В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Фельгенгауэр: Министру иванову пора подумать о сержантской должности Назад
Павел Фельгенгауэр: Министру иванову пора подумать о сержантской должности
Пока в армии не появятся хорошие унтер-офицеры, глупо говорить о ее реформировании

Дело Андрея Сычева случайно стало известно стране. Теперь, понятно, виновных примерно накажут, хотя, скорее всего, по полной программе получат лишь непосредственные исполнители - старослужащие из призывников, а всякое воинское начальство, когда шумиха уляжется, отделается дисциплинарными взысканиями. В любом случае наказание виновников ничего не изменит по существу, только лишний раз напомнит офицерам и генералам, что надо лучше прятать концы, не допуская огласки.

Ежегодно (по официальной статистике) в Вооруженных силах в небоевых действиях гибнут больше тысячи человек. Есть серьезные основания полагать, что немалая часть тех, кто числится в самоубийцах или погибшими от несчастного случая, на самом деле жертвы дедовщины. Впрочем, этот чудовищный уровень смертности, похоже, для начальства лишь факт статистики. Показное расследование дела рядового Сычева, попавшего в жернова дедовщины вместе с сотнями тысяч других военнослужащих, ничего не остановит и ничего не исправит.

Известно, что институт так называемых неуставных отношений целенаправленно насаждался военным командованием в частях начиная еще с шестидесятых годов. В СССР и сейчас в России нет в Вооруженных силах профессионально подготовленных унтер-офицеров, которые во всех нормальных армиях мира поддерживают дисциплину в казармах. Старослужащие ("деды"), выполняющие у нас их роль, недостаточно подготовлены, их никто специально не отбирал руководить воинским коллективом, у них нет ни моральной, ни материальной заинтересованности сохранить должность и сделать военную карьеру.

Необходимость создания в России корпуса профессиональных сержантов давно вроде всеми признана. О том, что надо заполнять контрактниками должности сержантов, публично заявляли и президент Владимир Путин, и министр обороны Сергей Иванов. Но для того, чтобы набрать дельных и перспективных молодых людей в унтер-офицеры, нужна для начала профессиональная система отбора и рекрутирования. Нужны также специальные сержантские училища вместо нынешних, доставшихся в наследство от СССР, сержантских учебок со сроком обучения в несколько месяцев.

Молодой человек, выбравший карьеру унтер-офицера, должен иметь гарантированную приличную зарплату, перспективу служебного роста по линейке унтер-офицерских должностей, четкие гарантии социального и трудоустройства, когда после 10 или 20 лет службы он выйдет в почетную отставку. Человек должен дорожить местом и репутацией, тогда в воинском коллективе, которым он руководит, не будет дедовщины со смертоубийством.

Сегодня в сержанты-контрактники набирают кого ни попадя. Впрочем, откуда возьмутся дельные сержанты и много ли они помогут, если найдутся, когда офицерский корпус никуда не годится? Младшие офицеры массово увольняются, старшие ждут бесплатной квартиры, чтобы уволиться, в генеральской среде тем временем разложение, коррупция и чудовищный непрофессионализм.

Дедовщина в Вооруженных силах нарастает год от года и становится злее еще и потому, что сегодня неуставные отношения - не только основной рычаг поддержания подобия дисциплины, но также основной способ принудительного набора контрактников.

Перевод Вооруженных сил частично на контрактную основу - основа реформы, которую с 2001 года проводят министр Иванов и Генштаб. К 2008 году все части постоянной готовности должны быть укомплектованы контрактниками. Но военкоматы (не предназначенные для того) не в состоянии набрать подходящих рекрутов, а профессиональную службу отбора добровольцев никто и не думает создавать. Зарплата, предлагаемая контрактникам, невелика, условия службы непривлекательны, но начальство нашло выход - понуждать призывников подписывать контракты после шести месяцев службы.

Сейчас уговорить подписать краткосрочный контракт нередко удается без особого выкручивания рук и ног. Все одно еще служить, объясняют рекруту, а после подписания контракта какие-то деньги будут платить, и режим помягче. После 2008-го, когда срок срочной службы сократится до года, надо ожидать резкого всплеска неуставных отношений: сержанты из контрактников и старослужащие, следуя негласным указаниям начальства, будут мордовать призывников, понуждая подписывать после полугода службы контракты еще на три года "добровольно". В Думе, кстати, уже готовят закон, чтобы за разрыв подобного контракта - тюрьма, как за дезертирство. Рядовой Сычев, кстати, как раз успел полгода отслужить.

Вся российская реальная политика - внешняя, внутренняя, экономическая, по части прав человека - близко не имеет отношения к пропагандистскому её прикрытию, но, наверное, нигде разрыв между словами и делами не так велик, как в оборонном ведомстве. К воровству и коррупции начальства народ как-то притерпелся. Но трудно принять то, что мальчики из деревень и небольших городов, как Сычев из Краснотурьинска, не пытаясь откосить, идут служить, часто в охотку, наслушавшись, насмотревшись всякой военно-патриотической пропаганды, и попадают в шестеренки наших чудовищных Вооруженных сил.

Не каждому ампутируют потом ноги, совсем не каждого привозят домой в цинковом гробу, но моральные травмы у всех и на всю жизнь. Практически каждый подвергается насилию, а потом, став "дедом", сам насилует беззащитных.

Пока Иванов остается министром обороны, ничего не исправить к лучшему. Но если его уволят, то ведь непременно с повышением - в премьеры, а то и Путину назначат в преемники. Тогда не только призывникам - никому в России мало не покажется. По всему выходит, что при нынешнем режиме (с Путиным во главе или без) никакая разумная реформа Вооруженных сил в принципе невозможна. Бессмысленно заниматься "модернизацией" и "оптимизацией", как предлагает начальник Генштаба Юрий Балуевский, когда надо менять всю систему.





ТЕМ ВРЕМЕНЕМ



Министр обороны Словакии Юрай Лиска 19 января подал в отставку из-за авиакатастрофы, в результате которой погибли словацкие военнослужащие.

На пресс-конференции в минувшую пятницу он сообщил, что его решение "принято не по политическим мотивам, оно объясняется состраданием к семьям, потерявшим своих близких", - передает "Интерфакс". "Моя отставка объясняется вовсе не разумными мотивами или логикой. Она вызвана зовом сердца", - подчеркнул Лиска.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/06/09.html
30.01.2006



Док. 302566
Перв. публик.: 30.01.06
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 270

  • Фельгенгауэр Павел Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``