волю ему давать тоже нельзя. Хотя и наступила эра глобализации, но это вовсе не означает, что нужно всех "под одну гребенку". Недаром же столь заметными на российской политической сцене стали наши антиглобалисты...

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/51/16.html
10.07.2006



Док. 302358
Перв. публик.: 10.07.06
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 311

  • Рябов Андрей Виленович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``