В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Фельгенгауэр: Россия проигрывает бой с тенью Назад
Павел Фельгенгауэр: Россия проигрывает бой с тенью
Почему образ врага выгоднее искать на Западе

После распада СССР западное направление и в первую очередь Балтийский регион рассматривались как источник основной внешней угрозы. Начиная с 93-го именно здесь проходили самые серьезные и затратные командно-штабные учения, которые отрабатывали оборону калининградского анклава, отрезанного от остальной России новыми членами НАТО. Было принято принципиальное решение о создании на территории области объединенной группировки в рамках Ленинградского военного округа. За образец было взято построение структуры командования во время осады Севастополя в 1941-1942 годах: сухопутные части и ВВС были уже в мирное время подчинены командованию Балтфлота.

Военные игры вокруг Калининграда как потенциального балтийского Севастополя были в 99-м доведены до логического конца во время масштабных учений "Запад-99". Под влиянием бомбежки Югославии было заложено, что НАТО сначала осуществляет сухопутную, морскую и воздушную блокаду Калининграда, а потом совершает воздушно-космическое нападение с массовым использованием высокоточного оружия. Исчерпав возможности обороны обычными средствами, чтобы избежать полного поражения и потери Калининграда, был нанесен ответный ограниченный ядерный удар. Четыре крылатые ракеты большой дальности (КРБД) с ядерными боеголовками были условно выпущены стратегическими бомбардировщиками: две из них уничтожили два крупных города в Западной Европе, еще две - два города в США. После ядерного удара агрессор условно испугался, признал свое поражение и отступил.

В 2000-м, когда в Кремле воцарился Владимир Путин, а поток нефтедолларов позволил увеличить военные расходы, в Баренцевом море были проведены еще более масштабные, советского образца учения, посвященные будущим сражениям на море и в воздухе с НАТО. В ходе попытки уничтожить условную американскую авианосную группировку погиб новейший ядерный подводный крейсер "Курск". Погиб, как ясно теперь, из-за неготовности экипажа проводить столь сложные операции.

После потери "Курска" наши пару лет зализывали раны. Но в 2003-м крупномасштабные антизападные учения продолжились - в связи с американским нападением на Ирак - в Индийском океане. Корабельная группировка вновь отработала уничтожение американского авианосца, а стратегическая авиация условными и реально-практическими пусками КРБД - ядерное уничтожение американской базы на острове Диего-Гарсия.

В прошлом месяце в Северной Атлантике была развернута самая мощная в истории группировка нашего флота в составе ядерного крейсера "Петр Великий", авианосца "Адмирал Кузнецов", крейсера "Маршал Устинов", еще четырех кораблей при поддержке ядерных ударных подводных сил. Морские летчики авиакрыла "Кузнецова" летали с палубы первый раз после перерыва в 7 лет.

Неудивительно, что учения закончились катастрофически: корабельный Су-25УТГ при посадке сломал переднюю стойку шасси и вспахал летную палубу "Кузнецова". Никто, слава богу, не погиб. И "Кузнецова", и остальные надводные корабли очень потрепало штормом. На "Кузнецове", который только вышел из ремонта, открылись многочисленные течи. В конечном итоге наша ударная авианосная группировка после условной встречи с условным противником с трудом прихромала назад в Североморск, оставляя за собой широкий след вытекающего из "Кузнецова" топлива. Теперь наш единственный авианосец вряд ли скоро опять поплывет.

После сентября 2001-го одно время казалось, что Кремль настроен установить союз с Западом и интегрировать Россию в западную цивилизацию. Теперь совершенно очевидно, что, несмотря на постоянные потери в связи с плачевным состоянием техники и подготовкой личного состава, Москва определенно выбрала Запад в качестве главного стратегического противника.

Выступая на днях в Москве, высокопоставленный американский дипломат разъяснил, что союзники - это страны, имеющие общую идеологию и ценности. Партнеры - это страны, у которых иногда бывают общие интересы. Если Путин утверждает, что более сотни миллионов российских граждан надо лишить права выбора региональных руководителей, то о союзе с Западом говорить бессмысленно. Союзник у нас - Александр Лукашенко, с ним у Путина общая идеология и общие ценности.

В Средней Азии существует угроза свержения постсоветских режимов исламистами, а это не в интересах России и не в интересах Запада. Вот там и сложились условия для ограниченного партнерства: например, французам и немцам наши предоставили возможность военного транзита в Афган и в Среднюю Азию. А в Балтийском регионе, напротив, исламистской угрозы нет и реальная основа для серьезного сотрудничества отсутствует.

При этом хоть Калининград с Кавказом рассматриваются как основные угрожающие регионы, реально группировка в Калининграде была в последнее десятилетие существенно сокращена. Никто в здравом уме в Москве всерьез не ожидает нападения НАТО, никто не собирается всерьез топить американские авианосцы. Но ничего другого наши военные не умеют и учиться другому не хотят. Основные системы вооружения и инфраструктура были построены для борьбы с Западом. Как саблезубый тигр с огромными клыками, чтобы охотиться на мастодонтов. Сейчас наш тигр одряхлел и клыки шатаются, но ловить мышей, скажем, на Кавказе, все равно отказывается наотрез.

Понятно, что вся эта кутерьма, связанная с продолжением военного противостояния Западу с негодными средствами, совершенно бессмысленна. Недавно Путин, к примеру, публично ругался: зачем бегают Карацупы по финляндско-российской границе?

А зачем России сегодня Балтфлот принципиально большего состава, чем у Финляндии или Латвии? Зачем продолжать охранять патрулями побережье Ледовитого океана, Охотского моря и Чукотки? Зачем из Москвы самолетами везти через Камчатку в Магадан призывников-пограничников, поморозив их по дороге? Патрулировать побережье на случай высадки с подлодок американских диверсантов или шпионов? Вовсе нет: погранзаставы и округа на северах нужны, чтобы поучаствовать в эксплуатации весьма ценных природных ресурсов и регулировать их доставку на рынок. Туда призывников - назад теми же бортами, например, красную икру бочками.

Путин, надо думать, понимает бессмысленность происходящего, но сделать ничего не может, оставаясь в рамках режима, который сам создал. В России существуют вполне конкретные люди и силы, которые кровно заинтересованы в том, чтобы партнерство с Западом не переросло в реальную интеграцию. Можно вести интенсивный диалог в специализированных группах Совета Россия - НАТО. Можно проводить ограниченные антитеррористические учения. Но нельзя увлекаться: исчезнет привычная тень удобного врага.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2004/85/22.html
18.11.2004



Док. 302487
Перв. публик.: 18.11.04
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 297

  • Фельгенгауэр Павел Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``