В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Фельгенгауэр: $1,432 млн. - за кота в мешке Назад
Павел Фельгенгауэр: $1,432 млн. - за кота в мешке
Чтобы продать авианосец "Горшков" Индии, мы должны его сначала сделать

В годы холодной войны Индия была самым важным стратегическим партнером за пределами соцлагеря. Особенно в восьмидесятые, когда сложилась военно-стратегическая ось Пакистан - Китай - США, в Афгане шла война, будущий вице-президент и губернатор Александр Руцкой был сбит на Су-25 пакистанским истребителем F-16 и взят в плен, и казалось, что еще чуть-чуть - и в регионе заполыхает большая война, переходящая в мировую. Предполагалось, что Индия и СССР будут воевать на одной стороне.

Вооружение Индия, понятно, закупала в основном у нас. В Союз в обмен слали чай, кофе, текстиль, пряности. После распада СССР и некоторой заминки, потраченной на выяснение, кто кому сколько должен, поставки оружия возобновились - примерно на один миллиард долл. в год.



Тем временем Индия решительно вскрыла свою, прежде полусоциалистическую, изолированную экономику и успешно включилась в процесс глобализации, став ведущим экспортером программного обеспечения и офисных услуг. (Хорошо обученные индусы обоего пола, сидя дома и работая на компьютерах, по интернету обеспечивают полное управление и делопроизводство, скажем, крупной английской водопроводной компании. И на звонки жителей-трудящихся отвечают по голосовой связи через высокоскоростной интернет. С учетом индийского уровня зарплат выходит выгоднее, чем держать полнокровный офис в Англии.)

Экономически успешная Индия не только сполна оплачивает новые оружейные сделки, но так же уверенно гасит старый советский долг по прежним поставкам. (Всего с 1960-го было поставлено техники на 33 млрд долл.) Продавать индусам выгодно, да в последние годы начались заминки с подписанием новых контрактов. Недавно наши кораблестроители на год задержали поставку в Индию трех фрегатов проекта 11356 в связи с тем, что выявилась несовместимость наших систем вооружения с современной западной (израильской) электроникой. Контракт еще на три фрегата теперь неопределенно отложен.

Индусам сегодня все, включая США, готовы продавать новейшее вооружение и технику. Конкуренция обострилась, и потому в Москве так были рады, когда на прошлой неделе после 10 лет переговоров Сергей Иванов подписал пакет контрактов на 1,432 млн долл. на продажу переоснащенного авианосца "Адмирал Горшков" с удлиненной полетной палубой, 12 палубными истребителями МиГ-29К и четырьмя учебно-боевыми МиГ-29КУБ, с восемью противолодочными и радиолокационно-дозорными вертолетами Ка-28 и К-31. В будущем возможна поставка 30 дополнительных МиГ-29К, строительство береговой инфраструктуры для "Горшкова" еще на полтора млрд долл. Но это, конечно, если исходный контракт удастся выполнить.



Авианесущие крейсеры типа "Киев", из которых "Горшков" (он же "Баку" - проект 1143.4) был последним, строились под самолеты вертикального взлета Як-38, но эти машины оказались настолько негодны (боевой радиус всего в пару сотен км, незначительная боевая нагрузка), что их списали в утиль еще в советское время. "Горшкова" модифицировали под перспективный сверхзвуковой Як-141, но дальше испытаний не пошло.

Теперь индусам обещают МиГ-29К. Этот самолет тоже, по сути, не существует - его создавали для авианосца "Адмирал Кузнецов" (он же "Леонид Брежнев", он же "Тбилиси", проект 1143.5), но тоже не пошло дальше испытаний.

Удлинить палубу "Горшкова" и сделать несколько МиГ-29К на основе серийной модели МиГ-29 наши, скорее всего, смогут. Труднее будет заставить весь комплекс устойчиво работать. Индусы желают иметь стартовую корабельную катапульту, как у американцев, чтобы МиГи взлетали с полной боевой нагрузкой. А у нас такие катапульты никогда не делали, не ставили и не эксплуатировали - с "Кузнецова" палубные Су-33 взлетают с короткого разбега и с трамплина за счет особо мощных моторов.

Впрочем, главная беда крейсеров проекта 1143 (включая "Кузнецова") - основная паротурбинная энергетическая установка, которая нуждается в очень чистой воде. Как говорят специалисты, чтобы она хорошо работала, за авианосцем должен идти танкер с дистиллятом. А иначе быстро засоряются и рвутся медные патрубки, и корабль надо ставить в капитальный ремонт.

Именно из-за этого "Киев", Минск", "Новороссийск" после безуспешной эксплуатации определили в металлолом, "Горшкова" хотят впендюрить индусам, а с "Кузнецовым" мучаются, он, по сути, только один раз в жизни, в 99-м, ходил в полноценный учебно-боевой поход в Средиземное море. Потом был, конечно, ремонт, который совсем недавно закончился, но вряд ли этот инвалид когда-либо станет настоящим авианосцем.

Авиакрыло "Кузнецова" не летало с палубы с 99-го. Командир - Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе - разбился и погиб на Су-33 на суше в Псковской области в июле 2001-го. Он стал Героем, первым посадив Су-33 на палубу "Кузнецова". Для наших летчиков это вправду героическое дело каждый раз, не то что для западных коллег из палубной авиации.

У нас было построено пять авианосцев, истрачены десятки миллиардов, а получились бесполезные модели в натуральную величину. В любой другой стране мира подобный оглушительный провал привел бы к серьезному публичному расследованию. Ведь делать нормальные авианосцы - не на Луну летать.



Теперь вот обещают за малые сравнительно деньги и за четыре года из брошенного за ненадобностью собственным флотом "Горшкова" на коленке сделать первый в истории действующий российский авианосец. Индийская сторона, насколько можно судить, прекрасно понимает, какого кота в мешке им продают. Десять лет торговались и получили корабль бесплатно, а деньги - только по мере выполнения работ. В случае чего продадут судно на металлолом и частично окупят расходы.

Кстати, на нереальном контракте тоже можно успешно наварить реально большие деньги: открывать под госгарантию кредитные линии, которые потом, если и возвращать, то без накрученных процентов. Можно еще выпускать всякие векселя, проводить с ними операции и т.д. Найдется при случае в этом деле и доля для посредников с зарубежной стороны.

В принципе не исключено - вдруг расстараются наши мастеровые для иностранцев не как для своих: пойдет "Горшков" по индийским морям без ремонтов, и самолеты будут летать. Но надо спешить. Средний возраст работников на предприятиях и в КБ отечественного ВПК подошел к 60 годам. Либо сейчас сделаем наконец первый и последний настоящий авианосец, либо - никогда.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2004/05/20.html
26.01.2004



Док. 302405
Перв. публик.: 26.01.04
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 318

  • Фельгенгауэр Павел Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``