В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Фельгенгауэр: `ТОР-М1` здесь не уместен Назад
Павел Фельгенгауэр: `ТОР-М1` здесь не уместен
Зенитные комплексы "Тор-М1", поставленные Ирану, уже ударили по имиджу России

На нашей улице - праздник, а на заинтересованных лицах - радостное возбуждение: после перерыва более чем в 10 лет на прошлой неделе был подписан с Ираном контракт на поставку 29 зенитно-ракетных комплексов "Тор-М1". По некоторым источникам - сделка на 700 млн долл., по другим - на целый миллиард вместе с патрульными катерами и соглашением на модернизацию истребителей МиГ-29.

С 91-го Иран был одним из основных покупателей нашего вооружения, но летом 95-го наш премьер Виктор Черномырдин и вице-президент США Ал Гор утвердили секретный меморандум о том, что Москва не будет подписывать новые контракты с Тегераном. При том, что уже заключенные, в том числе лицензионное совместное производство танков Т-72С и БМП-2, продолжатся. В обмен США обещали дать России серьезную квоту на запуск нашими носителями иностранных спутников связи, содержащих американские технологии.

Американцы, надо сказать, свои обязательства полностью выполнили. Во всяком случае, так мне разъяснял ситуацию в 98-м помощник президента по иностранным делам Сергей Приходько, который и сейчас выполняет в Кремле ту же работу.

В первой половине девяностых мы поставили Ирану вооружений и техники на сумму более 5 млрд долл., но Тегеран деньгами заплатил лишь 1 млрд, а на остальное хитрые персы изыскали всякие неоплаченные советские счета для взаимозачета. Компания-спецэкспортер "Росвооружение" в 95-м поддержала решение подписать меморандум Гор-Черномырдин. Как сказал мне тогда один из ее руководителей: "Надоело и невозможно вести дела с иранцами - только бесконечно торгуются, намного хуже, чем китайцы".

После 95-го, осознав, что явно перегнули палку, персы начали интенсивно обхаживать заинтересованных людей в Москве, обещая - если Гора с Черномырдиным денонсируют - сразу осчастливить многомиллиардными закупками. В 2000-м новый президент Владимир Путин так и поступил.

Понятно, что верные себе иранцы обвели наших вокруг пальца и практически ничего за следующие пять лет не закупили - вываживали клиента. И только теперь, когда в Тегеране президентом выбрали экстремиста Махмуда Ахмадинеджада, был подписан первый большой контракт. Наши, похоже, так обрадовались, что не поняли, в какую попали западню.

США и Израиль давно и обоснованно обвиняют иранские власти в поддержке международного терроризма, а также в разработке с агрессивными целями ядерного оружия и средств его доставки. Новый иранский президент добавил аргументов, публично призвав стереть Израиль с лица земли.

Вряд ли случайно эти новые агрессивно-юдофобские высказывания так близко совпали по времени с объявлением о подписании контракта по "Тор-М1". В США есть закон, по которому за поставки оружия Ирану обязательно должны быть введены санкции. До сих пор Белый дом их вводил только против отдельных российских предприятий, но теперь не исключено, что конгресс потребует ввести санкции против России как страны, что может включать запрет на инвестиции, на ввоз современных технологий и запасных частей к уже имеющемуся оборудованию не только американскими компаниями, но также европейскими и японскими.

США могут, угрожая закрыть доступ к американскому рынку и технологиям, заставить практически любую крупную западную финансовую или производственную компанию выполнять их предписания. Впрочем, сделка по "Тор-М1" и одновременные заявления Ахмадинеджада вызвали в Западной Европе настолько негативную реакцию, что сильного американского давления может и не понадобиться. В любом случае в настоящее время и в обозримом будущем американский сенат ни за что не поддержит вступление России в ВТО, а без него дальше развивать экономическое и технологическое сотрудничество с ЕС фактически невозможно. Если иранцы нарочно хотели вбить солидный клин между нами и Западом, чтобы не оставаться в международной изоляции в одиночестве, у них здорово получается.

По уму Москве стоило бы немедленно объявить о приостановке выполнения военных контрактов с Тегераном хотя бы до получения официальных разъяснений о намерениях иранского руководства. Но вместо того министр обороны и вице-премьер Сергей Иванов объявил, что "Тор-М1" никому не угрожает и "является оборонительным вооружением", что звучит совершенно несерьезно. "Тор-М1" создавался как оружие сопровождения бронетанковых дивизий на поле боя, и с каких это пор такие соединения стали "стопроцентно оборонительными"? Если иранские ударные танковые дивизии, вооруженные Т-72С, пересекут границу, то их будут прикрывать именно "Тор-М1".

"Тор-М1" выпускает ФГУП "Купол" (Ижевск), который входит в состав концерна "Алмаз-Антей", где председателем совета директоров - Виктор Иванов, член президентской администрации и близкий соратник Путина, один из самых влиятельных людей в Кремле. Концерн "Алмаз-Антей" был создан по указу Путина в апреле 2002 года.

Основная цель, надо думать, состояла в том, чтобы направлять в нужную сторону многомиллиардные финансовые потоки от предполагавшихся крупных экспортных сделок. В области систем ПВО до сих пор сохранился такой значительный, еще советский, задел готовых изделий и комплектующих, что начальству, похоже, грезился в будущем один лишь трудовой пот - при распиливании прибытков. Однако с экспортом систем ПВО что-то не заладилось, как мечталось, и тут такой праздник с "Тор-М1", но и его пытаются подпортить.

Гневная реакция российских властей на западную критику по-человечески понятна. Впрочем, потенциальный ущерб России от нового контракта с Ираном в сотни раз превышает возможную выгоду от его выполнения, потому очень хотелось бы, чтобы в этот раз кремлевские-питерские все же смогли преодолеть позывы личной жадности.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2005/93/02.html
12.12.2005



Док. 302550
Перв. публик.: 12.12.05
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 285

  • Фельгенгауэр Павел Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``